November 17, 2018

Он вам не Кузя!

Фото: Татьяна Мурина

У России есть только два союзника: армия и военно-морской флот.

Владимир Путин
Александр III
Владимир Путин

"Кузя", "Советский Союз", "Коптилка", "Рига", "Тбилиси", "плавучий Дагестан", "Леонид Брежнев", "Скрепоносец" – лишь малая часть имён и прозвищ тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Чаще всего этот корабль называют ласково-презрительно "Кузя". "Адмирал Кузнецов" вот уже три десятка лет является гордостью позором печалью российского ВМФ. Корабль со сложной судьбой, который создавался в совсем другом государстве, с совсем другими планами и задачами. Сегодня упоротый редкий патриот гордится этим кораблём, от которого больше проблем, чем пользы. Но, несмотря на всю неоднозначность своего существования, "Кузя" – легенда. С ним связано много смешных и грустных историй, которые официальная пропаганда предпочитает обходить стороной.

Рождался "Адмирал Кузнецов" в тех же муках, в которых и живёт. Споры на тему, нужны ли России авианосцы сегодня очень популярны на военно-политических форумах. Тема не оригинальная – эти споры ведутся ответственными товарищами в военных ведомствах с середины XX века. Например, товарищу Сталину нравились линкоры, и поэтому до самой его смерти дискуссии на тему авианосцев почти не велись. Лишь адмирал Николай Герасимович Кузнецов был горячим сторонником строительства авианосного флота. Но товарищу Сталину нравились линкоры.

Вслед за товарищем Сталиным пришёл товарищ Хрущёв. Никита Сергеевич стучал ботинками и обожал ракетное оружие. Развитие авиации, с его точки зрения, было делом тупиковым, и на флоте доминировали идеи ракетных крейсеров и подводных лодок с ракетным вооружением. Советская пропаганда представляла авианосцы как оружие агрессии против слабого противника. Боевая эффективность и возможности авианосцев занижались, а ракетных кораблей – завышались.

И только в конце 60-х годов с приходом Леонида Ильича Брежнева в СССР началась масштабная программа строительства авианесущих кораблей. У американцев в это же время стартовала программа строительства авианосцев класса "Нимиц", которые и по сей день являют собой эталон авианосца.

СССР не сразу стал пробовать строить полноценные авианосцы. Первые попытки сделать большой корабль с авиакрылом относятся ещё к концу 50-х, когда были построены два авианесущих противолодочных крейсера проекта 1123 ("Кондор"). "Кондоры" несли до 14 вертолётов и имели довольно большую полётную палубу. Развитием "Кондоров" стало появившееся в конце 60-х семейство тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143 ("Кречет"). Почему у русских авианесущие крейсеры, а не авианосцы? Потому что по конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы в Чёрное море не могут заходить авианосцы, а вот авианесущие крейсера в документе не указаны.

"Кречет" 1143.6 На сегодняшний день в составе китайского ВМФ под именем "Ляонин".

Фото: alphacoders

Говоря о проекте 1143 "Кречет", надо отметить, что это семь кораблей, которые довольно сильно отличаются друг от друга. 1143.5 "Адмирал Кузнецов" – пятый корабль в семействе. Первые четыре "Кречета" имели не очень большую полётную палубу, и на них могли базироваться только вертолёты и самолёты вертикального взлёта и посадки Як-38 (не отличавшиеся высокой надёжностью и боевыми возможностями). Пятый и шестой "Кречеты" были переходными кораблями, на которых уже могли базироваться реактивные самолёты с трамплинным взлётом и посадкой посредством аэрофинишёров. Седьмой "Кречет", "Ульяновск", должен был стать первым советским полноценным авианосцем с ядерной силовой установкой и катапультами для взлёта самолётов.

В небе реет грозный Як,
Як об палубу — хуяк!

Военно-морское творчество об особенностях эксплуатации Як-38

"Кречет" 1143.4. На сегодняшний день в составе индийского ВМФ под именем "Викрамадитья".

