Наосима: ночь в музее за 800 долларов
Наосима раньше был богом забытым островом во Внутреннем Японском море. Тут добывали медь, с экологией беда, природа очень посредственная, а во многих местах убитая. Народ с острова валил на большую землю, несколько тысяч стариков доживали свой век без каких-либо перспектив. Казалось бы, это место уже не спасти.
Но помог счастливый случай в баре. Именно за кружечкой саке (а может, и чего покрепче) в 1987 году господин Фукутакэ (президент компании Benesse) знакомится с великим архитектором Тадао Андо. Вы наверняка видели его работы. Андо работает с бетоном, деревом, камнем и создает просто какие-то сумасшедшие пространства. Он не просто помещает человека в 4 стены – он кидает его в свой удивительный мир и играет им, как героем компьютерной игры. И вот вы уже идёте по залитым светом коридорам, не подозревая, что ждёт вас за углом. Удивительное чувство, которое обязательно надо пережить.
Андо, кстати, считается последователем Алвара Аалто, который в 1930-е годы построил шикарную библиотеку в Выборге, которую финны недавно помогли привести в порядок, и теперь вы можете прикоснуться к великому. Вэлкам. И ещё Андо был самоучкой, что не помешало ему получить Притцкеровскую премию – архитектурный Оскар – и навсегда вписать своё имя в историю мировой архитектуры. Он, кстати, ещё жив, здоров и продолжает работать. Дедушке 77 лет.
Но вернёмся в 1987 год. Фукутакэ в баре знакомится с Андо, и они решают, что пора сделать что-то крутое. После смерти отца Соитиро Фукутакэ стал президентом крупной компании Fukutake, которая занимается образованием и издательством, и переименовал её в Benesse. Его отец мечтал построить образовательный лагерь для детей на острове Наосима, откуда он родом. И сын решает воплотить мечты отца в жизнь, для чего и привлекает архитектора Андо, но вскоре вместо образовательного центра они решают построить музей современного искусства. Так начинается новая история богом забытого острова. Кто знал тогда, в 1987 году, что через 30 лет остров станет знаменит на весь мир, и тысячи туристов поедут сюда, чтобы полюбоваться шедеврами современного искусства?
01. Добираться до Наосимы лучше всего из Окаямы. На электричке надо доехать до берега моря, дорога занимает 50 минут. По дороге можно любоваться розовыми закатами над рисовыми полями.
02. Внезапно кладбище.
03. Вот так выглядит японская деревня:
04. Но хватит деревень. Садимся на паром (я покажу его подробнее ближе к концу поста) и плывём на Наосиму. С природой действительно негусто.
05. На острове есть несколько населённых пунктов, но все они выглядят как-то так. По сути это классическая японская деревня.
06. Ну не любят японцы, чтобы окна выходили на улицу, ничего не поделаешь.
07. Итак, начнём с отеля. С него, в принципе, всё и началось в 1992 году. Так как музей располагался на острове, посетителям надо было где-то ночевать, чтобы наслаждаться искусством. Поэтому Фукутакэ вместе с архитектором Андо запроектировали отель прямо в здании галереи современного искусства. Вскоре и отель, и галерея разрослись, и теперь есть несколько корпусов. Мест на всех не хватает, так что лучше бронировать заранее. Самый интересный корпус – "Овал" на вершине холма. Посмотрите, какие тут делают фотографии:
К сожалению, не могу приложить своих фото, так как доступ туда есть только у постояльцев конкретно этого корпуса.
Я жил в корпусе на пляже. Ночь на двоих с ужином обошлась в 800 долларов. Это цена за самый простой номер. Вход в отель:
08. Бетон постепенно поглощается растениями.
09. Как вы уже поняли, все новые здания на острове проектировал Тадао Андо, отель – тоже его рук дело. Бетонные пространства, дерево, свет. Всё. Больше ничего не нужно.
10. По этим бетонным коридорам идёшь к номеру через пруды, гостиные, залы с картинами.
11. Отель, галереи и общественные помещения растворяются в природе. Очень странное ощущение. С одной стороны, ты находишься в совершенно рукотворном бетонном пространстве. С другой, оно настолько органично сосуществует с ландшафтом, что кажется, будто ты просто в поле или в лесу.
12. Ресторан
13. Коридоры
14. Идёшь по залитому светом коридору, потом неожиданно опять выходишь на природу.
15. И вот он, корпус на пляже.
16. Лестница
17. Коридор к номерам. Всего в корпусе 8 номеров. Вообще, у меня был забронирован номер в другом корпусе, но что-то пошло не так, и мне сделали бесплатный апгрейд. Как я понял, номер, в котором я жил, стоит ещё дороже.
18. Номер просторный и простой.
19. Ванная
20. Но самое главное – это вид на море. Да, бутылочка вина пустая.
21.
22. А это самый первый корпус. Сейчас он выглядит, конечно, устаревшим. Но не забывайте, что ему почти 30 лет.
23. На зелёных крышах расставлены какие-то произведения искусства, но, если честно, меня ничего не зацепило настолько, чтобы вам об этом рассказать. Может быть, я просто не понимаю в искусстве?
