Финляндия, Норвегия: смотрите, как красиво, где нас нет!
Итак, пора в путь. По Финляндии и Норвегии надо проехать более 1000 километров до города Тромсё. Говорят, это столица северного сияния. Сияние я никогда не видел, так что будем ловить его по дороге. А заодно надо заехать на мыс Нордкап, самую северную точку Европы. На самом деле она не самая северная, но об этом я расскажу, когда доберусь туда. А вы что думали, норвежцы не обманывают?
Одно расстраивает – в этом году зима никак не начнется. При этом, чем севернее — тем теплее. Если еще на материке кое-где лежит снежок, то вдоль побережья на севере из-за теплых течений пока что настоящая холодная осень без намека на зиму.
01. Просыпаюсь в прекрасном финском лесу. Как же это, наверное, прекрасно, когда человек уезжает в такой домик на недельку и отдыхает. Белочки, ежи, свежий воздух. Жалко, мне не дано этого понять. Больше дня в таких местах не могу вытерпеть.
02. Большой домик с двумя спальнями, камином и сауной стоит 20 000 рублей в сутки. К нему полагается еще отдельная баня с дровяной печкой прямо на берегу озера! Вот это кайф. Натопил я баню и понял, что лёд уже сантиметров 15, и без специального оборудования прорубь не сделать.
03. За мусором в Финляндии следят. Мусорные баки везде подземные, по деревням ездят специальные машины.
04. Даже в богом забытой деревне тут знают, как делать пешеходные переходы – грамотная подсветка, островок безопасности. У нас так даже в городах еще не научились делать, а про деревни вообще молчу.
05. А вокруг красота
06. Финский лес
07. Финские озера
08.
09. В Финляндии всегда удивляла чистота. В прозрачной воде нет покрышек и банок, в лесу не найдешь ни салфеток, ни пакетов. Просто идеальная чистота везде.
10. Помню, под Питером меня поразило, что народ выбрасывает покрышки просто в лес. Там они и остаются гнить годами. Интересно, есть ли во всех финских лесах хоть одна выброшенная покрышка?
11.
12.
13.
14.
15. Милый островок
16. И на нем кто-то живет. Вот уж точно идеальное место для уединения
17.
-=Рекламная интеграция=-
Перед выездом в Норвегию я заехал в официальный сервисный центр LADA – на всякий случай проверить машину перед дальней дорогой, помыть ее и заодно посмотреть, как там все устроено.
Существует мнение, что обслуживать автомобиль у официалов – это необоснованно дорого. В случае со многими зарубежными марками это действительно так, но к LADA это не относится. Большинство запчастей автомобилей LADA производятся в России и стоят дешево, поэтому в фирменном сервисе будет не только качественнее, но и выгоднее.
Некоторые автовладельцы пренебрегают обслуживанием у официальных дилеров и проходят ТО, что называется, «в гаражах», считая, что сэкономили. Вот только один раз, заехав в другой сервис, ты теряешь гарантию на автомобиль. Так что, решив сегодня сэкономить пару сотен, рискуешь потом потратить на ремонт гораздо больше.
Еще одно преимущество обслуживания у дилера – это уверенность в безопасности. Когда какой-то сомнительного вида дядя снимает с твоего авто оригинальные детали и ставит на их место не пойми что – ты можешь полагаться лишь на его «честное слово». При обслуживании у официалов сомнения в качестве запчастей и работы отпадают. При необходимости вам покажут фирменную упаковку деталей с элементами защиты и уникальным номером, а также сертификаты всех специалистов.
Кстати, о специалистах. Их тут отбирают так строго и тщательно, будто готовят не механиков, а космонавтов. Все сотрудники проходят обязательную специальную подготовку в учебном центре ПАО «АВТОВАЗ», но на этом обучение не заканчивается – различные тренинги, семинары и тестирования продолжаются на всем протяжении работы. Не расслабляется тут никто и никогда, и это единственный возможный подход, когда от твоей работы зависит безопасность людей.
На днях я показывал вам Мурманск – гнилые, покосившиеся бараки, жуткие бетонные кварталы, неухоженные дворы. В сервисном центре LADA я вряд ли ожидал увидеть нечто более современное. На деле оказалось, что даже вдали от Москвы механики LADA работают на высокотехнологичном оборудовании и используют новые качественные инструменты. Фирменный сервисный центр - это не просто бокс, где работают грязные дядьки, он оборудован мойкой и диалоговой приемкой, имеет посты общего ремонта и диагностики, стенды для проведения работ по регулировке развала-схождения колес и шиномонтажа, тормозные стенды для проверки параметров автомобиля. В общем, оснащен полноценно и отвечает всем требованиям безопасности.