Фото: thedefenstar

Судьба "Кречетов" после развала СССР оказалась затейливой и необычной. Первый, головной крейсер "Киев", в начале девяностых был продан неизвестным бизнесменам за полтора миллиона долларов. Те перепродали его в Китай за 8 миллионов. Сейчас он стоит в в порту Тяньцзинь и используется как развлекательный комплекс с отелем. Второй "Кречет", "Минск" – тоже в Китае, тоже в качестве развлекательного аттракциона. Четвёртый, "Баку" – был перестроен и сейчас находится в составе индийского флота под названием "Викрамадитья". Шестой, "Варяг" – после СССР отошёл Украине и был продан за 25 миллионов долларов в Китай, где стал плавучим казино. Однако после покупки китайцы передумали и ввели его в строй. В настоящий момент он несёт боевую службу в ВМС НОАК под именем "Ляонин". У седьмого "Кречета", "Ульяновска", был полностью собран корпус, но после развала СССР его разрезали в доке.

"Кречет" 1143.5. "Адмирал Кузнецов".

Фото: Леонид Якутин

И только один тяжёлый авианесущий крейсер этого семейства остался в России и пытается нести здесь боевую службу под именем "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Это пятое по счёту официальное название корабля. На стадии проекта он назывался "Советский Союз", при закладке "Рига", спускался на воду как "Леонид Брежнев", испытывался как "Тбилиси". В 1990 году получил очередное название "Адмирал Кузнецов", и пока оно остаётся неизменным.

Итак, что же из себя представляет "Кузя"? Наглядно сравнить его с американскими эталонными авианосцами "Нимиц". У "Кузи" сопоставимые размеры и похожая конфигурация полётной палубы. "Кузнецов" немного меньше по физическим размерам. Но если вы не в теме, вы легко можете спутать эти два типа авианесущих кораблей. Большинство людей слышат фразу "наш авианосец" и искренне считают, что "Адмирал Кузнецов" сопоставим с американскими собратьями. Это, конечно, полное заблуждение. У кораблей разные силовые установки. На "Нимицах" 4 ядерных реактора – у "Кузнецова" котло-турбинная силовая установка. У "Нимицев" взлёт посредством четырёх паровых катапульт – у "Кузнецова" трамплин в носовой части. У "Нимицев" авиакрыло из 60-90 самолётов и вертолётов – "Кузнецов" несёт до 50 аппаратов, но на деле значительно меньше. Зато у "Кузнецова" номинально мощное ПВО и 12 тяжёлых крылатых ракет "Гранит". У "Нимицев" вообще нет собственного ударного вооружения и гораздо более скромное собственное ПВО. У "Кузнецова" около 2000 членов экипажа. У "Нимицев" более 5000. Но это номинальные отличия. Голое сравнение ТТХ, показывает, что "Кузнецов" сильно не дотягивает до "Нимицев".

Самое интересное начинается, когда начинаешь детально изучать, что же из себя представляет "Адмирал Кузнецов". Над "Кузнецовым" принято издеваться из-за обильного дыма, который он производит при попытках двигаться. Движение вообще слабое место "Кузи", поэтому службу он предпочитает нести у причалов.

Энергию кораблю должны давать 8 высоконапорных котлов типа КВГ-4. Почти такая же силовая установка из восьми котлов была на предыдущих "Кречетах", масса которых была в полтора раза меньше чем у "Кузнецова". В итоге силовая установка "Кузнецова" получилась перегруженной от рождения. Но родовая травма могла быть компенсирована хорошим уходом при жизни, чего не произошло. Котлы "Кузи" постоянно выводились из строя кривыми руками обслуживающих их моряков. Свою максимальную скорость в 29 узлов "Кузя" в последний раз развивал в 1990 году. Количество рабочих котлов – военная тайна. Их постоянно пытаются чинить, они постоянно выходят из строя. Обычно работает лишь половина. Бывает, что один из восьми. Бывает, что и ни одного. Тогда на помощь "Кузе" приходит буксир, которые всегда сопровождают его в открытом море. Военной тайной является и состояние валов (винтов). Официально всё хорошо. Неофициально часто встречается информация от заслуживающих доверия источников, что рабочих валов только три.

