5 шагов, которые сделают город лучше



Это перевод статьи канадского урбаниста Брента Тодериана '5 steps to making better cities', выполненный "Городскими проектами". Он говорит о 5 простых шагах, которые может сделать любой город, чтобы стать лучше, современнее и комфортнее. Любопытно, что ванкуверец Тодериан озвучивает некоторые ошибки, которые до сих пор продолжают совершать даже западные города — и которых мы могли бы сразу избегать на их примере.

Далее повествование от его лица:


Один из самых частых вопросов, которые мне задают: «Какие города являются лучшими в мире?» У меня есть несколько вариантов ответов, но обычно я стараюсь перейти на другую тему — к вопросу, который мне кажется более интересным: «какие города прямо сейчас делают всё возможное, чтобы стать гораздо лучше?»

Поскольку большая часть моей работы, связанной с консультациями городов по «продвинутому урбанизму» — это, простыми словами, помощь городам стать лучше, то вдохновляющие примеры успешных городских изменений — просто на вес золота. С другой стороны, города, которые и так прекрасны уже долгое время, не так подходят в качестве примеров, потому что циники с лёгкостью поставят на них крест. Как часто можно услышать: «Да ладно, [вставьте имя города] всегда таким был! Мы никогда не станем как [этот город]!»



Ну и будем честными: отличные города спокойно могут почивать на лаврах, выезжая за счёт умных решений, принятых десятки или даже сотни лет назад. Представьте Нью-Йорк до Блумберга или Париж до Деланоэ и Идальго. Или, может, у вас есть другой пример. Вдохновляют именно города, которые принимают храбрые, креативные решения, чтобы стать лучше (даже если они ещё не сработали), и их же трудно игнорировать другим.

Каждый город мира постепенно приобретает опыт, не покладая рук старается стать лучше, хотя стартовые позиции у всех разные. Действительно, можно спорить о том, как это — «лучше» (включая такой немаловажный момент, как «для кого лучше?»), и даже когда уже доказана разница между тем, что лучше и что хуже, некоторые города поступают неправильно (не хотите ли немного магистралей?). Но мне кажется, что даже города с чётким пониманием того, что будет лучше, не знают, как это сделать, и путь к успеху получается долгим.

За многие годы работы с городами я придумал, как начинать разговор на эту тему — «5 шагов, которые сделают город лучше». Думаю, это поможет сделать первый шаг к изменениям, если люди понимают, с чего им начинать.



Шаг 1: делаем неправильно



К сожалению, многие города всё ещё наглядно демонстрируют, что они на этом шаге: это любой город, от Далласа до Мельбурна, который строит шоссе в городе и через него, расширяет и без того широкие дороги или строит районы с низкой плотностью и торговые центры, повышая зависимость от автомобилей. Существуют многочисленные данные о затратах и последствиях этих ошибочных действий, но те, кто принимает решения, продолжают это делать — зачастую из-за некорректных правил и процедур, динамики рынка, узости взглядов или просто неумения управлять. Чтобы на самом деле сделать город лучше, нужно не только начать делать правильные вещи, но и прекратить делать неправильные — но зачастую это сложнее.


Шаг 2: улучшаем неправильное

Вот этот шаг обычно провоцирует бурные дискуссии в мэриях и не только. Города могут прикладывать множество усилий, чтобы не отказываться от того, что они делают, и может быть соблазнительно просто похвалить себя за найденный способ сделать неправильное лучше. Любимый пример: электрические и беспилотные автомобили, другими словами, более лучшие автомобили — когда правильный ответ «меньше автомобилей». Или, раз уж на то пошло, идея Илона Маска построить более лучшие тоннели более лучшим бурильщиком, чтобы перемещать более лучшие автомобили (в гораздо большем количестве) под городами. Слишком много мэров мне заявляют, что не нужно финансировать общественный транспорт, потому что мы все «через несколько лет будем ездить на беспилотных автомобилях» (нет).



Другие примеры в контексте городского дизайна — широкие артериальные дороги с благоустроенными разделительными полосами или огромные парковки, где обязательно благоустраивать пространство между парковочными местами (я боролся за такие в Калгари, потому что в то время я не мог добиться правильного решения — значительного снижения количества парковок). Значимые люди вроде того же Маска могут быть значимыми проводниками идеи «улучшить неправильное», отвлекая принимающих решения от правильных действий, например, правильного землеустройства и умных инвестиций в мультимодальную инфраструктуру.


