Монреаль: один из самых комфортных для жизни городов
Приехал из Оттавы в Монреаль, поискать тут отголоски русской зимы да и просто город посмотреть. Уже довольно давно крупнейший город Квебека стабильно входит в топ всяческих рейтингов городов. Он и лучший город для студентов, и один из самых высокотехнологичных, и с очень хорошей репутацией, что в нём только не хвалят. ЮНЕСКО и вовсе называет его "городом дизайна". А ещё тут есть подземный город, очереди за марихуаной и заваленные снегом улицы.
Но обо всём по порядку:
01. Междугородняя трасса просто отличная. Хорошая ровная дорога, по которой поток идёт 120–130 км/час, хотя и установлено ограничение в 100. Местные говорят, что камер почти нет, а если и ловят, то как в России – с радаром в кустах. Но судя по тому, что скоростной режим на трассе массово нарушают, полиция не особо усердствует. Кстати, знаки ограничивают не только максимальную, но и минимальную скорость.
02. У многих фур есть аэродинамический боковой и тыльный обвес, который позволяет экономить топливо. Вместе они позволяют сжигать на 10 % меньше горючего.
03. Решил протестировать придорожные стоянки – посмотреть, как там у канадцев работают туалеты на трассе, как места для отдыха. А никак! Они просто их не чистят, так что всё завалено снегом до весны. Хочешь в туалет? Нужно позвонить? Иди по пояс в снегу, откапывай домик.
04. А если надо мусор выбросить? По мурманской традиции его можно просто бросить на обочину.
05. Многие дома в Монреале имеют въезд в гараж ниже уровня земли. А чтобы не заваливало снегом, ставят специальные тенты.
06. Ну и вообще эти белые палатки очень популярны. Поставив туда машину, с утра можно сэкономить драгоценные минуты на очистке её от снега.
07. Современная автобусная остановка. Очень крутая, не хватает только инфракрасного подогрева, чтобы было комфортно ждать автобус в мороз.
08. В квартиры, расположенные на втором этаже, ведут внешние лестницы. А на третий этаж оттуда ведёт ещё одна лестница, вход на которую между дверьми квартир. Таким образом, внутри дома нет никаких подъездов и больше жилого пространства, зато вся улица утопает в этих бесконечных лестницах.
09. А вообще, Монреаль очень милый город.
10. Особенно если снег убирать.
11. Да это я просто в плохую погоду приехал!
12. Нотр-Дам де Монреаль. В середине XIX века собор был крупнейшей церковью Северной Америки.
13. Серенько.
14. Центральная часть типично американская. Чем-то напоминает Чикаго, только без небоскрёбов.
15. А, я понял, что тут чикагского! Здесь тоже для мусора и технических нужд есть специальные подворотни. Это, кстати, главное визуальное отличие от того же Нью-Йорка, где таких переулков нет, а потому весь мусор выставляют прямо на тротуары.
16. Деловой центр.
17. А под центральными улицами расположился ещё один город. Вдоль линий метро и в переходах между ними проложены целые улицы.
18. Отсюда можно попасть в тысячи офисов, квартир и магазинов, во множество банков, кафе и кинотеатров, в несколько отелей и даже в университеты!
19. Посмотрите, какой он огромный! Представьте: вы садитесь на метро, приезжаете на одну из примыкающих к "городу" станций и, не выходя на улицу, идёте в магазин, кино или универ. Всё для защиты горожан от морозной зимы и знойного лета. Кстати, название RESO — это омофон французского réseau, что значит "сеть". Стрелочка в O на конце тоже неспроста — это логотип монреальского метро.
20. Визуально весь подземный город больше похож на огромный торговый центр с переходами между ними. По сути, почти весь он таковым и является — если не считать один надземный мост. Вообще, это интересная идея – в городах с таким климатом объединять здания подземными переходами.
21. А это вокзал! Он тоже под землёй. В начале 60-х городские власти задумались над тем, как неприглядно смотрятся в городе железнодорожные пути, и убрали их под землю, что и стало началом будущего подземного города. Само же здание вокзала внешне особо не примечательно, вы не отличите его от других построек. Отсюда можно уехать на поезде и в Оттаву, и в Нью-Йорк.
22. Выход к платформам.
23. Двухэтажный поезд.
24. В Монреале много вот таких уличных пепельниц. Они нужны городу, чтобы люди не бросали окурки под ноги. Это очень вредный вид мусора, так как не принято думать, что брошенный на землю окурок – это что-то плохое, и поэтому люди не спешат искать урну. Но и в урне плохо потушенный окурок может стать причиной пожара.
25. Перекрёсток без приоритета. У нас такого нет, а в жилых районах США и Канады это распространенное явление. Смысл в том, что все должны останавливаться перед перекрёстком. Повышает безопасность, и народ не гоняет. Кроме того, подобная система делает невыгодным объезд пробок через жилые районы, так как даже без трафика здесь очень низкая средняя скорость.
26. Канадцы пока не придумали, как коротко и ясно доносить информацию до водителей. Поэтому часто можно увидеть лес знаков, на расшифровку которых можно потратить много времени. Город должен быть понятным и удобным, а загадки лучше оставить для ребусов и кроссвордов.
27. Дороги хуже московских.
