December 6, 2018

Таллин: как пережить Совок и сохранить лицо

Что-то в последнее время меня преследуют неудачи в плане путешествий! Смотрите сами. Хотел два дня гулять по Баку, но в итоге из-за проблем на границе остался только 1 день! Запланировал два плотных дня в Таллине, а накануне поездки заболел, в итоге прилетел на следующий день, и на осмотр города осталось всего несколько часов. Только что прилетел из Казани, где тоже должен был гулять два дня, но опять поменялись планы, и я не смог вылететь вовремя. Что же с этим делать?

В Таллине у меня было примерно полдня, ужасно мало для такого города. Так что придётся вернуться! Сегодня мы посмотрим на старые районы. Эстония, кстати, по европейским меркам не очень богатая, но и не бедная страна, что-то вроде Чехии. Уровень жизни тут повыше, чем в Литве, и существенно выше, чем в Латвии. Да и столица из всех прибалтийских мне нравится больше всего.

01. Таллину повезло, у него просто потрясающий Старый город. Во время войны город много раз подвергался бомбардировкам. Самая мощная была в 44 году, большинство бомб тогда упало на жилые и общественные здания. Большая часть деревянных пригородов была сожжена, центр тоже серьёзно пострадал. Но разрушения были не такими, как, например, в Варшаве, где вообще центра не осталось. Так что сегодня мы можем видеть подлинные средневековые улочки и более поздние кварталы.

02. Я не буду подробно останавливаться на центре города. Уверен, фотографии не передадут всей этой красоты. По Таллину надо гулять, наслаждаться архитектурой и потрясающими панорамами.

03. Таллин сейчас украшают к Рождеству. После Москвы всё это выглядит очень скромно. По мне, так лучше вообще ничего не вешать, чем эти жалкие гирлянды. Понравилось то, что по всем улицам стоят живые ёлки! Очень круто. В Европе понимают, что весь кайф Рождества и Нового года – в настоящих деревьях, а в не в пластиковых конусах. Для тех, кто в танке: деревья выращивают на плантациях, а не рубят в лесу. Кстати, не могу не напомнить дорогим читателям, что самые крутые ёлочки в России надо покупать у меня!

04. Так необычно видеть оригинальные рамы в доме XIX века! Хоть сейчас снимай историческое кино.

05. Эти каменные птички стали одним из символов Таллина, они встречаются по всему городу, иногда в самых неожиданных местах. Конкретно здесь они играют роль ограждений, которые препятствуют заезду техники в пешеходную зону. Но у города кончился контракт на использование работ этого мастера, поэтому Таллин больше не будет закупать фигуры голубей.

06. Смотрите, какая прелесть! Ну как можно после такого не купить срочно билеты в Таллин, тем более если вы там ещё не были?

07. В прошлый раз я останавливался в отеле, а в этот раз снял просто шикарную квартиру в самом центре! За 6000 рублей за ночь – квартира с 3 спальнями, сауной и рабочим камином! и всё это в историческом здании. Просто кайф! Смотрите, какой подъезд. Очень рекомендую последовать моему примеру и вместо типового отеля снять атмосферную квартирку.

08. В центре города почти везде брусчатка. Чтобы можно было удобно ходить с чемоданом, коляской или на каблуках, есть ровные дорожки. Не везде, но пройти можно. Вообще, брусчатка в центре – это кайф. Это человеческий масштаб, это снижение скорости автомобилей (по брусчатке не гоняют), это непередаваемая атмосфера. Требуйте брусчатку, господа!

09. Вышел я утром на улицу и охренел. Парковка на тротуарах! КАК ТАК? Говорят, до 10 утра в центре Таллина разрешено заезжать в пешеходные зоны для разгрузки товаров. Но машины попадаются и в другое время, причём не только микроавтобусы, но и обычные легковушки.

10. Обратите внимание, как на узких улочках крепят навигацию, пепельницы и фонари к зданиям. Это позволяет не захламлять и без того узкие тротуары столбами.

11. Иногда слишком много места отдаётся машинам. Надеюсь, Таллин запретит въезд транспорта в центр (кроме особых случаев), а туристам оставят больше места для прогулок. Вроде как подобный проект сегодня обсуждается.

12. Ну что это за узкий тротуар? Никуда не годится!

13. В августе 2013 года в Таллине торжественно открыли барельеф в память о Ельцине. Ельцина многие эстонцы уважают за то, что тот разобрался с ГКЧП и способствовал независимости прибалтийских государств. Этот барельеф создал эстонский скульптор Рене Рейнумяэ на основе бюста Ельцина, который предоставил Эрнст Неизвестный. На открытие приезжала Наина Ельцина, присутствовали спикер Рийгикогу (Государственного собрания Эстонии) Эне Эргма, министр образования и науки Эстонии Яак Аавиксоо, мэр Таллина Эдгар Сависаар, экс-президент Арнольд Рюйтель и другие.

14. Что круто, в Таллине сохранились малоэтажные каменные кварталы. Прямо как в Калининграде.

15. Трамвайные пути с красивыми опорами проходят прямо около домов, и никто не умер! Трамвай украшает любой город.

Сегодня была новость о том, что Люксембург станет первой в мире страной с бесплатным общественным транспортом. Так вот, в Таллине он тоже бесплатный, но только для местных жителей. Если ты турист, придётся платить. Насколько я понял, многие специально зарегистрировались как резиденты, чтобы иметь возможность кататься бесплатно. А город благодаря этому получил дополнительные доходы с налогов и заработал больше, чем потерял.