Машина показывает себя отлично. Расход 8.1 – это из-за того, что я неэкономно еду. Вообще можно 7.5 спокойно по трассе ехать. Жалко, в Финляндии нет 92 бензина, приходится баловать Ладу дорогим 95-м.
21.
22. Чем дальше на север, тем больше снега.
23. Переезжаем границу с Норвегией. На границе сразу несколько заправок – в Норвегии бензин дороже чем в Финляндии.
24. В какой-то момент наступает настоящая сказочная зима
25. На обочинах стадо оленей. Олени пугливые. За все время не видел ни одного оленя на дороге, хотя весной, когда я ехал по этим местам, оленей было очень много.
26. Хозяева подписывают своих оленей краской. Куда смотрят защитники животных? А как же шкурка?
27. Идеальная стоянка вдоль дороги. Красивый и чистый туалет, мусорные контейнеры, чистота.
28. Северная Норвегия
29. В этих местах не так просто найти еду, поэтому я обычно покупаю в магазинах одноразовый гриль за 3 евро и рыбу. Останавливаешься на любой стоянке вдоль дороги, а таких тут много, разжигаешь гриль и через 10 минут вкуснейший обед готов
30. Скажите, что может быть лучше кусочка норвежского лосося на гриле в таких декорациях? Да за такой обед все можно отдать. Жалко, я за рулем и нельзя побаловать себя бокалом вина.
31. А вокруг красота
32. Это здание парламента Саамского парламента Норвегии в Карасйоке. Посмотрите, какое интересное здание! Чтобы вы понимали, находится оно в глубокой норвежской провинции.
Саамский парламент Норвегии провел свое первое заседание в 1989 году, но история его становления началась в 1978 г. Все началось с того, что обычны парламент решил построить электростанцию на севере страны, где жили саамы. Аборигены начали протестовать, их поддержали некоторые политики. В итоге договорились, что электростанцию построят, а саамам сделают свой парламент. Так был принят «Закон о саамах», а 9 октября 1989 года король Норвегии Улаф V торжественно открыл первую сессию Саамского парламента.
Фото: newsdeeply.com
33. Оно окружено лесом, вереском и мхами. Фасад отделан обоженной древесиной, прямо как в Японии. Смотрится очень красиво.
34. Авторы проекта – Архитекторы из Осло Стейн Халворсен и Кристиан Сандби. Построили здание в 2000 году! То есть ему уже 18 лет, а смотрится до сих пор потрясающе. Более того, оно дважды выигрывало национальные архитектурные премии и упоминалось в таких изданиях как «Architectural Review», «Deutsche Bauzeitchrift» и «Wallpaper».
35. Очень интересно с архитектурной точки зрения само Здание парламента. Во внешней отделке использована сибирская лиственница. Это материал, который будет менять свой внешний вид со временем, что придаст зданию значительное сходство с традиционной архитектурой региона. Необработанная сосна, используемая в интерьере, создает теплую и уютную атмосферу.
36. Внутри есть большая публичная библиотека. Вход свободный. Можно посидеть поработать. Никто не запрещает снимать, кстати! А в вашей деревне есть такие библиотеки? ;)
37. Зал с камином.
38.
39.
40. А это зал, где проходят заседания парламента.
Фото: setbrief.wordpress.com
Но надо ехать дальше. Самая северная точка Европы по версии норвежцев находится на острове Магёре! Да, вот тут первый обман. Формально это не континентальная Европа уже, а один из островов. Ежегодно по данным местного муниципалитета, мыс на острове посещают около 250 000 туристов.
41. На остров ведет подводный тоннель длиной почти 7 километров! Очень красиво.
42. Рыбацкий городок Хоннингсвог является одним из ближайших к мысу. Здесь можно переночевать и поесть крабов.
43. Как видно, зима до этих мест еще не добралась
44.
45.
46. В Норвегии повсюду продают наших камчатских крабов. Точнее, это не наши крабы, а норвежские, и они их называют Королевскими. Но изначально-то они наши, камчатские. В России за ловлю крабов вас в лучшем случае оштрафуют, а возможно даже посадят. В Норвегии крабов ловят повсеместно и нет никаких проблем.
Завтра продолжим
Сможет ли "Лада" проехать 5000 км и не сломаться?
Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии
Детская площадка должна быть опасной