December 15, 2018

Плохой Каир

Каир! Один из величайших городов мира! Про Каир слышали, наверное, все! Великий город с богатейшей историей. Но вот только в самой египетской столице мало кто бывает. Если вы едете в Египет, то скорее всего будете греть своё тело на пляжах Хургады или Шарм-эль-Шейха, съездите на экскурсию в Луксор и доберетесь на автобусе до Пирамид. А вот в сам город, возможно, и не попадете — большинство экскурсий обходят его стороной, что, в принципе, логично. Как город, Каир не очень интересен. Каирский египетский музей, в котором, казалось бы, должны храниться главные памятники Древнего Египта, на деле вмещает лишь малую их часть. За мумиями и камнями вам в Британский музей или Лувр — туда ценности вывозились напрямую или выкупались у, не поверите, этого же Каирского музея. Да и прогулка по Нилу — тоже весьма сомнительный аттракцион. Вот и я всегда обходил Каир стороной, несмотря на то, что в Египте был не один раз.

Но сейчас я решил специально приехать в Каир и посмотреть на великий город повнимательнее! Что там с городской средой и общественным транспортом? Как обстоят дела с парковками и общественными пространствами?

По традиции разобьём отчёт на две части и начнем с плохого Каира!

В аэропорту Каира многолюдно, на выходе ты сразу попадаешь в лапы жуликоватых таксистов. В общем-то, цены на такси относительно низкие, так что иногда даже торговаться не хочется. До города жулики хотят 20 долларов, при нормальной цене в 10. В городе разница в цене для приезжих будет в несколько долларов. Но есть Убер! Машины у него лучше, и никто не парит мозг разводками. Так что заказываем машину и едем в город.

01. Утром просыпаюсь и первое, что вижу — сотни спутниковых тарелок на крышах.

02. Блины спутниковых тарелок давно стали в Каире частью архитектуры, без них невозможно представить себе этот город. Кстати, почти все крыши эксплуатируемые, часто на крышах делают пристройки, держат скот, сушат белье.

03. Каир — город для автомобилей. Он постоянно стоит в пробках, несмотря на то, что власти строят всё новые и новые эстакады, чтобы хоть как-то разгрузить трафик. В самом центре, на Ниле, есть несколько островов. Если посмотреть сверху, то кажется, что там парки, бассейны, какие-то общественные пространства, но нет. Почти всё это — частные закрытые клубы, отели — что угодно для своих. Вообще в Каире большой дефицит общественных пространств. Если у тебя нет денег, ты будешь человеком второго сорта.

04. Вид на Нил. Набережных нормальных тоже почти нет. Зато вдоль берегов Нила множество кафешек и ресторанчиков. Это я так думал, гуляя по городу. На деле же оказалось, что почти всё это закрытые клубы! Например, часть берега себе оттяпала местная полиция и пускают туда только сотрудников полиции и их жен. Рядом клуб какого-то министерства. Простым смертным войти нельзя, даже если ты хочешь потратить там денег.

05. Все самые ценные участки в городе поделены между небольшим процентом богатого населения Каира.

06. Клубы богато украшены ) Как вам балясины?

07. Так как Каир — город несправедливый, город с неправильными приоритетами, тут можно в самом центре встретить вот такие развязки, которые просто невозможно перейти. Если у тебя нет машины, перемещаться по Каиру крайне сложно.

08. В самом центре Каира, на острове Гезира, стоит телебашня. Её построили в начале 60-х, и тогдашний президент Египта Насер якобы утверждал, что деньги на её возведение пошли из предназначавшейся ему взятки ЦРУ. В итоге Египет не сменил курс на сближение с СССР, а Каир получил вот такую телебашню.

Фото: depositphotos

Удивительно, но на смотровую площадку ведёт всего один простой лифт, в который помещается ровно 7 человек. Поэтому в очереди на подъем можно провести около часа! Как можно было додуматься построить смотровую и не сделать для неё нормальный лифт?

09. Но ещё хуже спуск. Если в очереди внизу можно стоять в просторном холле, то на спуск все стоят на узкой лестнице, на которой двум людям не разойтись. Вся организация просто ужасная. Будьте готовы понервничать, если соберётесь на смотровую.

