Ilya Varlamov (varlamov.ru) wrote,
Ilya Varlamov
varlamov.ru

Может ли журналист быть порядочным?



В последние годы профессия журналиста в России была дискредитирована. К сожалению, многие люди, которые работают в СМИ, позволяют себе пренебрегать не только корпоративной этикой, но и нормами морали и даже законодательства РФ.

Например, никого уже не удивляет, когда в квартиру к подозреваемому вместе с оперативниками вламываются журналисты НТВ или РЕН ТВ, и потом отснятые ими кадры показывают по федеральным каналам, хотя это совершенно незаконно. Никого не удивляет, когда какой-нибудь Life публикует прослушку телефонов, что, во-первых, неэтично, во-вторых – опять же, незаконно.

Никого не удивляет, когда журналисты устанавливают скрытые камеры, ведут наружное наблюдение или прямо преследуют свою "жертву" в поисках красивых кадров.

А какие-то менее значительные вещи вроде пресс-туров, подарков, заказных материалов и т.д. вообще кажутся детской шалостью на фоне всего этого.

Сегодня хочу показать вам правила, перечисленные в кодексе The New York Times. По ним работает одно из самых авторитетных изданий в мире, но подобные руководства есть и у других западных газет и сайтов. Давайте узнаем, что американскому журналисту можно, а что нельзя:


Публикую с сильными сокращениями, только то, что мне показалось важным и интересным.


1. Цель NYT – освещать события как можно беспристрастнее.

2. Репутация NYT основывается на профессиональной репутации её сотрудников.

3. Наша политика – исправлять наши ошибки, большие и маленькие, как только мы узнаём о них.

4. В частной жизни мы относимся к читателям так же честно, как и в публичной. Ожидается, что любой, кто имеет дело с читателями, соблюдает этот принцип, зная, что в конечном счёте они являются нашими работодателями.

5. Сотрудники не могут обещать позитивное освещение того или иного события в газете в обмен на сотрудничество с источников. Они не могут платить за интервью или покупать неопубликованные ранее документы.

6. В случае возникновения романтических отношений с источником сотрудник газеты должен сообщить об этом старшему редактору.

7. В погоне за новостями сотрудники должны соблюдать закон. Они не могут вламываться в дома, квартиры и офисы.

8. Сотрудники не могут вести запись разговора без предварительного согласия всех сторон. Даже в тех случаях, когда закон позволяет журналисту вести тайную запись, подобная практика является обманом. В редких случаях редактор может отменять этот запрет.

9. NYT оплачивает расходы, когда журналист общается с источником (в том числе с правительственным чиновником) в неформальной обстановке или просто с ним обедает. Сотрудник газеты не должен посещать ланчи, которые периодически проводятся ньюсмейкерами для прессы, если только Times не заплатит за его питание.

10. Сотрудники не должны позволять источнику оплачивать свою поездку и проживание, за исключением случаев, когда особые условия не оставляют ему выбора (например, некоторые военные или научные экспедиции).

11. Сотрудники не могут принимать подарки, билеты, скидки, денежные компенсации и другие стимулы от частных лиц или организаций, которые освещает NYT (или, вероятно, может их освещать). Исключения могут быть сделаны для корпоративных сувениров стоимостью менее $25 – например, кепки или кружки с логотипом компании.

Прочие подарки должны быть возвращены с вежливым объяснением.

12. Сотрудники не могут консультировать частных лиц и организации по поводу того, как успешно работать со СМИ. Они также не могут предоставлять финансовые консультации, за исключением помощи в планировании бюджета членам семьи.

13. Сотрудник не может самостоятельно принимать приглашение выступить перед какой-либо аудиторией вне NYT, сначала он должен проконсультироваться с редактором.

14. Гонорары за выступления и компенсацию транспортных расходов журналист может принять только от образовательных или иных некоммерческих организаций, "для которых лоббирование и политическая деятельность не являются основным направлением".

Если сотрудник принимает гонорары, он должен подать отчёт в редакцию (за исключением тех случаев, когда сумма гонораров за год не превышает $5000). Если он написал книгу и планирует её рекламировать, он тоже сначала должен проконсультироваться с редакцией.

