Московское метро в 2018 году: как вам дизайн?
-=Спецпроект в интересах Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы=-
Сегодня в Москве должны открыть новую станцию метро "Савёловскую" Большой кольцевой линии. Это будет 17-я станция, которую откроют в этом году. Такими темпами скоро столичный метрополитен станет самым крупным в мире... ну, как скоро, – в Нью-Йорке 472 станции, у нас пока 223! Зато по пассажиропотоку мы почти впереди планеты всей, активнее пользуются метро только в Пекине. Итак, в этом году 17 новых станций. За МКАДом метро отправилось в Солнцево и Ново-Переделкино. Из Новой Москвы теперь можно без пересадок доехать до Петровского парка, где открылся первый участок Большой Кольцевой линии, одновременно являющийся частью Солнцевской ветки. А на севере столицы построили станцию на уже эксплуатируемом участке.
Но нас больше интересует дизайн. Смотрите:
01. Начнём с Большого кольца. Здесь в феврале открыли сразу 5 станций: "Петровский парк", "ЦСКА", "Хорошёвская", "Шелепиха" и "Деловой центр". Все эти станции, кроме "Делового центра", также являются продолжением Солнцевской линии. От "Петровского парка" одни поезда идут до "Рассказовки", а другие – до "Делового центра".
Нынешняя конечная Солнцевской линии, "Петровский парк". Турникеты и кассовый зал.
02. Спуск на станцию под изображением Петровского путевого дворца. Почти все новые станции в этом году мелкого заложения – от 12 до 30 метров.
03. Но на самой платформе на близость достопримечательностей указывает только название.
04. Следующая станция – "ЦСКА". И встречает она странным расположением эскалаторов. Три эскалаторные группы расположены друг под другом! И здесь не то чтобы очень глубоко – всего 28 метров, примерно как на "Университете" или "Китай-городе", где ничего подобного нет.
05. Эти выбивающиеся из общего ряда колонны нужны для дымоудаления.
06. Как нетрудно догадаться, станция названа в честь спортивного клуба, о чём на платформе напоминают скульптуры и изображения спортсменов.
07.
08.
10.
11. Спуск на "Хорошёвскую".
12. И подъём с неё же. В конструктивистском стиле.
13. Платформа оформлена в фиолетовых тонах, по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую тут можно пересесть.
14. Станция "Шелепиха". Большая часть новых московских станций строится по типовым проектам, их отличает лишь оформление. Здесь оно жёлто-чёрно-белое.
15.
16. Последняя открытая на этом участке станция – "Деловой центр". Зеркала и свет. Вот этими станциями пока и ограничено Большое транспортное кольцо.
17. В марте на Люблинско-Дмитровской линии за "Петровско-Разумовской" открылись 3 станции: "Окружная", "Верхние Лихоборы" и "Селигерская". В будущем планируется продлить линию ещё на 3 станции, выведя её за МКАД.
Внимание, шрифт "Окружной"!
18. И общий вид станции.
19. "Верхние Лихоборы". Тоже акцент на оформлении таблички.
А платформа почти такая же. Обе станции – глубокого заложения, по 65 метров в глубину каждая.
21. Необычные павильоны "Селигерской". Чугунные!
Фото: Северная линия
22. И её же платформа.
Фото: Москва 24 / Никита Симонов
23. А самое крупное открытие этого года – Солнцевская линия, продлённая в августе до Новой Москвы. А это аж 7 станций! За "Раменками" открылись "Мичуринский проспект", "Озёрная", "Говорово", "Солнцево", "Боровское шоссе", "Новопеределкино" и "Рассказовка".
Начнём по порядку, с "Мичуринского проспекта".
24. При проектировании был учтён ландшафт местности, и при переходе улицы по надземному переходу пешеходам не нужно подниматься или спускаться – напротив входа в метро он выходит на уровень земли.
25. Внутри он выглядит так:
27. Перепад высот есть и с обратной стороны павильона. Это первая полуподземная станция метро в Москве.
28. Вход.
29. Эскалаторы.
30. И сама платформа.
31. За одним из путей открывается панорамный вид на улицу.
32. Оформление, как и снаружи, под стать работе Мичурина.
33. Дальше у нас "Озёрная".
34. Её эскалаторы.