24. Сама галерея тоже бетонная. Там представлены различные работы художников и скульпторов. Но, опять же, на мой взгляд, всё очень проходное и не стоит того, чтобы ехать сюда специально ради этого.
Главный экспонат – большой стенд, на котором поочерёдно загораются разноцветные надписи, содержащие слова "живи" и "умри". Например, "Смейся и умри" или "Сри и живи":
25. Часть экспозиции – на улице.
26. Обязательно шикарный вид!
27. Второй музей, который есть на острове, – это музей Ли У Хвана (он же Ли Уфан). Это японско-корейский художник, с которым наш герой Соитиро Фукутакэ познакомился на Венецианской биеннале в 2007 году. Там же они договорились открыть на острове музей Ли У Хвана, хотя сам Ли часто говорил, что его работам музей не нужен. Это самый новый музей на острове и, на мой взгляд, совершенно неинтересный. Архитектор всё тот же, Тадао Андо, его стиль вы уже ни с чем не спутаете. Встречает посетителей первая инсталляция – камень, лист и бетонная колонна. Вообще, у Ли какие-то особые заморочки насчёт камней и противопоставления живой природы и природы, укрощённой человеком. Я не хочу грузить вас, кому интересно – погуглите и посмотрите его работы. Меня эта тема не цепляет.
28. Перед началом надо пройти по бетонному лабиринту. Тут всё круто, старина Андо опять доставляет.
Дальше будет 4 зала: Зал знакомства, Зал тишины, Зал тени и Зал медитации. В каждом – работы художника. Снимать внутри строго запрещено, так что вот вам фотографии из интернета.
Зал Знакомства
Зал Молчания
Зал Тени. В "отражении" камня показывают всё, что он когда-либо видел.
Нравится?
29. Ладно, перейдём к изюминке острова! Самый главный и крутой музей – Чичу, или Подземный музей.
У него просто удивительная история. Итак, в её центре опять наш герой Соитиро Фукутакэ. На дворе 1999 год, и господин Фукутакэ гуляет по Бостону. В Музее изящных искусств он смотрит на картины Клода Моне, среди которых есть несколько работ из его кувшиночно-лилиевой серии, в том числе "Пруд с водяными лилиями". И Фукутакэ, конечно, влюбляется в это огромное полотно. И влюбляется настолько, что покупает его. Ну, одно дело – купить картину любимого художника, совсем другое дело – найти, куда её повесить. Согласитесь, полотно размерами 2 на 6 метров абы где не разместишь. Поэтому Фукутакэ решает построить для любимой картины музей! Вот это уровень! Чувак строит музей для одной картины! Но чтобы картине не было скучно, он приглашает ещё двух художников, Джеймса Таррелла и Уолтера Де Мария. Это современные американские художники, которые должны были дополнить своими работами Моне с его кувшинками.
Таррелл очень крутой. Он невероятно работает со светом, и его соседство с Моне выглядит вполне логичным (если помните, Моне называли "художником света"). А вот что там делает Уолтер Де Мария, я не понимаю. Но, опять же, возможно, я ничего не понимаю в современном искусстве, так что наверняка вы уже объяснили себе столь странный выбор.
Итак, на дворе 2000-й год, а за столом четыре человека. Собственно инициатор праздника господин Фукутакэ, архитектор Тадао Андо и два американца – Таррелл и Де Мария. Моне по понятным причинам присутствовать не смог. Тадао Андо собирается построить музей для трёх художников: главный зал для Моне и ещё два пространства для американцев, которые должны как-то дополнять его. Вдруг туристам не понравится Моне – а тут ещё кто-то! И он проектирует совершенно невероятное пространство.
Описать словами это сложно. Музей как здание не существует, увидеть его невозможно – вы просто идёте по саду и вдруг проваливаетесь в лабиринт бетонных переходов, залитых светом залов, тёмных потайных ходов и лестниц. Музей сам по себе является сильнейшей инсталляцией. В принципе, тут вообще могло ничего не быть.
Вот так он выглядит сверху. Но этого никто кроме местных чаек не видит.
Зритель же начинает свое знакомство с пруда с лилиями. Отсылка к Моне. Не удивлюсь, если эти лилии привезли из Франции, как это сделали в Курасики (там в музее тоже есть работа Моне – они купили лилии в том самом пруду и привезли их в Японию). Пишут, что в этом саду высажено 200 видов растений, аналогичных тем, что растут в Живерни, на родине Моне.
30. А дальше всех посетителей просят убрать камеры и телефоны в рюкзаки. Снимать строго запрещено. Мне непонятны эти запреты, если честно, но пришлось подчиниться. Кстати, вход в музей стоит около 20 долларов. Бронируйте билеты заранее через интернет, очень большие очереди!
Придётся опять прибегнуть к помощи интернета, чтобы показать вам, как там всё устроено.
