Как жадность сгубила 16 советских адмиралов


Фото: Правда ПФО

Исторически сложилось, что армии и флоту в России во все века уделялось ключевое значение. И русский народ всегда относился к армии доброжелательно. Вот, например, опрос "Левады" от 4 октября. Похоже, пенсионная реформа вышла президенту боком, и по уровню народного доверия он оказался позади армии. У президента 58%, у армии – 66%. ФСБ, церковь, полиция, телевидение, бизнес, суд – этим институтам государства люди доверяют ещё меньше.

Что удивительно, доверие к армии превышает доверие к президенту даже на фоне скандала с "ГРУшниками-геями" и многочисленных проколов пресс-службы Минобороны. Народное мнение, похоже, не ассоциирует армию с Конашенковым, а многие не в курсе, что ГРУ – это подразделение МО РФ, а не отдельная структура.

Но многие уже обратили внимание на ставшие обыденными тупость, глупость и разгильдяйство. Какую бы картинку ни создавала дорогостоящая пропаганда, армейские чины регулярно выставляют страну на посмешище.

И если вы думаете, что сейчас происходит что-то исключительное в плане квалификации и компетентности армейских чинов, то вот вам история из светлого советского прошлого, когда армия была от тайги до британских морей, и ей уделялось куда больше внимания и средств.




Фото: Wikimedia

В феврале 1981 года в Ленинградской военно-морской академии состоялся оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР. Были проведены командно-штабные учения без использования реальных сил. В числе других флотоводцев прибыл и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР. Прилетели они из Владивостока на Ту-104А, который принадлежал ВВС Тихоокеанского флота (ТОФ). В течение недели адмиралы побеждали друг друга. Самыми успешными в теоретических боях оказались офицеры ТОФ. Вечером 7 февраля адмиралы-победители погрузились в свой Ту-104А и в 18:00 в условиях снегопада отправились домой.

После разбега самолёт оторвался от полосы, через 8 секунд внезапно вышел на закритический угол атаки и свалился на правое крыло с высоты около 50 метров рядом с ВПП. При ударе о землю самолёт разрушился и загорелся. 30 тонн горючего не оставили людям ни малейшего шанса на выживание. Прибывшие на место катастрофы наземные службы обнаружили рядом с обломками старшего лейтенанта Валентина Зубарева. При взлёте он находился в кабине экипажа, и ударом его выкинуло из самолёта через фонарь. Но травмы, полученные Зубаревым, оказались несовместимы с жизнью, и по дороге в больницу он скончался.

В общей сложности погибли 50 человек – 6 членов экипажа (командир экипажа – подполковник Анатолий Иванович Инюшин, ему было 50 лет) и 44 пассажира. Среди пассажиров были 16 адмиралов и генералов и 12 капитанов первого ранга и полковников. Командование Тихоокеанского флота было уничтожено в полном составе.

Произошедшее стало шоком для руководства страны. Подразделения ТОФ были приведены в повышенную боевую готовность, лихорадочно изыскивались резервы для того, чтобы восстановить командование флотом. Расследование катастрофы курировал лично министр обороны СССР маршал Дмитрий Устинов. Материалы дела были засекречены. Только "Красная звезда" дала короткую отписку на третьей полосе:

"7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей".

Братская могила на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга

Фото: Wikimedia

Одной из ведущих версий произошедшего была диверсия возможного противника. Международная обстановка в то время была сложная, отношения с США обострены. Предполагалось, что уничтожение командной верхушки является началом войны. Для сравнения, за всю Вторую мировую войну весь советский флот потерял лишь четырёх адмиралов.

Но худшие опасения быстро были развеяны. Расследование показало, что причиной трагедии стала халатность при подготовке вылета. Причиной трагедии был человеческий фактор. Но подробности всё равно остались засекречены и не предавались широкой огласке.

Большинство погибших было похоронено на Серафимовском кладбище Ленинграда 12 февраля 1981 года. В 1983 году на могиле был воздвигнут мемориал. Ежегодно 7 февраля (с 1991 года) в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим коммунистам, а 7 февраля 2017 года во Владивостоке был открыт памятник.

