Потёмкинские города США
Камуфлирование военной техники и важных объектов в последние сто лет стало неотъемлемой частью военной науки. Яркие мундиры 19-го века сменила невзрачная, однотонная форма 20-го. Маскировка стала затрагивать абсолютно всё. Прятать начали как отдельных пехотинцев, так и целые районы городов. Во второй половине XX века маскировка дополнилась сложнейшими электронными системами, которые призваны обманывать такие же сложные системы обнаружения. Но в середине столетия, во время Второй мировой войны, главной задачей было спрятать объекты визуально. И в первую очередь – от авиации. От самолётов-разведчиков, которые с большой высоты пытались выявить цели для дальнейшего нанесения ударов. Задачей маскировки было полностью закамуфлировать объекты или исказить ориентиры так, чтобы лётчикам было сложно привязаться к местности.
Так, для защиты от налётов немецкой авиации в 1941 году маскировали Москву. Маскировка оказалась не очень удачной. Да и бомбили немцы в основном по ночам. Уже в 1942 году от неё отказались.
Москва находилась в досягаемости вражеской авиации. И с маскировкой, и без неё Москва подвергалась налётам. Тем не менее, в СССР подобная маскировка была актуальна. А вот тот факт, что маскировкой важных объектов занимались в США, выглядит удивительным.
Вторая мировая война не затронула территорию Штатов. До 1939 года американцы почти не интересовались происходящим в Европе. После начала Второй мировой США обратили внимание на происходящее, но война всё равно была далеко за океаном. И только разгром в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года показал простым американцам, что война всё-таки реальна. Общество было шокировано, начался переход страны на военные рельсы.
Свой вклад в настроения внутри США сделали японские подводные лодки, замеченные у берегов Калифорнии. 23 февраля 1942 года японская субмарина обстреляла нефтеперерабатывающий завод около Эллвуда, пригорода Лос-Анджелеса. Нервозность достигла такого накала, что в ночь с 24 на 25 февраля силы противовоздушной обороны Лос-Анджелеса открыли массированный заградительный огонь в чистое небо, "разглядев" там японские самолёты. Было выпущено почти полторы тысячи снарядов. Были даже жертвы. Из-за поднявшей паники трое человек погибли в автомобильных катастрофах, а двое – от сердечных приступов.
37-я береговая артиллерийская бригада Вооружённых сил США ведёт огонь в ходе Битвы за Лос-Анджелес
И хотя реальная опасность высадки японцев на Западное побережье стремилась к нулю, к концу зимы 1942 года все находились в ожидании японских авианалётов. Западное побережье было насыщено предприятиями авиационной промышленности. Министерство обороны США приняло решение не рисковать, а защитить маскировкой производственные лини Lockheed Aircraft Corporation, Douglas Aircraft и Boeing.
Решение проблемы маскировки было поручено полковнику Джону Омеру. С самого начала Второй мировой он изучал вопросы маскировки британских военных объектов. В 1942 году Омер получил финансирование и смог направить свой энтузиазм в нужное Америке русло. Реализация маскировки военных промышленных объектов была поручена Фабрике грёз. Студии 20th Century Fox, Universal, Paramount, Walt Disney, Warner Bros., Metro Goldwyn Mayer предоставили своих художников, создателей декораций и рабочих. Лучшие люди Голливуда "стёрли с лица Земли" огромные предприятия, заменив их на совершенно другую местность.
Авиазавод Lockheed Aircraft в Бёрбанке до и после маскировки
Лётное поле и стоянки самолётов были покрашены зелёной краской и засажены растениями так, что этот участок стал напоминать обычное поле. А над цехами предприятий была создана сложная система из маскировочных сетей и декораций. Сверху заводские территории стали выглядеть как обычный одноэтажный пригород с домами, деревьями, улицами, автомобилями.
Предприятием Lockheed Aircraft преимущественно занималась студия Walt Disney. Помимо "киношной" маскировки на территории авиазавода создали подземную сеть дорожек и складов со сложной системой вентиляции, наземные воздуховоды которой изображали гидранты. Имелись бомбоубежища, жильё для рабочих, зенитные орудия.
После окончания работ по маскировке Lockheed полковник Джон Омер вместе с проверяющим генералом департамента военной разведки совершили разведывательный полёт на высоте 5000 футов (1500 метров). Генерал так и не смог распознать промышленное предприятие. Все участники полёта сказали, что видели только пригород.
Завод Boeing в Сиэтле в конце Второй Мировой войны. В кадре B-29
На заводе Douglas Aircraft в Санта-Барбаре работала другая компания, Warner Bros. Использовались те же инструменты. Перекраска лётного поля, маскировка крупных построек под сельские пейзажи. Среди работников Douglas ходили байки, что камуфляж оказался настолько успешным, что американские лётчики однажды не смогли понять, где сажать самолёт, и ушли на другой аэродром.
Команда полковника Омера спрятала более тридцати военных объектов на западном побережье США. Маскировка не пригодилась, потому что японские самолёты так и не долетели до континентальной части Штатов. Но декорации военных объектов сохранялись до окончания военных действий на Тихом океане. Работники предприятий гордились участием в этом эксперименте.
Джойс Хоу и Сьюзен Хайдрайх гуляют по замаскированному заводу Boeing № 2. Под этой камуфляжной крышей в 1942-1945 годах производились "летающие крепости" Boeing B-17.
Хотя маскировочная операция "Камуфляж" и не отработала в боевых условиях, она считается одной из самых крупных и успешных в истории. Американские военные и киношники продемонстрировали выдающийся талант, скрыв целые авиационные заводы и превратив их в типичные американские пригороды. Спустя 70 лет США продолжают оставаться в лидерах по военной маскировке, только теперь их усилия направлены в основном на создание и развитие стелс-технологий.
Пост подготовил Алекс Кульманов
Как маскировали Москву от налётов немецкой авиации