Что делать со стрелками в школах
17 октября в Керчи произошла страшная трагедия. Учащийся колледжа Владислав Росляков убил 20 человек и ранил более 50. В первые часы шли сообщения о группе лиц с оружием, о том, что произошёл теракт, но очень быстро стало ясно, что это типичный школьный шутинг, когда поехавший ученик достаёт оружие и начинает расстреливать тех, с кем ещё вчера сидел за одной партой.
Мгновенно начали искать виновных в трагедии и причины случившегося. Ещё до того, как стало очевидно, что это "школьный стрелок", были высказаны версии, что произошедшее – дело рук "украинских террористов". В том числе на центральных каналах.
Но даже когда все поняли, что это сумасшедший студент, отдельные лица продолжили говорить о неких сообщниках, помогавших организовать нападение. Взрослые мужики считают, что для того, чтобы купить ружьё, научиться его перезаряжать и наводить на цель, обязательно нужна какая-то специальная подготовка.
"Здесь он на месте действовал один, это уже понятно, установлено, но подготовительные мероприятия, на мой взгляд, на взгляд коллег, этот негодяй один осуществить не мог".
Глава Крыма Сергей Аксёнов
Желание найти "украинский след" разбивается вдребезги об объективную реальность.
Среднестатистический старшеклассник при должном усердии способен и научиться стрелять, и изготавливать примитивные бомбы. Если вы сейчас захотели обвинить интернет в том, что там можно найти рецепты приготовления взрывчатки, вы позабыли про времена до существования интернета. В советское время школьники увлекались взрывами всего подряд куда больше, чем сегодняшние поколения, у которых есть компьютерные игры вроде "Доки-2". Это сейчас ты идёшь в магазин и покупаешь петарды. Тогда рецепты взрывпакетов передавались от поколения к поколению и совершенствовались ценой собственных пальцев.
Отдельные лица пытались обосновать "помощь со стороны" аргументом, что Владислав Росляков из бедной семьи, и он не мог сам найти 20-30 тысяч рублей на ружьё. Как оказалось, стрелок украл необходимые деньги у бабушки.
Как бы некоторым ни хотелось натянуть ситуацию на "украинский глобус", факты упрямо говорят, что стрелок – типичный псих-одиночка. И здесь мы сразу сталкиваемся со стереотипным валом "аргументации", почему это произошло и что надо делать. В первую очередь во всех странах мира начинают обвинять компьютерные игры. Российские чиновники здесь не оригинальны. Не оригинальны они и в заявлениях о тлетворном влиянии Запада, о враждебной культуре насилия, омерзительном Голливуде и прочих типичных вещах, о которых популярно говорить в высокодуховных странах. Не оригинальны и требования ужесточать оружейное законодательство вплоть до полного запрета оружия для населения.
В день трагедии чиновники заявили, что теперь в Керчи возле каждой школы, техникума, института будут находиться по два вооружённых сотрудника Росгвардии. На федеральном уровне обсуждается усиление охраны во всех учебных заведениях страны. По поводу этих показушных усилений безопасности высказался генерал-майор ФСБ Александр Михайлов на своей страничке в Фейсбуке:
"И каждый раз мы ищем стрелочника. Все это оборачивается миллионными тратами для государства и хорошей маржой для поставщиков никому не нужной продукции.
Однажды меня пригласили в школу прочитать лекцию о противодействию терроризму. Показали школу. Типа, все у нас по инструкции! Да. По инструкции для террориста. Из современных, оборудованных по инструкции школ НИКТО не убежит! Если что-то случится – все покойники! По инструкции МЧС решеток на окнах быть не должно, а по контртеррористической должно. А охрана — это просто лечение сифилиса вазелином. Ни украсть, ни покараулить. В школе сняли решетки, так охрана требует поставить, потому что ей ночью… СТРАШНО! Я не помню ни одного случая, чтобы охрана где-либо предотвратила хоть какое-то ЧП! А деньги им платят родители! Двор школы обнесен высоким забором с маленькой калиткой. И если что, то никто не убежит. В инструкции всегда есть место для наказания. Для этого они и пишутся".
За предложениями всё запретить и накрутить вокруг школ побольше колючей проволоки никому в голову не приходит обратить внимание на родину школьных стрелков – США. Официальные лица предпочитают подтвердить патриотическую присягу плевком в сторону ненавистной Америки, откуда пришло зло. Тем временем в США школьные шутинги признаны очень серьёзной проблемой, которую решают с разных сторон. И в первую очередь там пытаются предотвратить проблему до того, как школьник дома кладёт в рюкзак оружие с намерением устроить бойню. Будет справедливо отметить, что там тоже много требований запретить оружие, а вокруг школ выстраиваются баррикады из металлодетекторов. Учителей пытаются вооружать, ученикам рекомендуют носить в рюкзаках бронепластины. Но помимо подобных лобовых решений там внимательно изучают проблему изнутри.