"Ровно 36 лет назад в городе Пушкине, под Ленинградом, трагически оборвалась в авиакатастрофе жизнь 52 человек, из них 16 адмиралов. Погибли лучшие представители офицерского корпуса Военно-морского флота Советского Союза, а памятник во Владивостоке отсутствовал долгое время. Сегодня мы открываем памятник, но открываем монумент не жертвам авиакатастрофы, а самым лучшим, достойным, честным и талантливым представителям офицерского корпуса Советского Союза и России. Люди, лишенные памяти и почитания своих предшественников, не имеют будущего. А оно у России должно быть — великое и замечательное будущее для великой страны и великого народа!"

Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц


Фото: VL.ru


Фото: VL.ru

Так что же в действительности произошло? Кто виноват в катастрофе? Какие факторы привели к трагедии?

По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне экипажем были допущены ошибки. Был превышен предельно допустимый вес груза. Сам груз был размещён так, что центровка самолёта сместилась до запредельно задней. Причиной называется и то, что отрыв самолёта произошёл на скорости на 25 км/ч меньше расчётной. Очевидцы, наблюдавшие за взлётом, говорили, что выпуск закрылков произошёл несимметрично. Но эту версию впоследствии опровергли в официальном расследовании.

Грузоподъёмность Ту-104А составляла 9000 кг. 50 пассажиров – это с запасом 5000 кг. На груз оставалось ещё 4 тонны.

По свидетельствам очевидцев, в самолёт было загружено в том числе несколько тяжёлых рулонов типографской бумаги, которые при взлёте могли сместиться в хвост, нарушив центровку. Также с учений везли сотни килограмм секретных карт и схем.

Однако не только военными грузами был загружен флотский самолёт. Катастрофа произошла 7 февраля. Генералы возвращались на Дальний Восток из сытого и благополучного Ленинграда. И, конечно, победители учений не могли отправиться домой с пустыми руками перед праздниками. Сколько в самолёт было загружено дефицитных продуктов, бытовой техники, одежды и других вещей, доподлинно неизвестно. Генерал-лейтенант Виктор Сокерин оценил загрузку самолёта вместе с пассажирами в 15 тонн. В самолёт загрузили даже мебельные гарнитуры. В книге Рудольфа Голосова "Продуть балласт!" упоминаются свидетельства очевидцев катастрофы: "Оранжевое пламя с траурной каймой черного дыма пожирало останки людей. Живыми оставались только апельсины, раскатившиеся от места пожарища, оранжевые, как осколки пламени".

Бывший командующий ВВС и ПВО Балтийского флота генерал-лейтенант Виктор Сокерин в одном из интервью описал полную картину того, что творилось при подготовке вылета, и объяснил, почему катастрофа не могла не произойти:

"Сразу после катастрофы ходили разговоры, что бардак при загрузке борта был неимоверный. Куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается довести порядок загрузки, но его просто посылают "на ...", хамски указывая летчикам: ваше место – возле ... штурвалов, а "здесь все с "мухами" на погонах". Второй пилот да и командир вновь возражают, после чего их сразу несколько адмиралов "снимают", "увольняют" и просто "размазывают". Кто для "целого" адмирала второй пилот, да и какой-то командир экипажа, хоть и подполковник? Тем более что со сборов "вожди" редко улетали трезвыми.

Кроме всего прочего рассказывали, что приехавший "очень не в духе" командующий ТОФ пожелал в своем салоне (расположенном в передней части самолета) лететь один, в результате чего из салона "в хвост" было выставлено еще с десяток человек. Хотя сделать было нужно с точностью до наоборот: начиная с самых задних рядов набиться как "сельди в бочку" в переднюю часть салона (стоя, сев на колени друг другу, как угодно), освободив заднюю часть салона по максимуму, а обратно по местам рассредоточиться только после выполнения взлета.

Трудно сказать, что было бы с командиром экипажа Инюшиным, откажись он выполнять полет. Предполагаю, что в лучшем случае все члены экипажа стали бы пенсионерами прямо в самолете.