28. Ну ладно, давайте посмотрим, как в Монреале убирают снег! Вчера у канадцев немного бомбануло от Оттавы: "Как это так?! Кто-то посмел усомниться в идеальности нашего болота!" Давайте сразу объясню, с чем будем сравнивать. В России ситуация с уборкой снега самая разная. В некоторых городах его вообще не вывозят до весны и кое-как чистят только главные улицы. А вот в центре Москвы обычно вывозят всё подчистую и работают более-менее оперативно.
29. В Монреале же ситуация с уборкой снега лучше, чем в целом по России, но хуже, чем в Москве.
30. После снегопада обочины жилых районов довольно долго могут быть завалены снегом.
31. Вот центр города. А снег шёл два дня назад.
32. На второстепенные троутары просто забивают. Кстати, я не встретил ни одной ручной уборки снега — только механическую. Монреальцы, напишите в комментах: есть ли у вас такое явление, как дворник с лопатой? Выходят ли у вас на очистку тротуаров десятки гастарбайтеров?
33. Очень хороший тротуар, который ещё не успели засыпать солью. Обратите внимание: в Монреале, несмотря на зиму, очень чисто и снег белый, а не чёрный как у нас. По такому тротуару приятно ходить.
34. Но скоро приедет трактор с солью и всё загадит горами реагентов. Прямо как у нас.
35. Огромные лужи растаявшего от соли снега тут тоже не редкость.
36. Любите ли вы зиму?
37. Снег часто скидывают на газоны огромными кучами.
38. Специальной снегоуборочной техники в городе нет. Под это дело адаптируют обычную строительную технику: грузовики, тракторы, грейдеры. Вот, например, насадка на трактор для загрузки снега в грузовик. А у простого грузовика сделали завышенные борта, чтобы влезло больше снега.
39. Тракторы сгребают снег, который потом вывозят. Но в масштабах столь крупного города я не заметил какой-то особой активности. Всё очень неспешно. Здесь нет привычной московской картинки, когда после снегопада по городу ездят сотни снегоуборочных машин.
40. Грузовики для вывоза снега тоже самые разные. Такое впечатление, что мэрия просто кинула клич по стройкам и пользуется тем, что дали.
41. Сейчас Монреаль довольно мрачный и унылый. Рождественское оформление постепенно убирают.
42. Иду по улице, а тут ДТП! Машина вроде цела, но сработали все подушки. Вокруг пожарная, скорая... что же случилось?
43. Судя по следам, в бочину въехал какой-то трактор.
44. Очень красивый городской туалет. Полностью автоматический, сам чистится после каждого посетителя.
45. Очередь в магазин с марихуаной. Народ жалуется, что раньше, когда трава была под запретом, всё было удобно — звонишь своему дилеру, он приносит заказ, и всё. Теперь же, после легализации, травы не хватает – ожидаемый спрос оказался намного ниже реального! У поставщиков просто нет столько запасов, чтобы обслужить канадцев. Приходится стоять в очереди в магазин, как за колбасой в Советском Союзе. Ужас! Кстати, Канада – только вторая в мире страна со столь лояльным отношением к этому наркотику. А первая тоже находится в Америке – это Уругвай. В соседних с Канадой США марихуана пока под запретом на федеральном уровне, в том или ином виде она разрешена лишь в нескольких штатах. А в Канаде взрослым с этой осени разрешено иметь при себе до 30 грамм марихуаны.
46. Как и в Оттаве, все важные городские объекты на зиму огораживают сигнальными палками, чтобы снегоуборочная техника случайно их не повредила.
47. Вид на старый город.
48. В городской гавани находится одна из главных городских достопримечательностей – жилой комплекс "Хабитат 67". Хабитат – это среда обитания, а 67 – год постройки. Изначально проект был задуман как экспонат проходившей в Монреале Всемирной выставки 1967 года, а по её окончанию должен был стать доступным жильём. Но в ходе строительства выяснилось, что понадобятся более дорогие материалы. Поэтому вместо нескольких домов построили только один, а цены в нём выросли ещё и благодаря культурной значимости сооружения. Основная идея – использование преимуществ пригородных домов. Почти все квартиры имеют выходы на террасы, расположенные на крышах соседей снизу. То есть это одновременно и многоэтажка, и частный дом.
49. Плавучая сауна.
50. В музее современного искусства идёт кино о современном искусстве. Концептуально.
51. Мне было очень интересно, как город живёт зимой. Есть ли зимние общественные пространства, как дела с благоустройством, что вообще делают, чтобы народ не скучал на улицах? Так вот, ничего... Вообще. На одной из улиц в центре просто поставили какие-то бестолковые светящиеся доминошки.
А вот в прошлые зимы в рамках этого же фестиваля тут устанавливали качели. Тоже про свет в зимнем городе, но функционально.
Фото: Ulysse Lemerise
Фото: Ulysse Lemerise
52. Всё возможное благоустройство завалило снегом до весны, его даже не чистят.
53. Уникальный случай вычищенной площади — это потому, что она под окнами у мэра.
54. А остальные городские площади и памятники от снега не чистят вообще.
55. Лавочки, бульвары — всё в снегу.
56. Старый город.
57.
58. С виду Монреаль кажется хорошим городом. Надо будет вернуться сюда летом.
59. Но снег тут убирают плохо.
60. Вот такой сегодня Монреаль.
Торонто: китайцы, бомжи и крыша!
Торонто: украинцы, геи и стрит-арт
Торонто: международный кинофестиваль
Оттава: кусочек родной России в загнивающей Канаде