Сарагоса: чем Испания похожа на Россию

В Сарагосе живёт 665 тысяч человек, это пятый по величине город Испании и столица автономного сообщества Арагон. Если поискать российские аналоги, то Сарагоса немного больше Ижевска и немного меньше Тольятти.

Но на Тольятти, Ижевск или некоторые другие города России Сарагоса похожа не только размерами, но и тем, что она однажды пережила международное мероприятие, оставившее в городе россыпь новых объектов. Этим Сарагоса напоминает скорее Сочи с его олимпийским наследием или Саранск, которому, к удивлению всей России, выпала честь принимать матчи ЧМ-2018.

Для Сарагосы таким мегапроектом стала Всемирная выставка 2008 года. Специально к Экспо в Сарагосе построили здание Всемирного торгового центра и новый терминал аэропорта, открыли сеть пригородных железнодорожных линий и городской велопрокат. Но некоторые павильоны, построенные для выставки, были "капитальными", и после её завершения никакого применения для них не нашлось.

Это большая проблема многих городов. Обычно все думают, как что-то построить, но редко кто думает, как потом эксплуатировать объект. Мало построить красивые стадионы перед Олимпиадой или большие павильоны перед выставкой – надо подумать, что с ними делать потом. Плохой пример – Сочи: Олимпийский парк разрушается, после Олимпиады-2014 территория никому не нужна и медленно приходит в упадок. Хороший пример – Лондон. Как только уехал последний болельщик, весь олимпийский парк в Лондоне обнесли забором и начали реконструировать! Сужать дороги, сносить лишние объекты, уплотнять застройку – в общем, строить нормальный город.

Испанцы, как это часто бывает, ничего не планировали, и теперь наследие Экспо-2008 ветшает и разваливается.

01. Приехал в город утром, и ничего не видно! Сарагоса утонула в тумане, который не рассеется потом до вечера. Красиво, но сложно что-то снимать...

02. Главный храм Сарагосы Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар

03. Но начать я бы хотел с окраин города! Давайте посмотрим на спальники крупного испанского города. Это самая жопа! Недавно тут построили новую школу.

04. А это модный детский садик и подготовительная школа в микрорайоне Вальдеспартера.

05. Его построили в виде замкнутого овала или змеи, кусающей себя за хвост. На нижнем уровне расположены 9 классных комнат и столовая, на верхнем – школа и спортплощадки.

06. Благодаря форме здания дети получили большой внутренний двор – игровое пространство, защищённое от внешних воздействий, но открытое солнцу (и дождю с туманом). Фасад оформлен алюминиевыми трубами разных цветов, напоминающими фломастеры.

07. Бедный испанские детки – играют с покрышками! Кто их них получится? Майданутый бандеровец? ((( Нет чтобы в детском городке "Кремль" играть!

08. Жилые дома. Фасады, выходящие на юг, максимально открыты свету.

09. Улицы спального района. Благоустройство так себе.

10. В отличие от наших районов, тут практически нет ничего лишнего. Дорога ровно той ширины, какая нужна, все парковки в карманах. У нас в новых районах любят всё залить асфальтом, а потом не знают, что с ним делать.

11. Район бедный, никакого особого благоустройства тут нет. Вот так выглядит детская площадка. На большее не хватило денег.

12. Между панельными коробками – что-то вроде бульвара. Но так как денег нет, то нет и благоустройства.

13. А это модная сарагосская урна для собачьего говна. Внизу есть педалька, которая открывает крышку. Сверху – отсек для пакетов.

14. В районе много пустырей, которые захвачены под парковку. Всё как в России. Проблемы у микрорайонов везде одинаковые.

15. И это ещё при том, что тут здания средней этажности, башни никто не строит. У нас бы тут, конечно, налепили 25-этажных муравейников.

16.

17. Обратите ещё раз внимание на фасады. Слева фасад, выходящий на юг, справа – на север. Северный фасад максимально глухой: там всё равно света нет, а вот южный открытый. Проезд между домами сделан извилистым, чтобы машины снижали скорость, также нет бордюров никаких и столбиков. Правила парковки тут все соблюдают и без преград: боятся штрафов.

Двор без машин... Если нет денег на благоустройство.

18. У сарагосских мусорщиков вот такие тележки с вёдрами и мётлами. Грязную работу тут в основном выполняют испанцы, а не гастарбайтеры, как в России. Потому что хорошо платят.

19. Сарагоса была одним из тех городов, что предпочли отказаться от трамвайных линий в эру автомобилизации. Но уже в XXI веке власти приняли решение трамвай вернуть.