Любой сколько-нибудь опытный пилот сказал бы, что на разбеге из-за центровки, превышающей предельно-заднюю, по мере нарастания скорости (против аэродинамики не попрешь) самолет просто сам "сел на хвост" и сам оторвался от земли на скорости, почти вдвое меньшей расчетной скорости отрыва. Либо, что более вероятно, самолет оторвался не на 185, а на 285 км/ч. На Ту-16 (Ту-104) не было бустеров или гидроусилителей, потому усилий летчиков (отдачей штурвала "от себя" для предотвращения преждевременного отрыва) при этом не могло хватить для парирования мощнейшего стремления самолета задрать нос. Так как отрыв произошел на скорости, меньшей эволютивной (наименьшей, на которой он способен лететь), да еще и с запредельным (и постоянно самопроизвольно увеличивающимся) углом атаки, далее (по той же аэродинамике) он и должен был упасть. А точнее сказать, это и не было взлетом как таковым, но было катастрофой на взлете из-за преждевременного, самопроизвольного отрыва самолета от ВПП по причине запредельной задней центровки.

У любого самолета на переднюю стойку шасси приходится не более 7–10% веса. Адмиралов могло спасти только одно. Если бы они загрузили еще пару рулонов бумаги или пару-тройку мебельных гарнитуров, то самолет бы "сел на хвост" прямо на стоянке.

Начальникам любого ранга, если они не слышали о такой науке, как аэродинамика, следует хотя бы ознакомиться с приказом министра обороны по правилам выполнения воздушных перевозок в авиации Вооруженных сил, где написано: все пассажиры обязаны беспрекословно выполнять требования членов экипажа. А также, что никто не имеет права вмешиваться в действия экипажа в полете, в том числе и лица, в распоряжение которых экипаж выделен. Скольких катастроф удалось бы избежать, если бы адмиралы и краснолампасные генералы хотя бы эти два пункта не только знали, но еще и соблюдали".

Кажется невероятным, что подобное может происходить в армейских структурах, но "крепкая хозяйственность" высших чинов подавляет даже инстинкт самосохранения. Можно было бы порассуждать о том, стоит ли таким людям вообще доверять оружие серьёзнее кухонных ножей, но других людей в армии нет, зато есть традиции, устои и преемственность. А значит, трагедии, подобные этой, могут повториться в будущем.

"Нет! Не надо нам при катастрофах и происшествиях кидаться на поиски сионистско-масонских и прочих "пятых колонн". Мы были, есть и долго будем для самих себя "пятой колонной", если не вытравим на генном уровне самые дрянные, наверное, черты характера — пренебрежение законами природы и общества, наплевательское отношение к жизни людей, стремление полагаться на авось, когда требуется строжайшее следование законам и правилам, уже оплаченным кровью и потом предшествующих поколений. Не сумеем — вымрем как мамонты, не успевшие адаптироваться к быстрой смене условий обитания. Жить, как наши далекие предки, на просторах древней Руси, полагаясь на Бога да авось и лениво почесывая затылок, недопустимо в эпоху космических скоростей, атомной техники и нанотехнологий.

После трагедии было предписано перевозки пассажиров на военных самолетах осуществлять с взвешиванием багажа, с использованием привязных ремней и прочего, давно применяемого в гражданской авиации. Командующим объединениями на одном самолете со своими первыми заместителями не летать. Правильные требования! Ну и что? Через год снова стали летать вместе, через два забыли про взвешивание багажа, а потом и все вернулось на круги своя. До новых катастроф, ребята!"