Старый котёл авианосца "Адмирал Кузнецов".

Фото: Олег Кулешов

Вечные проблемы с силовой установкой серьёзно ограничивают эксплуатацию авиакрыла. У американцев давным-давно используются паровые катапульты, которые буквально выстреливают самолёт с корабля, разгоняя его до 250-300 км/ч всего за 2 секунды. У "Кузи" для взлёта самолётов предназначен трамплин. Самолёт за счёт тяги собственных двигателей разбегается по палубе и "подбрасывается" трамплином в воздух, после чего продолжает разгон самостоятельно. При трамплинном взлёте самолёты гораздо больше зависят от скорости корабля и встречного ветра. Разгоняясь, корабль может помочь самолётам. "Кузя" разогнаться не может. Поэтому самолёты не могут взлетать с серьёзным вооружением и полным запасом топлива. Боевые возможности "кузиного" авиакрыла очень скромны и не представляют серьёзной угрозы.

Фото: Леонид Якутин

Врождённый минус трамплинного взлёта – использование только самолётов с мощными двигателями. Американцы своими катапультами могут запускать самолёты дальнего радиолокационного обнаружения типа E-2 Hawkeye. Это глаза авианосной ударной группировки, которые дают полную картину происходящего на расстоянии в сотни километров. На "Кузю" пытались посадить вертолёты радиолокационного дозора Ка-31. Но, во-первых, вертолёты изначально имеют ограничения перед самолётами, во-вторых, ничего хорошего с Ка-31 не получилось. У вертолёта тоже тяжёлая судьба.

Фото: Леонид Якутин

Однако недостатки авиакрыла "Кузнецов" компенсирует собственным вооружением. Во всяком случае пытается. Для авианосца у него довольно мощное ПВО: почти 450 ракет малой дальности, скорострельные пушки, постановка помех. Но по поводу работоспособности всего этого хозяйства ходят не очень хорошие слухи. По отзывам, у "Кузи" очень плохо обстоят дела с системами наведения, и ракеты летят мимо цели. В любом случае ПВО у "Кузи" старое, образца 80-х. И даже если оно полностью работает, реальные его возможности уже не велики.

Ударное вооружение состоит из 12 крылатых ракет "Гранит". Это здоровенные сверхзвуковые ракеты размером с лёгкий истребитель. Пусковые установки находятся в шахтах под полётной палубой. Последний раз "Кузя" стрелял "Гранитами" в 1994 году. Неофициальные источники говорят, что в конце девяностых боевой пост комплекса во время заправки корабля залили мазутом, после чего не восстанавливали.

Редчайшие кадры, стрельба из ПКРК "Гранит":

Боевая служба корабля соответствует эпохе. По судьбе "Адмирала Кузнецова" хорошо видно, что происходит со страной.

На момент развала СССР корабль находился в Севастополе. Построенный на Николаевской верфи он продолжал проходить испытания и доводку в Чёрном море. В Крыму был тренировочный комплекс подготовки лётчиков палубной авиации – знаменитая "Нитка". Однако с кончиной Союза вся эта связанная с авианосцами инфраструктура отошла Украине. Украинские власти попытались оставить себе и "Кузнецова", но 30 ноября 1991 года командир корабля "угнал" крейсер на Северный флот, оставив на берегу часть экипажа и авиакрыло. Одна часть лётного состава на Су-33 позже перелетела к новому месту базирования, а другая – осталась на Украине. На севере экипаж и лётное крыло ждали все спорные "удовольствия" Северного флота и разруха девяностых.

Первые годы на Северном флоте шли доводка и испытания корабля. В девяностые и нулевые годы "Кузнецов" совершил несколько походов в Атлантику и Средиземное море. Но большую часть времени он проводил на длящихся по несколько лет ремонтах и у причальной стенки. Во время нечастых выходов в море было потеряно самолётов из-за неисправностей посадочной системы. Надо отметить, что у американцев тоже случаются потери самолётов из-за обрывов тросов аэрофинишёров, однако полёты у американцев происходят гораздо чаще и представляют из себя куда более грандиозное и сложное мероприятие.

