Как один испанский город освободил центр от машин
Источник: мэрия Понтеведры
А что, если для нормального функционирования городу необходимо куда меньше машин, чем кажется? Что если не пускать машины не на одну-две улицы а в весь центр города? Примерно как в Малаге или в суперкварталах Барселоны.
На самом-самом западе Испании, в Галисии, недалеко от знаменитого на весь мир Сантьяго-де-Компостела есть городок Понтеведра. Известен он поменьше столицы региона и прежде всего – среди специалистов. Дело в том, что в последние годы там проводится политика избавления центра города от автомобилей.
И вот что получается:
Нынешний мэр Мигель Лорес занимает этот пост ещё с 1999 года. И в первый же месяц у власти он превратил из автомобильных в пешеходные 300 тысяч квадратных метров дорог в центре города, замостив их гранитом. При этом сам он говорит, что изначально планировалось лишь улучшить дорожное движение, чтобы разгрузить центр, выгнать из него маргиналов и криминал, вернуть сбежавших от шума и беспорядка жителей. Но в итоге вчерашние автомобильные улицы в одночасье стали общественным пространством.
Парковки ушли на периферию и под землю, а светофоры уступили место круговым перекрёсткам. Постепенно зона, свободная от машин, расширилась из старого города на территорию, застроенную в XVIII веке. А в остальном городе максимальная разрешённая скорость движения автомобилей снизилась до 30 километров в час.
Фото: Luis Pereiro Gomez
Результаты? На тех улицах, где в 1996–2006 годах в ДТП погибли тридцать человек, с тех пор погибли лишь три – и те до 2009 года! Выбросы углекислого газа за это же время упали на 70 %. Городские поездки на автомобилях упали на три четверти, а в центре города стало на 12 тысяч жителей больше (население всего города – около 80 тысяч). Одновременно было остановлено возведение новых крупных торговых центров, выручившее малый бизнес во время экономического кризиса.
Источник: мэрия Понтеведры
Конечно, не всё прошло гладко. Нельзя запретить автодвижение на улицах и ждать, что горожане сразу же будут несказанно этому рады. Автовладельцы настаивают на своей привилегии ездить, где вздумается, считая это своим правом. Но исключения пока делаются только для свадеб и похорон – и то для одной машины. Естественная возникшая проблема – недостаток парковочных мест и заторы на границе безавтомобильной зоны. Также жители жалуются, что оттуда невозможно попасть в самый центр города иначе как пешком или на механическом транспортном средстве – нет никакого общественного транспорта. Также им не хватает мест для непродолжительной парковки – у школ и магазинов. Галисия – дождливый регион, но даже если у вас есть машина – за продуктами придётся идти пешком.
Источник: мэрия Понтеведры
Если будете в Понтеведре – не забудьте вот эту схему. Нет, это вовсе не метро, как может показаться на первый взгляд. Это схема пешеходного центра с расстоянием и примерным временем на дорогу из расчёта в пять километров в час. Подобные карты теперь используются и в других городах Галисии, а также во Флоренции, Кальяри и в одном из районов Лондона.
Почему нельзя убирать парковки из центра
Россия для богатых
Зачем снижать скорость?
С кого нам брать пример
Что эти дикари себе позволяют?!
Ребёнку нужен не автомобиль, а комфортный город