February 16, 2019

Советник главы Удмуртии объясняет сельское благоустройство

Недавно я рассказывал вам о чудесах проектирования объектов благоустройства в удмуртском селе Чепца. Там вместо дизайн-проекта нарисовали будущую городскую среду цветным карандашом на бумаге. Но позже оказалось, что проблема даже хуже, чем могло показаться на первый взгляд. И дело даже не в том, что эскизы рисовали ученики средней школы (не шутка), а в том, что подобное происходит по всей стране.

И причина этого очень простая: у местных властей на проектирование зачастую нет денег. На днях мне ответил Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртской Республики по вопросам развития городской среды и выпускник программы Архитекторы.РФ. Публикую его пост с сокращениями и иллюстрациями:

1. Что происходит?
Вот уже неделю не утихают страсти вокруг материалов с сайта муниципального образования «Чепецкое» (Удмуртия), где были размещены карандашные эскизы под видом дизайн-проектов благоустройства общественных пространств.

Для тех, кто пропустил, главная мысль: «ужас-ужас, смех и грех — в Удмуртии проекты благоустройства в рамках федеральной программы, рисуют карандашами на бумаге, да ещё и без линейки. Да и мало того, что рисуют, так ещё и строят потом по всем этим рисункам реальные объекты».

В общем и целом, да, суть трагикомичности этой истории для внешнего наблюдателя очевидна. Карандашный рисунок — это не тот документ, который сегодня принято называть «дизайн-проектом общественного пространства» ни по форме, ни тем более по степени проработанности.
И абсолютно точно можно и нужно делать проекты благоустройства лучше, чем те, что были реализованы в Чепце в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда».

Фото: Муниципальное образование "Чепецкое"

Так что «праведный стёб» урбанистов и иже с ними вполне очевиден и обоснован. Они не обязаны вникать в контекст и знать специфику «сельского благоустройства», особенно, если не видел других объектов в малых посёлках кроме тех, что в Татарстане или сделаны совместно с каким-то модным бюро.

Но «смех и грех» всей этой истории совсем не в том, что в Удмуртии, в эпоху победившего урбанизма, в муниципалитете «проектирование» происходит руками школьников на уроке ИЗО.
В России сегодня на уровне посёлков, такого уровня проектирование, происходит примерно везде.
И судя по последнему на сегодня посту Ильи Варламова этот «секрет Полишенеля» перестаёт быть секретом.

Специально не изучал, но знание реалий реализации программы на муниципальном уровне и общение с коллегами из других регионов сформировали у меня ощущение, что «карандашное проектирование» это тот единственный уровень проработанности проектов, который могут себе позволить многие муниципалитеты. А ещё более значительная часть посёлков вообще пропускают этот этап и переходят сразу к смете и стройке.

Для тех, кто не понимает почему так, поясню.
Выделенные региону средства в рамках федеральной программы по заложенной в документах формуле распределяются среди всех населённых пунктов, где численность населения более 1000 человек.
Для понимания масштаба, только в этом году на деньги программы в Удмуртии построят 93 общественных пространства.
Такое распределение приводит к тому, что деньги выделяют всем, но денег этих в связи с этим, катастрофически мало, чтобы сделать что-то стоящее.
Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что на 300-500-700 тысяч крайне сложно спроектировать и реализовать качественный проект благоустройства даже в очень маленьком посёлке. Приведённый пример реализованного проекта из Чепцы, как раз стоил примерно 500 тысяч.

И если на само благоустройство ещё можно тратить федеральные деньги (хоть и скромные в итоге, но всё же), то вот исследования и дизайн-проекты документация — это ответственность исключительно региона и муниципалитета. И, как вы понимаете, на этой части работ обычно экономят или вовсе отказываются от них.

Для тех, кто занимается реализацией программы КГС на уровне регионов и муниципалитетов такое положение дел совсем не новость.

2. Как это исправить?
Кто-то, кто побогаче, изыскивает средства внутри региона и заказывает на них концепции.

Кто-то вовлекает в качестве доноров для проектирования местный бизнес.