16. А ещё в Таллине сохранилось много деревянных зданий. Большинство из них построено в 20-е и 30-е годы – тогда Эстония ещё была независимой. Встречаются даже 5-этажные деревянные здания, а в центре есть деревянные постройки XVIII века. В советский период деревянные дома сносили, но многие из них уцелели до сих пор.

17. Почти все из них в очень хорошем состоянии. Недавно их привели в порядок.

18. Везде наличнички

19. Даже забор, ограждающий двор, деревянный! Да, теперь он открывается автоматически, но это не убогий шлагбаум. В таких районах важно сохранять детали.

20. Ну не чудо ли? Домам скоро 100 лет, но они в хорошем состоянии.

21.

22. Глядя на такие районы, читатель может задаться вопросом: а что такого ценного в этих домах? И действительно, если мы с вами возьмём какой-то отдельный дом, то ничего ценного в нём нет. Типичная примитивная застройка XIX – начала XX века. Ну зачем их сохранять?

23. Так вот, ценность представляют не отдельные здания – ценность представляет непрерывная историческая ткань. Когда мы говорим про средовую застройку, важна именно историческая среда, а не отдельный дом.

24. И на примере Таллина очень хорошо видно, что, сохранив и приведя в порядок даже такие примитивные деревяшки, можно получить ценный актив с хорошим потенциалом для развития туризма. Да и просто круто, что в городе сохранились такие районы – это же тоже история! И Таллин, несмотря на свои размеры, сегодня очень разный и интересный.

25. Нельзя не отметить, что тут почти не встречается варварство в оформлении фасадов. На них не вешают кондиционеры, никто не делает пристройки.

26. Теперь посмотрим на советское наследие. В Таллине, как и во всех крупных городах Прибалтики, начиная с 1960-х велось строительство спальных микрорайонов. В районе Мустамяэ можно встретить даже хрущёвки, а Вяйке-Ыйсмяэ и Ласнамяэ застраивались уже позднее.

27. Это улица Лаагна, внутригородская магистраль, по которой можно ехать со скоростью до 70 км/ч. Через неё перекинуто 9 мостов, которые соединяют части района Ласнамяэ. Дорогу прорубили прямо в скале. Во всём остальном городе ограничение скорости – 50 км/ч, в жилой зоне – 20 км/ч. Но Лаагна не пересекается с пешеходными потоками, поэтому здесь можно ехать быстрее. Это у нас все ездят 80 там, где можно 60. В Эстонии допустимая погрешность – всего 4 км/ч.

28. Первые же виды завораживают! РОДИНА!

29. О, эти прекрасные серые панельки! Сколько вас раскидано по всем просторам нашей необъятной Родины! Ну или бывшей Родины. В любом случае, в плане спальных районов все постсоветские города очень похожи.

30. Ну, может быть, в Таллине чуть поменьше рекламы. Вернее, её вообще почти нет.

31. Может быть, чуть меньше заборов, чем у нас.

32. Но в целом всё то же самое.

33. Народ соблюдает правила парковки, нет грязи. Кстати, даже в панельных районах собственники некоторых домов организовывают платные парковки, как в Финляндии.

34. В целом вот так... Ещё во дворах очень не хватает лебедей из покрышек...

35. Чтобы не парковались в подъезд, ставят полусферы. Ну и здесь мы видим редкий пример озаборивания газонов. Зачем? Глупость.

36. Почтовые ящики иногда выносят из подъезда, прямо как в Германии.

37. Контейнерные площадки чистые, но не огорожены, кроме того, используются устаревшие баки. Во дворах лучше делать подземные хранилища.

38. Детская площадка. Спасибо, что не пёстрый Кремль!

39. Знаменитый эстонский баскетбол на газоне!

40. Хм... что это у нас тут?

41. Кто-то выбросил крупногабаритный мусор! Прямо как в Мурманске. Если мусор валяется прямо на улице, то ТСЖ получает штраф от города. Видимо, поэтому это единственная помойка, которая попалась мне на глаза.

42. Я долго ходил и искал, чтобы кто-то был припаркован на газоне. И тут вижу – стоит! Бегу радостный, чтобы сфоткать мудака, а это наш, родненький, питерский приехал в гости.

43. Иногда на перекрёстках можно встретить заборы, но в целом эстонцы не страдают озабориванием улиц.

44. Пример неправильного и опасного перехода. Так делать нельзя.

45. Пример хорошего и правильного перехода! Он в одном уровне, машины тут будут снижать скорость. А еще обратите внимание, что знаки маленькие и без пестрых рамок, да и сами зебры без жёлтых вкраплений. Так и должно быть. Меньше визуального мусора – больше красоты!

46. Правильные переходы делают даже в спальных советских районах.

47. Вариант с островком безопасности. Этому переходу не хватает подсветки.

48. А вот тут всё хорошо.

Таллин, день 1

Мемориал жертвам коммунизма в Таллине

Таллин, день 2

Ивангород – Нарва: где жить хорошо?

Ивангород – Нарва: как живут люди

Ивангород – Нарва: Евросоюз на том берегу

Реновация по-эстонски

Смотрите, что эстонцы сделали с обычной пятиэтажкой!