Зимний велосипед в Финляндии
Фото: Степан Полуянов.
Меня зовут Степан Полуянов, я живу в Оулу в Финляндии. Очень часто аргументом против велосипеда в русских городах называют длинную зиму. Наш город Оулу, как мне кажется, – прекрасный пример круглогодичного велодвижения и он может быть хорошим примером в спорах с велоскептиками. Оулу находится на шестьдесят пятой широте – а это примерно как карельская Кемь или Архангельск. Зима здесь соотвествующая, длится с ноября по начало апреля с устойчивыми холодами. Морозы в −20... −30 градусов – не редкость, как и северные сияния.
Тем не менее, Оулу является одним из самых (если не самым) велосипедизированных городов Финляндии. Вот статистика на 2009 год о перемещениях горожан в осенний будний день: 53% на машине, 5% на автобусе, 20% пешком и 22% на велосипеде, что совсем не мало.
Коль я пишу именно о зимнем велосипеде, вот ещё более интересные цифры. Если взять всё население старше 6 лет, то очень редко ездящих и не ездящих совсем – 41%. 27% активно ездят на велосипеде круглый год (несколько дней в неделю). Ещё 12% менее активных зимой (менее раза в неделю). И небольшое количество людей совсем редко пользуются велосипедом зимой. Напомню, всё это жители старше 6 лет, включая бабушек и дедушек. Итого: 39% регулярно пользуются велосипедом зимой.
Источник: Jaakko Ylinampa.
Теперь расскажу, как это выглядит в моей жизни. Выдалась морозная суббота, а мне надо съездить на работу по делам.
Фото: Степан Полуянов.
Велосипед является основным видом транспорта у меня и у моей жены. Так мы каждый день ездим на работу, по делам, в магазин и в кафе. Хотя у нас есть и машина, но она необходима лишь в редких случаях. Велосипед оказался удобнее, дешевле и быстрее как личного автомобиля, так и общественного транспорта. Должен отметить, что мы никакие не велоактивисты, а обычные горожане среднего достатка.
Как мне кажется, зимой люди отказываются от велосипедов, прежде всего, по трём причинам:
- холодно;
- скользко;
- дороги не чистят от снега.
И ни одна из этих причин не является непреодолимой стеной.
Холод точно не помеха примерно до −25 градусов. Городской велосипед – не спортивный снаряд, а значит, никто не заставляет потеть и с усилием крутить педали. Спокойная поездка утруждает не больше, чем то же время потраченное пешком. Поэтому никакой особой одежды для зимнего велосипеда не нужно, хотя шапка и варежки/перчатки весьма желательны. Да и специального велосипеда на зиму тоже не нужно, обычного городского вполне достаточно.
Фото: Степан Полуянов.
Теперь о том, что зимой скользко. Это действительно так, но на самом деле всё совсем не страшно. Ощущения примерно такие же, как от зимней дороги на машине. Да, поведение должно быть чуть другим, но каждый может приспособиться. Здесь я должен похвастаться своим личным открытием: спустя 5 лет езды на обычных летних шинах круглый год, я попробовал зимние шипованные. Это было "вау!", я ездил целый день и не верил своим ощущениям! Невероятное сцепление на льду и укатанный снег. Можно ездить практически как летом. Так что вопрос о том, что на велосипеде скользко ездить зимой, для меня решён.
Фото: Степан Полуянов.
С нечищеными велодорожками всё сложней. Это дело города. По крайней мере, в Оулу муниципалитет осознаёт важность велодвижения и ставит велосипеды в приоритет.
Фото: Степан Полуянов.
Итак, даже на севере велосипед зимой – это вовсе не страшно, а быстро, удобно и достаточно безопасно. Оказывается, на таком транспорте не холоднее, чем пешком, с должными шинами не скользко даже на льду, и катится очень хорошо при условии, что велодорожки и тротуары регулярно и качественно чистятся.
Напоследок ещё пара мелких особенностей велосипеда в Оулу. Первый – это обязательный ходовой огонь на велосипеде в тёмное время суток. Его отсутствие может привести к штрафу. Второй – в том числе, из-за активного велодвижения наш общественный транспорт находится не в лучшем состоянии. Слишком много людей предпочитают бесплатную поездку на своём велосипеде автобусу за 4 с лишним евро туда-обратно.
Автор: Степан Полуянов.
А давайте на зиму вместо велодорожек сделаем парковки
Наш ответ нытикам
Зимний велопарад в Москве при –27!
С кого нам брать пример
Город, где не нужен личный автомобиль
Город, который хочет стать удобным для велосипедов