Но всё это сухая статистика, которая даёт слабое представление о том, что происходило с "Кузей" в проклятые девяностые, и откуда у него плохая репутация. Ниже отрывки из одной из самых знаменитых статей, описывающих боевую службу единственного российского почти авианосца.

На трапе упираемся в "блок-пост". Такого вида вахты нет ни на одном другом корабле. "Блок-пост" — это матрос срочной службы, который выполняет роль сторожа определенного участка (палуба, трап и т. д.). Сторожит он вовсе не секретные объекты, а электрические лампочки, пожарные рукава, огнетушители, стенды, колокола громкого боя и т. д. А поскольку матрос может уснуть, уйти, наконец, у него могут ночью отнять это богатство, делается еще и подстраховка. Так, огнетушители и пожарные рукава можно вообще не выставлять — и действительно, вы нигде не найдете их на корабле. Исключение составляют только время "высочайших" смотров. Тогда выставляется все, что есть, а "блок-посты" обязательно удваиваются. Пытливый читатель может спросить: "А как же лампочки? Ведь их не снимешь, иначе как ходить в полной темноте?" Спешу успокоить: эта проблема давно уже решена на высоком идейно-техническом уровне. Лампочки: а) приклеивают эпоксидной смолой; б) приматывают проволокой — желательно колючей; в) подводят ток к проволоке или плафону. Все это применяется, как правило, в комбинации. И все равно, эти чертовы лампочки воруют.

Здесь мы станем свидетелями очередного авианосного чуда, делающего этот корабль непохожим ни на один другой. Вы можете идти по залитой светом чистой 3-й палубе, но стоит только спуститься ниже, как вы попадаете в "катакомбы" — с развороченными постами, брошенными каютами, все это — без света и очень часто затоплено (иногда сточными водами, так что запах "высококачественный"). Ниже — то же самое. Конечно, такое не везде (не более 60% сходов ниже 3-й палубы).

Фото: Александр Дундин

Спускаемся еще ниже, в трюма. Там все в мазуте и воде, там и тут — кучи мусора (нести его на причал далеко, да туда и пускают только в определенное время, а приборка на корабле делается всегда, вот и кидают мусор в трюм).

Первое, что надо отметить, так это отсутствие на корабле отопления, что, согласитесь, для Севера немаловажно. Экипаж даже в ангаре строится в шинелях. Если в кубрике или каюте +5°С, то это уже хорошо, а если +12-15° — это уже, простите, барство! В такой обстановке спасают только электрогрелки. Поскольку покупать их дорого, а достать корабельную сложно, "лепят" их, кто во что горазд. Начальство же изымает "нештатное электрооборудование", при этом его хозяева получают "награды".

Тяжело на корабле и с гальюнами. Всего их более полусотни, но добрая половина не работает.

«Кузнецов» пользуется дурной славой. Начальство везде так и пугает: "Будешь себя плохо вести — пошлем на «Кузнецов»". Ну, а тем, кому "повезло" попасть служить на "Кузнецов", служить там не очень хочется. Отсюда и большая текучесть кадров. Каждые 4-5 лет (по истечению контракта) младший офицерский состав — а это главный костяк корабля — меняется на 80%. Уходят опытные, а на их место приходят "зеленые". То же касается и мичманов. Все это явно не способствует улучшению эксплуатации техники.

