Борьба с архитектурными излишествами, или Иго 2.0

Фото: МойФасад

В истории России был период, когда культура деградировала, а все сколько-нибудь сложные ремёсла были утрачены. Люди просто забыли, как производятся те или иные вещи. Одни мастера были убиты, других угнали в рабство. А поскольку технологии производства тогда передавались по наследству, неудивительно, что они исчезли вместе с их носителями. К тому же, в тяжёлые времена народу обычно не до украшений или изящных искусств: надо думать, как выжить и чем прокормиться.

Я говорю, конечно, про ордынское иго и его влияние на русскую культуру. Кому-то, наверное, более уместным покажется сравнение с Совком. Но в СССР культура – и архитектура в частности – уничтожалась прежде всего по идеологическим мотивам: красные строили свой новый мир, в котором не было места храмам, зато были придуманы, например, дома-коммуны. Но это отдельная большая тема. Я к тому, что современная Россия скорее напоминает Русь под игом, нежели СССР.

У нас в стране не существует какой-то официальной идеологии, которая предписывала бы уничтожать исторические здания. Тем не менее, они уничтожаются. Чиновники даже не задумываются о том, что можно провести качественную реставрацию. Они спешат сделать копеечный ремонт на отъебись, а сэкономленные миллионы положить себе в карман. Я не удивлюсь, если у нас уже не осталось реставраторов, способных выполнить более-менее сложные работы. Зачем они вообще нужны, если можно пригнать бригаду работяг со шпателями?

Ростов-на-Дону стал столицей топорного ремонта. Рабочие избавляют здания в центре города от ненужных декораций. Это раньше в России умели украшать здания лепниной – теперь её сбивают, а израненные дома замазывают шпатлёвкой. Видимо, для России XXI века этого вполне достаточно.

Дом Паршиных (ул. Серафимовича, 23). Здесь хорошо видно, как Россия XIX века переходит в Россию XXI века.

"Реставраторы"

Красиво?

"Лишнюю" лепнину просто сбивают.

Дёшево и современно!

Ласточки работают с глиной лучше, чем рабочие, которых призвали ремонтировать этот дом.

Повторить этот лепной пояс оказалось слишком сложно, поэтому за углом нас ждёт упрощённый вариант.

Дом Панина (ул. Станиславского, 79). Опять же, лишние элементы лепнины были уничтожены, а утраченные никто и не подумал восстанавливать. Отдельно можно отметить несуразный лососевый цвет, который, как рассказал "Моему Фасаду" сотрудник Департамента архитектуры Ростова-на-Дону, выбирал один из жильцов.

УПРОЩЁНОЧКА

Самое смешное, что этот подход применяется и к заборам. Даже разваливающаяся кирпичная ограда с остатками лепного декора смотрится намного лучше, чем...

... вот этот пиздец. Я уже молчу про лепнину... но нельзя ли было просто оставить в покое кирпич?

Все фотографии: МойФасад

К сожалению, это далеко не первые пострадавшие дореволюционные здания Ростова-на-Дону. В городе идёт настоящая кампания по уничтожению исторической среды. Люди у власти не видят в исторических зданиях никакой ценности. Им кажется, что ведра краски и ведра шпатлёвки на каждый дом вполне достаточно. Русская культура продолжает деградировать.

Такую Россию будущего вы хотите?

Зачем вы так с Ростовом?

Ростов-на-Дону: на что потратили 100 миллиардов перед ЧМ

Очумелые ручки

Руки бы поотрывать

Плохой Ростов, часть 1