Кто-то, вместо благоустройства разного рода площадей и скверов, в уже сформировавшихся общественных пространствах ставит спортивные и детские площадки (чтоб ничего не выдумывать и гарантировать качество)

В качестве варианта обсуждалась также идея — не размазывать по региону федеральные деньги, а аккумулировать средства и делать в год всего 4-5, но хороших, общественных пространства.
Но тут вопрос пока упирается в положения самой программы и реакцию жителей, которым нужно будет принять решение: сделать много (ведь объекты то уже отголосованы), но кое как или мало, но хорошо.

Все эти моменты всплыли ещё в первый же год реализации программы и поэтому МинСтрой рекомендовал запустить в регионах Центры компетенций, которые помогали бы муниципалитетам лучше реализовывать проекты и поднимать общий уровень проектной культуры.

3. Что для этого делается?
Поэтому такой Центр развития дизайна и городской среды мы запустили летом этого года и в Удмуртии, собрав команду архитекторов, городских аналитиков и социологов.

Центр должен стать проектно-экспертной площадкой, которая сможет проектировать и проводить экспертизу проектов благоустройства для муниципалитетов, закрывая тот провал в бюджетах и компетенциях, который я описал выше.

Осенью Марина Нургалиева и её команда объехали все муниципальные районы и изучили план реализации программы КГС на 2019-й. Но ещё до этого стало очевидно, что при плане в 93 проекта, переварить всё это силами одного центра, да, наверное и всех архитектурных бюро Удмуртии вместе взятых — невозможно.

Поэтому перечислю то, что удалось на данный момент уже сделать, чтобы как-то выправить качество реализации проекта в посёлках.

1) Были разработаны методические рекомендации про реализации проектов благоустройства в муниципалитетах, адаптированные под их специфику и бюджеты.
Пособие носит рекомендательный характер и создано, чтобы расширить представления о современных требованиях к комфорту, функциональности и эстетике городской среды. Материалы могут быть использованы в качестве основы для разработки проекта или наглядного примера зонирования территории.
https://disk.yandex.ru/i/0Yk4mkxgSJwySw

2) Были разработаны 7 функциональных схем, которые лягут в основу рабочей документации.
Каждая из схем содержит информацию о функциональном зонировании территории со ссылками на аналоги применяемых материалов и оборудования. Разработаны они для упрощения муниципалитетам сбора исходных данных и ускорения сроков подготовки материалов для прохождения экспертизы. Функциональные схемы служат основой для разработки проектно-сметной документации.http://udmurt.city/projects

3) Были разработаны 3 дизайн-проекта для общественных пространств в посёлках Якшур-Бодья и Кез.
Проекты включают аналитику территориальных ограничений и возможностей; функциональное зонирование; генеральный план; схемы покрытий, размещения оборудования и озеленения с указанием точных привязок и размеров; чертежи объектов индивидуального изготовления; визуализация территории с различных ракурсов; спецификация материалов и оборудования.

При этом все проекты адаптированы под реальный бюджет сельских поселений, включают проработанные решения по применению не только местных материалов, но и трудовых ресурсов по желанию самих жителей. Такую обратную связь и желание включиться в работу Центр получил во время проведения встречи по совместному проектированию.

4) Сейчас идёт активная работа по разработке рекомендаций благоустройства дворовых площадок, адаптированных к реалиям муниципалитетов.

Понятно, что 7 функциональных схем и 3 дизайн-проекта даже в сумме это лишь десятая часть от потребностей муниципалитетов Удмуртии в этом году, но мы надеемся на то, что реализованные Центром проекты станут примерами и ориентирами для глав муниципалитетов. И отговорка в стиле «ну это в Татарстане хорошо делают, потому что у них там денег больше, а для нашего села и так сойдёт» канут в лету, на фоне тех относительно не дорогих, но качественных решениях, которые будут реализованы в этом году по концепциям Центра.

4. Что дальше?
Кстати, в качестве одного из возможных решений Илья Варламов предложил провести открытый конкурс, который может привлечь многие архитектурные бюро к работе над объектами в посёлках Удмуртии.
Идея отличная и если сам Илья готов выступить экспертом и информационным партнёром такого конкурса, то, уверен, он вполне может принести желаемые результаты и создать ещё один прецедент того «как надо».

Возможно, самый хуёвый проект благоустройства в истории

Формирование комфортной сельской среды