Фото: Леонид Якутин

Что касается личного состава, т. е. матросов, то глядя на них, веришь, что СССР жив, живет и жить будет. Каких только национальностей здесь нет! Русских — не больше 60%. Деревня, поселок, колхоз, но нет среди молодых матросов ни москвичей, ни питерцев. Другое дело — Северный Кавказ. Там считается, что настоящий мужчина должен пройти армейскую школу, а попасть на флот они считают за счастье. Поэтому на корабль приходят не худшие представители Северного Кавказа. Разумеется, они быстро осваиваются с обстановкой, организовывая местечковые группировки и захватывая власть в матросской среде. От греха подальше весь этот контингент даже не пускают в увольнение (дабы ничего не учудили в Мурманске). Так и сидят они 2 года на "железе". Главной воспитательной мерой по отношению к матросам теперь стала "плетка" ("пряник" отсутствует), т. е. карцер, куда иногда попадают даже мичманы. От такой жизни матросы любят "теряться", благо корабль большой. Происходит это по 3-4 раза в месяц. Тогда всех офицеров и мичманов расписывают по сходам, и мы ищем спрятавшегося матроса. Поиски длятся обычно 1-2 дня (если не находят в первый день, а это 50% вероятности, то матрос, как правило, через 2-3 дня выходит сам), но были и рекордсмены. Так, одного матросика в Средиземном море искали неделю.

Воруют все и у всех. Как то украли 200 пар (у нас все по-крупному) офицерских ботинок, а потом почти в открытую ими по 50 рублей за пару торговали на корабле. А командир все кричал, что всех посадит.

Самой плодотворной нивой здесь, конечно, являются камбузы. С них тащат все, кому не лень, а не лень тут всем. Что не уносится, то съедается, и по ночам на всех камбузах пахнет жареной картошкой.

Фото: Леонид Якутин

Один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают — из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75 %. Но это в теории, а на практике — и того меньше.

Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого "Кузнецов" дымит, как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже "еле дышат", да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал "Кузнецов" на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно — не более 10-12 узлов.

"Хорошо" обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут — не авианосец, а "летучий голландец".

Фото: Леонид Якутин

А вот отрывок из воспоминаний командующего Средиземноморской 5-й оперативной эскадры адмирала Валентина Селиванова.

Во время похода 1996 года у меня часто работало всего два котла, а сколько раз было, когда оставались вообще на одном котле, а это скорость не больше 4 узлов. При такой скорости авианосец не слушается руля, его ветром сносит.

В 1996 году флот был уже в жутком состоянии. Но надо было как-то достойно отметить трехсотлетие российского флота. Решили в ознаменование годовщины совершить поход на "Кузнецове" в Средиземное море и обратно. Обыденное дело для советских времен теперь было чрезвычайно сложным и опасным мероприятием.

Выходили в море на честном слове. Дело в том, что во время предыдущего выхода в море "Кузнецов" попал в шторм, подзасолил трубки, потерял ход, и чуть не был выброшен на берег Новой Земли. Кораблю был нужен серьезный ремонт, но адмирал Ерофеев доложил мне, что авианосец к походу готов. И мы вышли в море. Уже там выяснилось, что два котла вообще замазучены — полуобученные матросы принимали в котлы вместо дистиллята простую забортную воду. Но так или иначе мы в январе вышли в море, понаприглашали иностранных военно-морских атташе из всех средиземноморских стран, Англии и Германии.

К началу февраля выяснилось окончательно, что положение с котлами складывается критическое. Несколько раз мы стояли перед выбором: продолжать опасный поход, или возвращать неисправный корабль домой. Решили идти дальше, вернуться — означало бы опозорить всю трехсотлетнюю историю российского флота. О престиже России думали. Хотя, теперь я понимаю, что если бы мы потерпели катастрофу, то это был бы позор еще больший и великая трагедия. Ближе всего к трагедии мы были, встав с официальным визитом на Мальте.

Фото: Леонид Якутин

Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: "Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На "Кузнецове" не работает ни один котел!" Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса триста четыре метра, до скал двести пятьдесят метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы. Я прервал переговоры с министром, на машине помчался на вертолетную площадку. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня на палубу "Кузнецова". Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это увидел бы по телевизору весь мир.

Корму несло на скалы, а мы с матюками и молитвами работали с котлом. В итоге один котел запустили. Он дает мощи на полтора узла хода. Этого мало, но наше приближение к скалам хотя бы замедлилось. Наконец ввели в строй еще один котел. Слава Богу и матросам из БЧ-5, катастрофа не состоялась. Я не знаю, как бы я потом жил, если б угробил "Кузнецова", после такого лучше вообще не жить. С грехом пополам на двух котлах медленно потащились в Северодвинск. Я привел корабль домой, вернулся в Москву, и написал рапорт на увольнение.

Фото: jerry_1983

Историй о боевой службе "Кузнецова" во времена "развала" в сети полно. Но в последнее десятилетие если судить по официальным отчётам всё изменилось в лучшую сторону. Армия начала подниматься с колен примерно с той же скоростью с какой на них начало падать МЧС. В военку пошли деньги, начали наводить порядок, на "Кузнецове" срочников заменили контрактниками. Провели очередные ремонты. На вооружение поступили новейшие Миг-29К. И в конце 2016 года "Адмирал Кузнецов" впервые отправился на войну. В Сирию.

Обычно русские патриоты характеризуют подобное применение авианосцев как "бомбить папуасов". Потому что в сирийском небе летают в соответствии с кучей договоров и разграничений, практически полностью исключающих вероятность боевого столкновения. А у сирийских террористов нет подходящих средств ПВО, чтобы оказывать существенное сопротивление. Условия практически полигонные.

С самого начала поход сопровождался огромным количеством насмешек из-за обильного дыма. "Кузя" дымил не меньше, чем в предыдущие двадцать лет. Проблемы с силовой установкой никуда не делись.

Фото: "Военный Осведомитель"

И вот в Сирии начались боевые полёты. Согласно официальным заявлениям Министерства Обороны РФ, лётчики палубной авиации за два месяца выполнили 420 боевых вылетов и уничтожили 1252 объекта международного терроризма. А американцы выложили свой отчёт о действиях "Кузнецова". Результативность бомбёжок злобного песка они не прокомментировали, зато назвали количество вылетов с "Кузнецова". В общей сложности российская палубная авиация сделала 154 вылета с корабля. Остальные выполнялись из Хмеймима, куда перебазировалась часть авиакрыла "Кузнецова". Американцы отмечают, что и при взлёте с авианесущего крейсера, российские истребители часто совершали промежуточную посадку на аэродромы в Сирии, после чего возвращались на корабль.

Несмотря на не очень высокую интенсивность вылетов, "Кузнецов" утопил два истребителя. 14 ноября 2016 года три Миг-29К возвращались с малым остатком топлива. По неофициальным описаниям первый самолёт сел с трудностями. Второй при посадке порвал трос. Ему повезло не выкатиться с палубы, однако остатки троса запутались с соседним. Пока разбирались с посадочной системой, у третьего самолёта кончилось топливо, и его пришлось уронить в воду. Все лётчики остались живы. 5 декабря того же года Су-33 порвал трос аэрофинишёра и упал в воду. По неофициальной информации, при посадке был потерян ещё один Миг-29К, который из-за плохой работы посадочной системы превратился в металлолом.

Стоимость сирийского похода "Кузнецова" оценивается в 7,5–10 млрд. рублей.

Фото: "Военный Осведомитель"

Вернувшись с боевой службы, "Кузнецов" встал на капитальный ремонт, подробности которого обсуждались довольно долго. В итоге было принято решение заменить часть котлов, систему посадки, обновить электронные системы и часть ПВО. В общей сложности на 60 миллиардов рублей. Для сравнения, это почти полная стоимость разорванного контракта с Францией на покупку двух вертолётоносцев "Мистраль".

Ремонт должен продолжаться до 2021 года. Но сколько он продлится теперь неизвестно. В ночь с 29 на 30 октября 2018 года "Кузнецова" спускали на воду из плавучего дока ПД-50. По неофициальным данным, в этот момент произошло отключение электросетей береговой инфраструктуры, от которой запитывался док. Собственные генераторы дока не были запущены – злые языки говорят, из-за экономии солярки. Док утонул. При этом один из башенных кранов упал на палубу "Кузнецова". Одни источники говорят о пробоине размером 4 на 5 метров, другие говорят, что палуба была частично разобрана, и кран повредил внутренние отсеки. В любом случае ремонт затягивается на неопределённый срок. В том числе из-за того, что непонятно в какой док теперь загонять "Кузнецова". На Северном флоте для него ничего подходящего нет. Для окончания ремонта рассматривается вопрос перегонки "Кузнецова" на Тихоокеанский флот.