Как обычно, невероятные пространства. Начало – коридор с наклонными стенами. Мозг отказывается воспринимать их как наклонные, и тело само наклоняется, чтобы быть параллельным стенам. Андо с самого начала подсаживает посетителя на ниточки и дальше уже ведёт по залам как кукловод.
Дальше ты идёшь по коридорам и лестницам, пока наконец не попадаешь в зал Моне.
Это фантастический зал, построенный для главной картины острова. Пол сделан из 70 тысяч маленьких кусочков мрамора, который привезли с того самого карьера, где брал мрамор для своих работ Микеланджело. А стены якобы оштукатурены так же, как внешние стены замка Такамацу. Каждый кусочек белого мрамора имеет фаску, чтобы лучше рассеивать свет. Ходить по этому удивительному полу можно только в специальных тапочках. Обувь всех посетителей заставляют снимать.
А самое главное – тут нет направленного света, какой мы привыкли видеть в классических музеях. Весь свет только отражённый. И вначале очень трудно понять, откуда он отражается, так как сложная форма пространства, скошенные углы и своды потолка равномерно заливают огромный белый зал естественным светом.
В зале, на самом деле, не одна, а 5 работ Моне, и все на тему лилий.
Рядом зал Таррелла, который известен экспериментами со светом и пространством, а также над вулканическим кратером Роден, который он превратил в обсерваторию под открытым небом. В музее Чичу есть три работы Таррелла – Afrum, Pale Blue, Open Field и Open Sky.
Ну и зал Уолтера Де Мария. Там на огромной лестнице стоит огромный гранитный чёрный шар, а по стенам расставлены золотые параллелепипеды. Всё это отражается и означает что-то важное. Но, как я уже сказал выше, такое искусство я не понимаю.
Очень жалко, что в музее нельзя снимать.
31. Всё, самое интересное мы закончили. Ещё по острову расставлены какие-то инсталляции и скульптуры, но они малоинтересны. Вот, например, лестница.
32. А под лестницей два шара того же Уолтера Де Мария. Мой друг Лёва, который тоже был на острове, пошутил, что это запчасти для его инсталляции в Подземном музее. Или он не пошутил?
33. 88 Будд, сделанных из какого-то шлака. Ну, так себе история.
34. А это знаменитые тыквы от Яёи Кусамы. Почему они знаменитые? Тут особая история. Кусама довольно известна в мире современного искусства. Говорят, сам Энди Уорхол вдохновлялся её работами. И так получилось, что эти яркие тыквы в стиле поп-арт стали самой понятной и яркой точкой. В отличие от очень сложной архитектуры Тадао Андо и даже не всем понятного Клода Моне, эти тыквы подобно Стасу Михайлову нашли своё место в сердечке каждого посетителя острова. Их сразу начали печатать на футболках, изображать на картинах, делать в виде магнитов. Тыквы стали символом острова, который понятен абсолютно всем. Ну а что, тут думать не надо – тут всё ясно. Тыква крутая.
35. Внутри она пустая, кстати.
36. Вторая тыква поменьше и стоит на другом конце острова. Популярность работ Кусамы, на мой взгляд, объясняется очень просто: они отличный фон для инстаграм-фоток.
37. Это работа архитектора Соу Фудзимото.
38. Объект был построен специально для острова Наосима.
39.
40.
41. Вот и всё. Есть ещё пара десятков не очень интересных инсталляций, но не буду вас ими грузить, а то пост будет тяжёлым. А ещё есть проект того, как местные жители переделывают свои дома. Но там тоже какой-то ЖКХ-арт. Приезжайте на остров и посмотрите сами.
Если вы решили приехать на остров, то вот вам совет. Самым правильным будет приплыть на пароме (расписание есть в интернете), сразу в порту оставить ненужные вещи в камере хранения (стоит 500 иен). А дальше взять напрокат велосипед. Прокат обычного велосипеда стоит 300 иен, электровелосипеда – 1000 иен (590 рублей). Не скупитесь на электрический: на острове есть много крутых подъёмов. А дальше спокойно катайтесь и наслаждайтесь. Можно переночевать на острове, можно съездить одним днём – кому как удобно. Я бы на вашем месте обязательно переночевал в отеле при музее.
Кстати о транспорте. Маршрутки – только для местных жителей )))
42. Терминал паромной переправы тоже интересный.
43. Очень просто, недорого и стильно сделано. Так только японцы умеют.
44. На пароме красные кружки, отсылка к тыквам Кусамы.
45.
46. Сам паром с диванами )
47. Ещё есть фантастическая палуба со стульчиками и столиками.
48. Вот и всё.
49. Вот так один человек превратил богом забытое место в важную точку на карте. Теперь сюда приезжает молодёжь, местные жители зарабатывают на туристах кучу бабла, теперь с острова никто не валит – наоборот, все приезжают сюда.
50. Отличный пример того, как надо развивать территории. У японцев получилось, и я им по-доброму завидую.
Город-музей Киото. Смотрите, какая красота!
Японские мечты о будущем и почему ничего не вышло
Чем Япония отличается от России
Осенний Токио: яйцо Годзиллы, Гитлер и сладкие мальчики