35. И платформа. Всё оформлено, конечно, под водную тишь да гладь.
36. Выбираемся за МКАД и попадаем к метро "Говорово", встречающее более чем обыкновенным наземным павильоном.
37. Но внутри оказывается современный цифровой дизайн.
38. Цифровой – буквально.
39. На потолке люстры в виде лабиринта, а подсветка колонн создаёт "стереоэффект дождя".
40. Предупреждаю: следующая станция моя любимая. По крайней мере, из новых. И вы сейчас поймёте почему. Встречайте, "Солнцево"! Форма её входных павильонов напоминает дачные или деревенские домики с двускатной крышей.
41. Их особенность – вот эти перфорированные застекленные отверстия, через которые проникает естественный свет.
42. Вот они же вблизи.
43. Освещение в течение дня меняется вместе с перемещением солнца по небу.
44. Ладно, снаружи здорово. А что внутри? Может, серость и уныние? Нет! Здесь всё ещё светло и солнечно!
45. То же и на платформе.
46. Вот уж действительно Солнцево!
47. Следующая станция "Боровское шоссе". Быстрое и стремительное шоссе.
48. На потолке светильники-автомобили.
49. А на колоннах – в виде уличных прожекторов.
50. Далее "Новопеределкино".
51. Вокруг колонн сделали странные "юбки" на разных уровнях.
52. А на потолке не лампы, но "перья Жар-птицы".
53. Оформление станции стилизовано под палаты старой Москвы.
54. А так теперь выглядит вход в "Ленинку". Шучу, конечно, – это станция "Рассказовка". На полу уложен гранит разных оттенков серого цвета. На потолке смонтированы светильники-квадраты, а основания колонн и название станции на путевых стенах подсвечивают светодиодные лампы.
55. Станция оформлена под читальный зал библиотеки. Повсюду имена отечественных литераторов.
56. Колонны задекорированы под "шкафы-картотеки".
57. На "ящиках" имена писателей и QR-коды, чтобы скачать их произведения.
58. Последний штрих – памятник метростроевцам рядом с павильоном. Это настоящий фрагмент ротора тоннелепроходческого комплекса "Наталья".
59. И теперь о двух отдельных станциях. "Беломорская" – новая станция Замоскворецкой линии. Её открыли только что – 20 декабря.
60. Станция посвящена Русскому Северу, её цвет – бирюза северного неба. А эти волны на потолке – северное сияние.
61. В прошлом году на Замоскворецкой линии появилась новая конечная – "Ховрино". Но из-за изменений в проекте предшествующая её "Беломорская" построена не была. Затем её строительство всё же началось, но существующие тоннели было уже не перенести, и станцию втиснули между путями, не останавливая эксплуатацию ветки, лишь закрыв строящуюся платформу временными стенами. В итоге "Беломорская" получила одну из самых узких платформ в московском метро – от края до края всего 10 метров.
62. Ещё одно украшение станции – панно с видами Русского Севера. Соловецкий монастырь.
64. Кижи.
65. И северное сияние.
66. И заканчиваем мы станцией "Савёловская" Большой кольцевой линии и Солнцевской ветки. Она станет новой конечной, вместо "Петровского парка", а открыть её должны сегодня, 30 декабря.
Вот панно над эскалатором и светильники.
67. Платформа в процессе строительства.
68. И, кажется, впервые название станции дублировано латиницей.
В 2019 году в Москве планируется ввести в строй 14 станций:
– новый радиус в Некрасовку – 8 станций ("Нижегородская", "Стахановская", "Окская", "Юго-Восточная", "Косино", "Улица Дмитриевского", "Лухмановская", "Некрасовка");
– восточный участок Большого кольца – 2 станции ("Лефортово", "Авиамоторная"), которые первое время будут работать как продолжение Некрасовской ветки до ввода "Нижегородской (кросс-платформенной станции как "Китай-город" и "Третьяковская");
– продолжение Сокольнической линии в Новой Москве (лёгкое наземное метро) – 4 станции ("Филатов Луг", "Прокшино", "Ольховая", "Столбово").
Кроме того, на рубеже 2019–2020 гг планируется открытие двух Московских центральных диаметров: МЦД-1 Одинцово–Лобня и МЦД-2 Нахабино–Подольск.