Рухнувший при аварии плавучего дока ПД-50 на полётную палубу ТАВКР "Адмирал Кузнецов" доковый подъемный кран. Крейсер ошвартован у причала филиала "35 СРЗ" АО "Центр судоремонта "Звездочка" в Мурманске, ноябрь 2018 года:

Фото: Павел Львов

Фото: Николай Журавлёв

Любопытно, что ещё в апреле вполне патриотические телеграм-каналы очень скептически оценивали перспективы ремонта "Кузи".

Тем временем с помощью министра обороны и какой то матери наши флотоводцы смогли поставить "Кузнецова" в ремонт.
Как и предвидел капитан В. осваивать бюджет ОСК предстоит в Мурманске, где в 82-м заводе пылится самый наш могучий плавдок ПД-50, который Карл 12 передал ещё Петру 1 по репарациям.
(Шутка. На самом деле его советской власти втридорога продали шведы при Улофе Пальме).
Короче говоря, капитан В. предлагает помянуть наш любимый авианосец.
Это его последний "ремонт" из которого он если и выйдет, то только на разделку.
Ну а про то, что на "освоенный" бюджет можно было бы пару современных единичек океанской зоны построить, мы промолчим.

Капитан Врунгель.

Если вы почему-то решили, что "Адмирал Кузнецов" какой-то уникальный корабль в российском флоте, вы ошибаетесь. Например, взять эсминцы проекта 956. С 1975 по 1992 год для отечественного ВМФ было построено 17 таких кораблей. На июль 2018 года на ходу осталось только два этих эсминца. Ещё пара штук в ремонте, а остальные скончались. У 956-х энергетическая установка представляет из себя практически такие же котлы, что и у "Кузнецова". Корабли были успешно выведены из строя неграмотной эксплуатацией.

Вообще надводных кораблей первого ранга в российском флоте уже меньше двух десятков. И все они родом из СССР. Примерно половина не может отойти от причалов своим ходом. Матчасть, электроника, вооружение, да практически всё – ещё советское. Новые строящиеся корабли – небольшие фрегаты, корветы и малые ракетные корабли. Пропаганда преподносит их как выдающихся носителей знаменитых крылатых ракет "Калибр", но на самом деле это корабли ближней морской зоны с низкой мореходностью, слабой электроникой и вооружением. Самые крупные надводные боевые корабли, построенные за последние два десятилетия, – это фрегаты типа "Адмирал Горшков" с водоизмещением около 5500 тонн. Яхты российских олигархов имеют водоизмещение до 16000 тонн. Немного лучше обстоят дела в подводном флоте. Но только если сравнивать с флотом надводным или с морской авиацией.

В последние годы стало нормально оправдывать огромные траты на армию и флот необходимостью защиты страны. Пропаганда старается сделать красивую картинку. В ходе сирийского похода "Адмирала Кузнецова" было снято несколько документальных фильмов и множество коротких роликов. Однако реальность отличается от пропагандистских потуг. Факты упрямо говорят, что сегодняшний "Кузя" не отличается от "Кузи" девяностых. Он продолжает топить самолёты, коптить, а на флоте остаётся бардак. Очень дорогой бардак. Увы, но большинство людей не просто устраивает сложившееся положение дел – они ещё и гордятся им. А флот тем временем всё ближе к берегам.

Нужны ли вообще России авианосцы? Вопрос открытый. Современный авианосец – это универсальный плавучий аэродром, который в первую очередь защищает свои атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами. Сможет ли "Адмирал Кузнецов" защитить хотя бы самого себя – большой вопрос. Зачем же его держат? Наверное, для престижа. Чтобы Российская Федерация входила в число стран, имеющих собственные авианосцы. Но "Кузя" сжирает прорву денег и даёт взамен только грустное осознание того, что с флотом дела обстоят так же как и с космонавтикой, медициной, образованием, наукой и т. д.

Пост подготовил Алекс Кульманов