10. Пытаясь решить проблему пробок, сквозь старые жилые кварталы прорубили эстакады.

11. Нет ничего плохого в обособленных магистралях, но проходить они должны не по жилой застройке, а в промзонах. Кстати, в Каире почти никто не соблюдает правила дорожного движения. Народ едет как хочет. Часто на дорогу не наносят даже разметку — а зачем, всё равно по разметке никто не едет. По этой же причине не вешают знаков — а зачем?

12. Так как город автомобильный, здесь много наружной рекламы. В городах для людей делают красивые и интересные витрины на первых этажах зданий, которые заманивают посетителей. В городах для машин роль витрин выполняют огромные билборды, которые считываются водителями.

13. Реклама тут многоуровневая.

14. Особый шик — это дублировать одну рекламу на всех поверхностях.

15. Общественный транспорт представлен автобусами и метро. Причём ещё недавно в Каире был трамвай, а когда-то и троллейбус. Но в 70-х годах городские власти решили, что от троллейбусов одни убытки, и отказались от них в пользу автобусов. С тех же пор город избавляется от трамвайных путей, и пару лет назад вовсе отказался от трамвая. А трамвайная сеть в Каире была огромной — 120 километров, с учётом пригородов. Метро же в городе открыли совсем недавно - в конце 80-х. Но в нём уже три ветки и шесть десятков станций!

16. В Каире нет единой системы платной парковки, зато есть такая работа — захватить кусок городской земли и продавать его другим жителям. Каждое утро предприимчивые каирцы выходят на улицу со стульчиками и захватывают парковочные места, чтобы потом их продать.

17. Особо ушлые расставляют камни или кирпичи, занимая целые улицы. Не платить нельзя! Всё так, как раньше было в Москве.

18. С парковкой вообще большие проблемы. В транспортном развитии Каир застрял в прошлом веке. Город задыхается в пробках, нормально передвигаться по нему невозможно, но никто ничего не делает. Думают, что само рассосется.

19. В подворотнях мусор, торчат трубы и провода.

20. Отдельная проблема с мусором. Я бы не сказал, что в Каире как-то особенно грязно, но даже в центре можно встретить давно разложившиеся трупы животных. Сколько лет тут эта собака лежит? А никому до неё нет дела.

21. Под мусорки могут использоваться даже старые будки охраны.

22. Район посольств перегорожен блоками, справа на стульчике сидит парковщик, захвативший кусок тротуара.

23. Раньше тут было посольство Канады, а теперь здание продается.

24. Этот огромный дом на площади Тахрир, известный как Могамма - "Комплекс", не просто так вам что-то напоминает. Государственное здание — действительно подарок Советского Союза из конца 40-х. Именно в тени этого воплощения бюрократии египтяне противостояли режиму Мубарака в 2011 году. Но египетская оппозиция была на Тахрире не только в арабскую весну — это традиционное место каирских протестов.

25. Единственная польза этого зелёного забора — к нему можно прислонить скутер. Которому вообще не место на тротуаре.

26. Редкий пример общедоступного общественного пространства в городе! Народ сразу занимает места на лысом газоне, дети играют в футбол. Это хорошо показывает, как сильно востребованы общественные пространства у людей и насколько их мало в Каире, что люди готовы лежать прямо на земле.

27. Мужик пытается сеять тут траву, заодно заливая газоны водой, чем возмущает отдыхающих.

28. Так как о людях в Каире не думают, переходы часто отсутствуют и дорогу нужно просто перебегать. Про безбарьерную среду я вообще молчу. В Каире сложно выжить, если ты старый и слабый.

29. Не так давно до каирских пригородов доходил и трамвай — вот, например, проспект в Гелиополе, часть которого ещё недавно занимали пути. Метро обошло этот район стороной, так что здесь остались только маршрутки, ради которых эта реконструкция и затевалась.

30. Забавная разметка на переходе. Кстати, на зебре тут не пропускают пешеходов.