Шаг 3: пытаемся сесть на оба стула



Города, которые перешли на этот шаг, начинают инвестировать в правильные вещи вроде общественного транспорта и велоинфраструктуры, идти верным курсом — например, принимать правильные решения по использованию земли. Но в то же время они продолжают делать неправильные вещи, и, обычно, в ещё большем объёме. Мой любимый пример — решение Денвера построить трамвайную линию и в то же время расширить хайвей рядом с ней, строя гигантские парковки рядом с остановками трамвая. Или вот австралийский Брисбен, где инвестируют в скоростной автобус и велошоссе под магистралью на эстакаде, проходящей над набережной (которую им по-хорошему нужно снести), а все остальные деньги, выделенные на транспорт, используются для облегчения жизни автомобилистов. Города, застревающие на этом шаге, выбиваются из колеи, потому что не видят прогресса — люди не пересаживаются с иглы автомобилей на общественный транспорт. Но это неудивительно, потому что жёстких решений, которые сделают город таким, как его представляют в планах, не принимается.


Шаг 4: делаем правильно, но плохо



Этот шаг я добавил совсем недавно после многочисленных разговоров. Он о том, что делать правильные вещи плохо — хуже, чем вообще ничего не делать. Подумайте об экспериментах с велодорожками или транспортом, которые были плохо продуманы или вели из ниоткуда в никуда. Когда они проваливались или не работали должным образом, в каком ключе велись дальнейшие разговоры? Действительно, если что-то сделано плохо, это может отодвинуть хорошую идею на долгие годы. («Видишь? Говорил же, что это плохая идея! Мы никогда больше не будем этого делать!») Но также правдиво и то, что умные города, мыслящие стратегически, проводили успешные эксперименты и пилотные проекты или же просто учились от обычных каждодневных ошибок, будучи в рамках культуры, поощряющей риски и быстрое обучение. Быстро учиться и поправлять ошибки — это то самое необходимое изменение, над которым надо поработать многим мэриям. В то же время, я бы предпочёл, чтобы города делали правильные вещи плохо (поначалу), а не продолжали делать лучше плохие.


Шаг 5: делаем хорошо и правильно



Даже если вы наконец доберётесь до того момента, когда будете делать правильные вещи хорошо, накопление опыта на этом не прекратится. Нужна культура непрерывного обучения и совершенствования. Хорошая новость: «соблазн успеха» помогает. Просто задумайтесь, как много городов по всему миру, которые считаются успешными, вроде Барселоны, Лондона, Вены, Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Стокгольма, Мельбурна, Ванкувера и Копенгагена, очень стараются превзойти друг друга и стать ещё лучше. Там любят результаты своей работы (и внимание, которое они привлекают) и хотят идти ещё дальше!

А на каком шаге ваш город? Прежде чем ответить, помните, что эти шаги не являются полными описаниями какого-то города. Город может сидеть на всех пяти стульях одновременно при обсуждении разных элементов градостроительства.

Каждый город может выбирать различные решения и то, как ему изменяться. Первый шаг зачастую включает в себя прямой разговор о текущем положении дел и перспективах города, если он будет идти текущим курсом. Надеюсь, эти 5 шагов и последующие обсуждения помогут вашему городу.

Оригинал на английском
Перевод


На каком шаге сейчас находится ваш город?

1
160(42.7%)
2
61(16.3%)
3
82(21.9%)
4
60(16.0%)
5
12(3.2%)

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
ПОка меня не сбили машиной - я постоянно ездил по городу на велосипеде. Я больше скажу - сейчас когда начинаю болеть отсутствием наката - собираю себе быстрый кантрийник. И знаете что - я с Кантемировской до Павелецкой могу добраться за 35 минут. А рекорд, назад по плоскачу с Зацепа до Коломенской - 22 минуты.
Самое главное-отстаньте уже от автомобилей. Невозможно пересесть на этот ваш общественный транспорт. Это удобно, когда он у тебя в ста метрах от дома и от работы. А когда до него несколько километров, то я манал. На велосипеде ехать?
А где Кульманов? Его посты-самое интересное, что есть в блоге, а не эта унылая жвачка.

Edited at 2019-02-22 17:24 (UTC)
Если мы не наделаем градостроительных ошибок, их сделают солдаты НАТО
К этим псевдоурбанистам(и Варламову) похоже нужно относиться как к городским сумасшедшим.

Хороший город в их глазах это где форточки у туристов красивые, и для жителей самого центра где все в пешей доступности - это в корне не верно.

Город живет за счет экономически активного населения. С этого и должны начинаться приоритеты, как в случае разгерметизации самолета маску вначале надевает мама, а уже после на ребенка.