Вице-адмирал Рудольф Голосов о трагедии 1981 года


Пост подготовил Алекс Кульманов

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 152
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Россия. Продажи вооружения и военной техники.
2013: $15.7 млрд
2014: $15.0 млрд
2015: $14.5 млрд
2016: $15.2 млрд
2017: $15.3 млрд

Sony. Продажи игровых приставок Sony PlayStation.
2013: $9.5 млрд
2014: $11.6 млрд
2015: $13.7 млрд
2016: $14.7 млрд
2017: $17.5 млрд

--------------------------------------------------------------

Достижения Окурка:
Завод «Москвич» (АЗЛК) (род. 1930 – убит 2010)
Завод «Красный пролетарий» (род. 1857 – убит 2010)
Ижевский мотоциклетный завод (род. 1928 – убит 2009)
Ирбитский мотДоциклетный завод («Урал») (род. 1941 – н.в. в коме после ранения)
Павловский инструментальный завод (род. 1820 – убит 2011)
Липецкий тракторный завод (род. 1943 – убит 2009)
Алтайский тракторный завод (Рубцовск) (род. 1942 – убит 2010)
Судостроительный завод «Авангард» (Петрозаводск) (род. 1939 – убит 2010)
Судоремонтный завод ОАО «ХК Дальзавод» (Владивосток) (род. 1895 – убит 2009)
Радиозавод ПО «Вега» (Бердск, Новосибирская область) (род. 1946 – убит 1999)
Саратовский авиационный завод (род. 1931– убит 2010)
Омский завод транспортного машиностроения (род. 1896 – убит 2009)
Челябинский часовой завод «Молния» (род. 1947 – убит 2009)
Угличский часовой завод «Чайка» (род. 1938 – убит 2009)
Второй московский часовой завод «Слава» (род. 1924 – убит 2006)
Чистопольский часовой завод «Восток» (род. 1941– убит 2010)
Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (род. 1932 – убит 2007)
Завод «Станкомаш» (Челябинск) (род. 1935 – убит 2009)
Рязанский станкостроительный завод (род. 1949 – убит 2008)
Кронштадтский морской завод (род. 1858 – убит 2005)
Завод «Кузбассэлемент» (род. 1942 – убит 2008)
Иркутский завод радиоприемников (род. 1945 – убит 2007)
Завод точного литья «Центролит» (Липецк) (род. 1963 – убит 2009)
Томский приборный завод (род. 1961 – убит 2007)
Завод «Сивинит» (Красноярск) (род. 1970 – убит 2004)
Красноярский завод телевизоров (род. 1952 – убит 2003)
Завод «Динамо» (Москва) (род. 1897 – убит 2009)
Орловский завод управляющих вычислительных машин им. К.Н. Руднева (род. 1968 – убит 2006)
Оренбургский аппаратный завод (род. 1943 – убит 2009)
Хабаровский завод «ЕВГО» (род. 2000 – убит 2009)
Ульяновский радиоламповый завод (род. 1959 – убит 2003)
Завод Сибэлектросталь (Красноярск) (род. 1952 – убит 2008)
Оренбургский комбинат шелковых тканей «Оренбургский текстиль» (род. 1972 – убит 2004)
Барышская фабрика им. Гладышева (Ульяновская область) (род. 1825 – убит 2005)
Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина (Кострома) (род. 1939 – убит 2011)
Дальневосточный радиозавод (Комсомольск-на-Амуре) (род. 1993 – убит 2009)
Велозавод (Йошкар-Ола) (род. 1950 – убит 2006)
Велозавод (Нижний Новгород) (род. 1940 – убит 2007)
Пермский велозавод (род. 1939 – убит 2006)
Балтийский завод (род. 1856 – убит 2011)
Завод «Сибтяжмаш» (Красноярск) (род. 1941 – убит 2011)
Завод «Химпром» (Волгоград) (род. 1931 – убит 2010)
Иркутский завод карданных валов (род. 1974 – убит 2004)
Завод «Ижмаш» (Ижевск) (род. 1807 – убит 2012)…

…и еще около 78 тысяч заводов и фабрик.

В марте 2001 г. затоплена космическая станция «Мир».
В декабре 2010 г. сразу три спутника системы “Глонасс” не выведены на орбиту, затонули в океане. (“Глонасс”– разработка СССР).
В феврале 2011 г. не вышел на связь геодезический космический аппарат военного назначения “Гео-ИК-2”.
В августе 2011 г. потерян телекоммуникационный аппарат “Экспресс-АМ4” и грузовой корабль “Прогресс”.
В ноябре 2011 г. неудача с “Фобос-Грунт”.
В декабре 2011 г. потерян спутник “Меридиан”.
В августе 2012 г. неудача с двумя спутниками связи «Экспресс-МД2» и Telkom 3.