После самого знаменитого расстрела в школе "Колумбайн" Секретная служба США провела первое исследование возможности предотвращения подобных трагедий. Теперь такие исследования проводятся регулярно, и по их итогам выдаются рекомендации, как определять детей, способных на подобные акты насилия.
Как оказалось, не существует чёткого типа школьника, склонного к преступлению. Стрелки могут отлично учиться, жить в благополучных семьях, иметь близких друзей. Это не обязательно одиночки – наоборот, они хотят быть частью коллектива и идут на преступление, желая, чтобы их услышали. Выявить потенциального стрелка поиском определённых черт невозможно. Трагедии крайне редко бывают импульсивными, практически всегда они планируются заранее. В 80% случаев минимум один человек знал о предстоящей атаке. 4 из 5 стрелков имеют склонность к суициду. Карательные меры и наказания по отношению к таким подросткам зачастую могут стать катализатором, и обиженный ученик возвращается в школу с оружием.
Исследования показали, что школы совершают ошибку, делая ставку на формальные меры безопасности вместо того, чтобы уделять больше внимания поведению учеников.
Причин, по которым подростки берут в руки оружие, много:
1. Один из главных факторов – это проблемы в семье. Неполные семьи с разведёнными родителями – первый тревожный звоночек. Однако и во внешне благополучных семьях могут быть проблемы. Низкая эмоциональная близость между членами семьи, сложный период взаимоотношений родителей – всё это отражается на поведении детей.
2. Особое внимание стоит обращать на подростков. Незрелость психики, нестабильность эмоций, бурная перестройка организма. Подростки импульсивны и агрессивны.
3. Травля, издевательства, насилие со стороны коллектива. Большинство стрелков в той или иной степени подвергались издевательствам. Не желая повторения, пытаясь восстановить свой имидж, подростки брались за оружие. Травля может осуществляться не только в школе или на улице, но и в интернете. Отмечается, что травля в сети очень эффективна в подростковой среде.
4. Психические заболевания. Последние исследования показали, что около 20% стрелков имеют серьёзные психические отклонения. В то же время нельзя записывать всех людей с отклонениями в стрелки. Большинство из них не склонно к насилию. Сами стрелки, как правило, игнорируют отклонения и не обращаются за помощью.
5. Подготовленный окружающей средой к насилию подросток может получить дополнительную мотивацию, видя примеры стрелков, вошедших в историю. Он может подражать им, пытаться превзойти их для того, чтобы прославиться.
6. Многие стрелки очень близко воспринимают малейшую дискриминацию и неуважение по отношению к себе. Они могут долго помнить мельчайшие обиды и неудачи. Но если нормальный человек мстит за обиду конкретному лицу, то месть стрелков проецируется на все окружающие случайные объекты.
Рекомендации по выявлению проблем довольно просты. В первую очередь руководству школ рекомендуют создавать комфортную атмосферу для учащихся. Преподаватели должны быть внимательны к детям. Ни в коем случае нельзя игнорировать, что говорит подросток. Преподаватель должен следить за происходящим в коллективе и выявлять обиженных и находящихся в депрессии детей. Одна из самых эффективных мер профилактики – обращать внимание на аномалии в поведении и мотивировать учеников рассказывать о подозрительных поступках знакомых.
Если посмотреть на известные данные о керченском стрелке, становится очевидно, что трагедия предсказывалась заранее. Развод в семье. Религиозная мать, которая периодически обыскивала сына. В переписках с одноклассниками Росляков жаловался на безразличие и обиды со стороны окружающих. Подруга говорит, что парень планировал отомстить за издевательства, которые он терпел от однокурсников, и проявлял суицидальные склонности. Сам расстрел Владислав Росляков произвёл по сценарию "Колумбайна", подражая ему в деталях. Погибший парень был идеальным примером, собравшим в себе практически все черты школьных стрелков. И никто из окружающих не смог увидеть множество предпосылок к трагедии. И никто не хочет обратить внимание на имеющийся опыт выявления таких проблем. "Нелюдь, подонок. Похоронить в секторе для безродных! Запретить компьютерные игры! Больше охраны в школах!" – реакция ответственных лиц достойна подросткового уровня.
Будет ли толк в школах от усиления охраны? Нет. Как обычно, несколько месяцев вахтёры в форме будут тщательно досматривать каждую сумку, а потом снова всё будет для галочки. Да и не являются рамки с охранниками препятствием для стрелка. Поможет ли ужесточение оружейного законодательства? Нет. Бомбы вообще запрещены и нигде не продаются, но Росляков сделал целую сумку боеприпасов. Будут ли учителя и школьные психологи внимательнее работать с учащимися, пытаясь выявить потенциальные проблемы? Нет. Система даже не поднимает вопрос о необходимости тщательной и кропотливой работы с каждым учащимся. Трагедии будут повторяться. А государство будет использовать их как предлоги для новых запретов. Для выстраивания новых стен между собой и окружающим "враждебным" миром.
Пост подготовил Алекс Кульманов
Во всём виноваты компьютерные игры