Даже в их однобоко натянутых примерах. Видно что экономически активное население пересаживается с личного транспорта только насильственными мерами. Т.е. по сути их действительность сводиться к тому что бы НАВРЕДИТЬ комфорту людей, которые и наполняют бюджет.

Комфорт местных жителей должен быть в приоритете над красотой для туристов!

Пока псевдоурбанисты предлагают променять салон автомобиля на трамвай с максимальном наполнении(стоячими). К ним нужно относиться с легкой ухмылкой.

Красота это тоже важно, но там где она не мешает комфорту. Форма не должна доминировать над содержимом.
Придется полюбить. Так надо.

Вообще-то я уже устал разъяснять прелести поездки на велосипеде в оттепель из дома до ближайшего (за пару другую километров) переполненного трамвая.
два шага, которые сделают россию прекрасной,
* сменить народ
* сменить чиновников
если не можете выполнить второе, то начните с первого
строит шоссе в городе и через него, расширяет и без того широкие дороги или строит районы с низкой плотностью и торговые центры, повышая зависимость от автомобилей

Как в городе-мегаполисе уехать из одного конца города в другой? По узенькой двухполосной дороге?

ТЦ удобны работающим людям. Им удобнее затариваться раз в неделю в выходной (и вместе с этим еще сходить в кино, кафе, и т.д.), чем после работы ежедневно бегать по магазинам. А тащить домой продукты на неделю удобно на автомобиле.

правильного решения — значительного снижения количества парковок

Если снизить количество парковок, то люди будут парковаться на тротуарах и газонах.

правильные вещи вроде общественного транспорта и велоинфраструктуры,

Велосипед в мегаполисе вроде Москвы - это развлечение. Каждый день для поездок им пользуются единицы. Никто не предлагает за счет городского бюджета создать специальную инфраструктуру для катающихся на роликах, самокатах или лошадях.Велосипед похож на полноценный городской транспорт не больше, чем все вышеперечисленное.

Такое впечатление, что автомобилисты для вас не люди, не такие же жители города. Это называется "дискриминация", нет?
Как в городе-мегаполисе уехать из одного конца города в другой?
-----

Сегодня что, вечер тупых? Что значит КАК?

Вам же Варламов русским по белому написал: на велосипеде.

Надо ехать.
Как можно планировать массовый велотранспорт в стране, где шесть месяцев - зима, а половину остального времени идет дождь? Притаких условиях никто на великах ездить не будут, это все потные мечты. Сидней, блин... перенесите Питер на широту Сиднея.
части верно
но это не повод оставлять автовладение в том виде каком оно существует сегодня - заебло на каждом шагу вёдра
Нельзя пересадить людей на велосипеды или общественный транспорт. Ну не поеду я на деловую встречу зимой или осенью в костюме и пачкой документов на велике или трамвае. Потому что испачкается, помнется и настроение будет на нуле.
И за покупками в маркет я не поеду на ОТ, только на автомобиле. И на дачу тоже. И с тещей в поликлинику на машине. И так далее.

Общественный транспорт нужне в 2 случаях: когда он ходит от дома до цели поездки по прямой без пересадок, или когда нет денег на автомобиль.

Это ВСЕ причины использования ОТ, а не автомобиля.
Город с населением более 100 тыс - уже обречён.
Либо он распадается на кластеры и уже не единый город (разве только по названию)
В соревновании этих кластеров первым - самый дешевый и простой ; именно его держат в уме все остальные.
Расселение миллионников - задача будущего.
А благоустраивая мегаполисы, надо помнить, что мы красим гроб.
-дело тоже полезное.



Edited at 2019-02-22 18:10 (UTC)
Будущее именно за мегаполисами, и даже за гигаполисами - населением более 100 миллионов человек.
Шкуматов давеча правильно написал, что все проблемы у нас в коррупции. Ибо строят за откаты за мкадом в чистом поле муравейники, куда едут куча переселенцев из регионов и ипотечники. Работы в поле нет. Вся эта кодла едет в нерезиновую на авто, ибо транспорт другой там отсутствует, а перехватывающих парковок нет. И хоть ты убейся, но нет вариантов других у этих людей. А по 50 км в одну сторону зимой на велосипеде, это только Варламову под силу, а не отцу небольшого замкадного семейства
Проблема коррупции! Когда зарплаты в Нерезиновой и Поребрик-Сити в разы выше, чем в регионах, а то и вовсе в Усть-Пердюйсках никакой работы нет, ибо моногорода, а заводы-пароходы массово банкротятся и народ выкидывают "за забор", естественно пипл массово переезжает в Москву, Питер и прочие миллионники. И хавает человейники в чистом поле типа Мурино, ибо ничего другого не остаётся.
← назад