20. Новый трамвай появился в Сарагосе уже после Экспо, в 2011 году. Правда, до сих пор работает единственная линия.

21. Современные хорошие вагоны

22. Купить билет можно на остановке, а можно в автомате внутри вагона. Очень удобно, подобная система есть в Берлине и Амстердаме.

23. В 2018 году Сарагоса закупила 49 новых гибридных автобусов, в основном это "Вольво". Насколько я понял, эту модель при необходимости можно переключить в полностью электрический режим.

24. Раньше тут была оживлённая дорога, теперь только трамвай. Наши города скоро ждут такие же преображения. Но мы пока застряли в середине XX века и уничтожаем электротранспорт, пытаясь делать города удобными для машин, а не для людей.

25. В центре города африканские нелегалы продают своё барахло на простынях, полиции нет до них никакого дела. Кстати, в Сарагосе много представителей Африки (особенно из Марокко), но из иностранцев больше всего румын.

26. Базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар, самый большой храм Сарагосы. Его строили почти 300 лет: начали в 1681-м, основное здание закончили в 1872-м, а последнюю башню достраивали уже в 1961-м. Впрочем, для Испании это нормально.

27.

28. На той же площади стоит Кафедральный собор Спасителя с высокой башней. Храм также известен как Ла Сео. Кстати, Нуэстра-Синьора-дель-Пилар тоже является кафедральным собором, то есть у Сарагосы их два. Их спор за кафедру ещё в XVII веке разрешил папа римский Климент X.

29. Вид на центр города и башню Суда

30. Набережная реки Эбро

31. Новый жилой дом на 110 квартир

32.

За три летних месяца Экспо-2008 посетили 5,65 миллиона человек – в 8,5 раза больше людей, чем живёт сейчас в Сарагосе. И, как обычно бывает в таких случаях, после завершения Всемирной выставки встал вопрос: а что теперь делать со всеми этими объектами?

33. Пешеходный мост Волонтёров, также построенный к Выставке

34. Мост крутой, но без должного ухода начинает ветшать.

35. Павильон Арагона на Экспо-2008. Как я понял, сейчас он заброшен и никак не используется.

36. Бизнес-парк "Динамиза" был построен уже после Выставки, в 2010 году. Но здание настолько огромное, что используется процентов на 30.

37. Загнать сюда коммерческие структуры не получается, в такую безлюдную жопу никто ехать не хочет. Так что сюда постепенно переезжают некоторые госучреждения, например офисы казначейства и национальной полиции.

38.

39. Гигантские площади на бетонном поле.

40. Дворец Конгрессов, один из главных объектов Экспо-2008. Он и сейчас иногда работает как выставочный и конференц-центр.

41.

42. Скульптура "Душа Эбро" (это название реки) каталонского художника Жауме Пленсы.

44. Заха Хадид спроектировала для выставки павильон в виде крытого 280-метрового моста, который должен был стать одной из достопримечательностей Сарагосы.

Но теперь павильон закрыт и разваливается.

45. Конструкции ржавеют и ветшают. Теперь всё это никому не нужно.

46. Примерно в таком состоянии большинство объектов. Из плитки растут сорняки, со зданий отваливается плитка, металлические конструкции ржавеют.

47. Когда тут были модные лавочки, сейчас всё сгнило.

48. Какое-то панно – сейчас его обнесли забором, так как плитки начали отваливаться и могут прибить кого-нибудь.

49. В общей сложности на организацию Экспо и строительство объектов к ней Испания потратила более 1 миллиарда евро, а заработала на выставке менее 240 миллионов (не считая непрямых доходов от туризма в 2008 году).

После сворачивания выставки её объекты сначала хотели превратить в бизнес-парк, затем – в жилой район. Судя по всему, ни одну идею в полной мере реализовать не удалось.

Благоустройство около вокзала...

52. Всё пришло в упадок

53. Вот что бывает, когда не думаешь, как будут эксплуатироваться объекты. Сейчас всё это никому не нужное благоустройство, гигантские пустые павильоны надо взять и снести. И сделать на этом месте нормальный городской район с парками, плотной жилой застройкой, детскими и спортивными площадками, набережными. Сделать город для людей. А пока это памятник политическим амбициям и впустую потраченному миллиарду.

54. Клоун развлекает на светофоре автомобилистов... Каждый зарабатывает как может.

55.

56.

Сады вместо железной дороги

Барселона: геноцид автомобилистов, современная архитектура, вино и хамон

Барселона: яхта Усманова, сенегальцы и какающий Путин