31. Полнейший бардак. Народ переходит где хочет. Но самое удивительное — это урны на разделительной полосе. Для кого они? Кто, по замыслу проектировщиков, должен выкидывать туда мусор? Водители? Пешеходы, перебегающие дорогу? Удивительное решение.

32. Так как тротуаров часто нет, либо они заставлены машинами, народ ходит по дорогам.

33. Улочки старого города.

34. Памятник архитектуры исписан, словно это зассанный подъезд в спальном районе.

35. На трансформаторах продают картины.

36. Почти похоже.

37. Каирцы.

38.

39. Такое ночью увидишь, потом долго заикаться будешь.

40. Барахло для туристов.

41. А это кладбище. Город мёртвых, каирский некрополь. И здесь живут люди! В шестидесятых на огромную территорию поселили синайских беженцев, а позже к ним присоединились пострадавшие от Каирского землетрясения 1992 года и простые египтяне, приехавшие в столицу, но не нашедшие там лучшей жизни.

42. Это полноценный городской район, растянувшийся вдоль окружающих его дорог на 6 километров! Конкретно эта его часть сейчас не заселена, а всего в некрополе и рядом с ним живут около полумиллиона человек. Рядом находится ещё один примечательный квартал Каира — Город мусорщиков. Я обязательно расскажу вам о нём, но в другой раз.

Фото: Asmaa Waguih / Reuters

Фото: Asmaa Waguih / Reuters

Фото: Asmaa Waguih / Reuters

43. Поскольку на улицах нет лавочек, каирцы сидят на собственной мебели. И тут же мусорят.

44. Думали, в Каире этого не будет? Ну уж нет — вот вам африканский подземный переход! И наглядная иллюстрация к нему — женщина, которая вряд ли сможет им воспользоваться.

45. Чувак благодарит мэра Каира за доступную среду. На самом деле без посторонней помощи по Каиру он и 100 метров не проедет. С другой стороны, это вызывает особую жалость, потому что инвалид в Каире практически обречён.

46. Центр города застраивается муравейниками, всё уплотняется. При этом народ совершенно не следит за чистотой фасадов. Все делают пристройки и стеклят балконы как им вздумается.

47. Местами похоже на наши города. Мы же тоже любим влепить муравейничек и загадить фасад. Кстати, присмотритесь: тут были трамвайные пути. А теперь на их место добавилось полос для машин и работы для регулировщика.

А раньше каирские улицы выглядели примерно вот так.

Фото: John N. Bennett

48. В Городе мёртвых живут не только в одноэтажных домиках. Есть и примитивные многоэтажные здания.

49. Город кирпично-песочный, так как многие здания после строительства не отделывают.

50. Но самый ад ждёт вас в конце пути — это каирский аэропорт. Говорят, недавно Путин сказал египтянам, что если хоть один волос упадет с головы российских туристов, то мы опять закроем Египет для россиян. Местные намёк поняли, и теперь на российских рейсах усиленные меры безопасности. Это значит, что повсюду ад, бардак, суета, крики, нервы и неразбериха. На ровном месте сделали кучу очередей, несколько проверок и досмотров. Не понятно, как это должно сказаться на безопасности, но лучше приезжать заранее.

51. И еще российские рейсы теперь досматривают отдельно! В аэропорту даже есть навигация для наших туристов — НА МОСКВУ! Ни в одном аэропорту мира такого нет ;) На борт самолёта запрещают проносить даже воду, купленную в кафе у гейта после всех досмотров. Меры безопасности.

С точки зрения городской среды, Каир застрял в 90-х. Он опасный и несправедливый, неудобный и грязный, шумный и неприятный. В Каире ты в постоянном напряжение, не можешь расслабиться. На каждом шагу к тебе подходят менты и пристают из-за фотографий — фотографировать сотрудников полиции нельзя, даже если ты не знаешь что это сотрудник полиции, потому что он в штатском. Ты боишься перейти дорогу, так как никто не пропускает, все сигналят и ругаются. Ты тухнешь в ужасных пробках. Каждый хочет тебя наебать, обсчитать, развести.

Но в Каире есть и хорошее! Об этом мы поговорим завтра!