Число работающих на селе – 1,17 млн. человек (за 20 лет сократилась в 5 раз). Безработных на селе – более 5 млн. человек (их не учитывают, т.к. они имеют подсобные хозяйства).
20 лет назад Россия насчитывала 48 тысяч крупных коллективных аграрных хозяйств. Сегодня их количество сократилось впятеро, 30% из них убыточны. Страна вернулась к мелкотоварному производству и натуральному хозяйству с преобладанием ручного труда.

Сегодня более 50% продуктов животноводства и 90% овощей производится в личных подворьях. На смену машинам пришел ручной труд. По производительности труда страна в 8 раз отстаёт от уровня ЕС.

Выращенную продукцию у частника за бесценок скупают диаспоры перекупщиков. Потребсоюзов давно нет.

Закрыто 15600 клубов, 4300 библиотек, 22000 детсадов, 14000 школ.
Исчезло 20 тысяч деревень, осталось 47 тысяч деревень, во многих из которых нищенское существование влачат несколько доживающих свой век стариков.

В 1990 году в СССР производилось 214 тысяч тракторов и 65 тысяч комбайнов. Сейчас в РФ – 8 и 7 тысяч соответственно.
Из 21 млн. коров (в РСФСР) осталось менее 7 млн.
За годы реформ объемы сельскохозяйственного производства снизились почти в 2 раза. Страна потеряла продовольственную независимость и сегодня закупает почти 50% продуктов питания. В катастрофическом состоянии находится сельскохозяйственное машиностроение. Исчезла вся аграрная инфраструктура СССР, в том числе 27.000 колхозов и 23.000 совхозов, обеспеченных сельхозтехникой и квалифицированными кадрами.

После деколлективизации положение в селе стало критическим – нет людей, нет работы, нет техники. Земля, которую обрабатывали сотни лет, за 20 лет на 35% уже заросла мелколесьем.
Фу, Алекс, халтура какая - сплошной копипаст с других источников. И выводы на уровне глупой бабки. Сами подумайте, какая жизнь была на советском Дальнем Востоке, если как бы далеко не самые маленькие люди были фактически вынуждены закупаться по максимуму, попав в Питер или Москву. Причем как Вы сами понимаете, везли то, что в Питере дефицитом не было.
Да уж, такой залет только поляки с катастрофой самолета Качинского смогли переплюнуть.
А недавняя трагедия с бортом, который должен был лететь в Сирию с Глинкой и Халиловым, ведь тоже аналогична данному случаю. А сколько их ещё будет впереди. Ведь раздолбайство у русских в крови и даже Путин здесь как-бы непричем😁
Хорошо показывает общую убогость жизни в совке. Если даже такие люди вынуждены были товары возить себе из такой дали, то можно только представить, как обстояло со снабжением у простого народа.
Процитирую мой предыдущий коммент еще раз:
"хз,но в Владивостоке лафа должна быть еще лучше чем в Ленинграде. Рядом же Юж.Корея и Япония, японские магнитофоны,телевизоры(тем более начало 80-х). Мне кажется эта статья попахивает неким писдежом.
"
Кудрявый ты вот сейчас такую пургу прогнал, мне даже стало стыдно за тебя :)) Все смешал ГРУ с МО , вообщем кровь , песок и сахар. Давай лучше про Кокорина с Мамаевым :)
Когда Молотов летел в Британию во время войны, то устроившись в самолёте, он сказал командиру, "Вы здесь распоряжаетесь", и заверил что готов следовать всем указаниям экипажа.
Да, при Черененко-то лучше стало, такого уже не было, не то что при этом, как его...
Вообще-то в авиацию в оригинале. Причем без определения гражданская она или военная.
← назад