Новые города
Фото: Anrdew Esiebo / Bloomberg Businessweek
Мы уже привыкли праздновать дни рождения наших городов, а кое-кто из нас может даже не задумываясь ответить, сколько лет его населённому пункту. В центральной России есть древние Новгород и Смоленск, тысячелетние Ярославль и Казань, пятисотлетние Воронеж и Волгоград, трёхсотлетние Липецк и Санкт-Петербург. Города-крепости на российской периферии и того моложе – Грозному ровно двести, а Новосибирску и Мурманску чуть больше ста. Есть и города, основанные в советскую эпоху – Комсомольск-на-Амуре и Магадан, например. В наше время тоже иногда строят города с нуля – тот же Иннополис под Казанью, правда живёт в нём пока всего 100 человек.
Прямо сейчас в нескольких странах строится несколько совершенно новых городов. Из экономических соображений, для расширения существующего города, для переноса столицы – причины могут быть разными, но в итоге всегда могут получиться китайские города-призраки. Давайте рассмотрим несколько примеров.
01. Начнём с самого радушного – города, который точно ждёт успех. Сюнъань – основанный в прошлом году город в ста километрах от Пекина, в который планируется привлечь около 4,5 миллионов человек. Он строится под контролем Коммунистической партии Китая и лично Си Цзиньпина. Ожидается, что мегаполис станет столь же успешным, как и проекты предшественников нынешнего китайского лидера – Шэньчжэнь на границе с Гонконгом и шанхайский район Пудун. Сюнъань, находящийся в столичном регионе Китая, где проживает около 120 миллионов человек, должен стать инновационным центром страны. Город получит статус особой экономической зоны, а из Пекина до него можно будет добраться всего за полчаса – к 2020 году будет построена скоростная железная дорога. Только в первые 15 лет на развитие города будет потрачено 2 триллиона юаней, которые, видимо, отобьются сполна – в Сюнъань уже устремились крупнейшие китайские компании.
Фото: Синьхуа / Polaris
02. В Египте давно созрел вопрос разгрузки столицы. Для современной столицы Каир слишком огромен и неудобен, а потому время от времени в стране появлялись проекты строительства нового центра страны или перевода государственных ведомств в разные города. По всему Египту появились бы столицы образования, сельского хозяйства, бизнеса и торговли и так далее. Но, похоже, египетские власти пошли по другому пути. Ещё в 1979 году рядом с Каиром был основан Город имени 6 октября, в котором сейчас живут всего 150 тысяч человек, а в 2000 году основали Новый Каир. В новой столице, фактически пригороде старой, смогут проживать до 7 миллионов человек, и туда переедут все государственные чиновники республиканского уровня. Здесь запланирован тематический парк размером с четыре калифорнийских "Диснейленда", аэропорт больше Хитроу и солнечная электростанция на 91 квадратный километр. Возможно, при провале этого амбициозного проекта президенту Ас-Сиси или его преемникам вновь придётся вернуться к идее семи столиц, тем более, что, по прогнозу ООН, Новый Каир будет испытывать нехватку воды уже к 2025 году. А пока в Египте шумит стройка новой столицы.
Фото: Sima Diab / Bloomberg
03. Лагос – крупнейший город Нигерии и её бывшая столица. Только в нём одном живёт 13 миллионов человек, а его территория занимает почти весь одноимённый штат. Несмотря на угрозу затопления океаном, Лагос остаётся одним из самых больших городов Африки и богатейшим городом Нигерии. Сейчас его территория со всех сторон окружена другими городами и водой, расширяться уже попросту некуда. Решение проблемы нигерийское правительство нашло в создании нового многоэтажного района на осушенной территории на окраине Лагоса. Он будет называться Эко Атлантик, его окружает восьмиметровая дамба, а само существование полуострова должно препятствовать эрозии побережья мегаполиса. Но пока что появление нового участка суши лишь ухудшает экологию Лагоса – на него приходится ещё большее влияние океана, чем раньше. При этом под защитой дамбы в Эко Атлантик будут проживать всего 250 тысяч человек, а в страдающем от него регионе – миллионы.
Фото: Eko Atlantic
04. Бывший президент Эквадора Рафаэль Корреа яро выступал против американской гегемонии, поддерживал других латиноамериканских президентов-социалистов и хотел превратить свою страну из экспортёра бананов и креветок в производителя знаний. В труднодоступном районе на границе с Колумбией появился университет Ячай, вокруг которого должна была развиваться эквадорская промышленность. Но времена поменялись – Корреа в прошлом году ушёл в отставку, а его преемнику и последователю Ленину Морено нет дела до дорогого и неудобного проекта предшественника. Так Эквадор стал обладателем чемодана без ручки, вместимостью в 125 тысяч человек, окончание строительства которого обошлось бы стране в миллиард долларов.
Фото: Alejo Reinoso / Bloomberg Businessweek
05. Ещё один проект может пасть жертвой политики в Малайзии. На искусственных островах напротив Сингапура островах строится город Форест-Сити ценой в 100 миллиардов долларов. Но планировался он не для малайцев, а для 700 тысяч китайцев, от чего жители страны, понятное дело, не пришли в восторг и смогли достучаться до правительства. Но и китайцы тоже не успели заполонить колонию – их правительство в это же время стало бороться с оттоком капитала из страны. Даже если удастся найти новых покупателей, новому городу может помешать его реклама как "экологического" города. Но что же экологичного в вырубке лесов и насыпании островов? Такими темпами Форест-Сити может провалиться ещё до окончания своего строительства в 2040 году.
Фото: Ore Huiyin / Bloomberg Businessweek
06. Раваби на Западном берегу Иордана – первый построенный Израилем город на палестинских территориях. С одной стороны, стройка за 1,5 миллиарда долларов частных инвестиций удалась – город удалось построить, сейчас в него переезжают палестинцы. Но особенности взаимоотношений между Израилем и Палестиной привели к тому, что сам город управляется палестинскими властями, а подъезд к нему – израильскими. То же и с водой – текущих поставок хватает лишь на 5 тысяч человек. Сейчас в Раваби живёт около 4 тысяч, а запланирован он на 25 тысяч. Ещё одна проблема – цена. Жильё в Раваби дорогое, а инвестор привлёк в город крупные бренды, надеясь, что зажиточные палестинцы переедут сюда, а не будут ездить за покупками в Иорданию.
Фото: Highlight Films /The Washington Post/Getty Images
Cамый большой аэропорт в мире
Как менялись города
Арабы строят гигантский город роботов в пустыне