15. Любые предметы, отправленные журналисту для оценки, обзора или проведения фотосессии (например, автомобиль для тест-драйва, модная одежда или домашний интерьер), должны быть возвращены как можно скорее. Сотрудники могут хранить у себя книги, компакт-диски или компьютерные программы, отправленные им для ознакомления, но не могут их продавать или копировать.

Сотрудники не могут освещать ту продукцию (в том числе интеллектуальную), в создании которой они принимали участие. Например, если журналист помогал писать книгу или сценарий фильма, он не имеет права как-либо участвовать в создании материала об этой книге или фильме. Речь идёт не только об авторах, но и о редакторах, менеджерах проекта и т.д.



16. Сотрудники не могут участвовать в политических кампаниях. Им запрещено носить значки, клеить наклейки на бампер и даже ставить у собственного дома плакаты в поддержку того или иного кандидата или партии.

Журналисты не могут даже жертвовать деньги на избирательные кампании.

17. Сотрудники не могут работать в правительственных советах или комиссиях как за деньги, так и бесплатно. Кроме того, им запрещено вступать в различные попечительские и консультативные органы. Исключение может быть сделано для их родного университета или школы/колледжа/вуза их детей, если они "редко генерируют новости, интересные для Times".

18. Сотрудники не могут использовать канцелярские принадлежности и визитные карточки Times для любых целей, кроме бизнеса газеты.

19. Сотрудники имеют право работать внештатно, но не на конкурентов (к которым относится любая газета, журнал, информационный сайт или другие СМИ). Им рекомендуется предлагать свои внештатные услуги в первую очередь редакции NYT, хотя это не обязательно.

20. Сотрудники не могут писать или редактировать материалы о своих родственниках или людях, с которыми у них близкие отношения. Им также запрещено набирать их в команду или быть непосредственным начальником члена своей семьи. Исключения возможны, например, в иностранном бюро, где супружеская пара зачастую является командой репортёров.

21. Ни один сотрудник не может владеть акциями (или иметь другую финансовую заинтересованность) в компании, о которой он пишет или редактирует материал. Например, автор рубрики "Здоровье" не может вкладывать деньги в фармацевтическую компанию, а репортёр в Пентагоне – в оборонный фонд.

Сотрудники не могут покупать или продавать ценные бумаги или делать другие инвестиции, ориентируясь на готовящиеся к публикации материалы Times. Запрет действует до 12 часов дня выхода газеты (по нью-йоркскому времени).

Когда журналиста нанимают на работу, он должен подтвердить, что ни он, ни члены его семьи не владеют таким пакетом акций, который мог бы вызвать конфликт интересов.

Сотрудникам отделов бизнеса и финансов, технологий и новостей запрещено играть на бирже, поскольку их публикации часто напрямую влияют на состояние рынка и цены акций.

Редакторы, которые публикуют деловые и финансовые новости, не могут владеть акциями в любой компании, кроме собственно NYT.

22. Ни один журналист отдела спорта не может делать ставки на какое-либо спортивное событие, за исключением "развлекательных" ставок на скачки или собачьи бега.

23. Журналистам отдела культуры запрещено сводить друг с другом писателей, художников и композиторов с одной стороны, и агентов, издателей и продюсеров – с другой.

Им нельзя участвовать в жюри, принимать награды и даже запрашивать дополнительные копии книг или дисков, которые они рецензируют.

Если журналист сам создаёт произведение искусства и ищет агента для продвижения, он должен уведомить об этом редакцию. Например, редактор книжного отдела не имеет права вступать в коммерческие отношения с издательством без письменного разрешения редакции.

24. Сотрудник не может взять автомобиль на тест-драйв, если газета не оплачивает компании-владельцу аренду этой машины (по рыночным ценам). Исключения могут возникать, когда рыночной цены просто не существует, например в случае с военными, гоночными или винтажными автомобилями.

Личное пользование автомобилем допускается, только если это необходимо для полноты обзора.

25. Ни один автор или редактор не может принимать бесплатные услуги или услуги со скидкой от любого представителя туриндустрии. Этот запрет распространяется на туроператоров, авиакомпании, железные дороги, круизные линии, отели, курорты, рестораны, прокат автомобилей и даже музеи.

Единственное, что журналисту разрешено, – копить обычные бонусные мили.
Tags: nyt, Газета, Журналистика, Общество, СМИ, США
Subscribe
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 157
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →