Ставангер: нефтяная столица Норвегии
Прилетел в прекрасный норвежский город Ставангер. Точнее, он должен быть прекрасным, судя по фотографиям, но пока разобрать что-то сложно из-за дождя. Говорят, дождь тут идёт круглый год, и местные его даже не замечают.
— Да, не повезло нам с погодой, — кутаясь в зимнюю куртку и дождевик, говорю я своему гиду.
— Наоборот, повезло! Вот если бы вы приехали ночью, то утонули бы! Столько воды было...
Тут нет плохой погоды, тут есть плохая одежда. Но я всё ещё надеюсь на солнце, чтобы посмотреть на прекрасные пейзажи юго-западной Норвегии.
А пока давайте посмотрим, как живут нефтяники. Мы с вами с Ставангере – нефтяной столице страны. После Второй мировой это было нищее захолустье. Но потом в море начали разрабатывать нефть, и в город пришли деньги!
В Ставангере живёт 132 тысячи человек – примерно столько же, сколько в Нефтеюганске, чуть больше, чем в Ханты-Мансийске, и немного меньше, чем в Альметьевске. Именно в Ставангере находится штаб-квартира компании Equinor (бывшая Statoil), благодаря которой Норвегия стала одной из богатейших стран Европы. 67% акций Equinor принадлежит правительству Норвегии, ещё 3% – норвежскому Пенсионному фонду. В компании работает больше 20 тысяч человек, это один из главных работодателей страны.
А ещё в Ставангере находится Объединённый военный центр НАТО, более известный как JWC. По сути это большой учебный центр, где работают более 250 военных и гражданских лиц из 15 стран НАТО. Именно здесь готовят специалистов, которые впоследствии руководят операциями сил Альянса – разрабатывают планы учений, моделируют сценарии миссий и так далее. Так что если вам интересно, где пестуют злодеев, готовых в любую секунду напасть на Россию, то как раз тут.
01. На заднем плане современные панельки, на переднем – дома железного века. Уже после строительства панелек археологи нашли тут остатки жилищ древних людей и восстановили их в соответствии со своими представлениями о том, как эти дома могли бы выглядеть. Выглядели они скромно!
02. Полметра стены из булыжника, внутри очаг, крыша покрыта грунтом. Всё экологично! Только окон не хватало, но иногда окна делали в крыше. Хотя всё это догадки.
03. После восстановления первого дома местные реконструкторы подумали, что сделали его слишком низким, и решили сделать ещё один вариант. Сейчас его строят.
04. Вокруг пасутся местные овцы. Эта порода называется старой норвежской и, вероятно, была распространена ещё в эпоху викингов. До XIX века она была самой популярной в Норвегии, но потом её стали вытеснять британские овцы. В результате уже в начале XX века её потребовалось спасать. В отличие от животных других пород, норвежская овца может большую часть года жить на открытом воздухе, её не надо стричь и она менее подвержена атакам хищников (просто бегает быстрее).
05. Современное жильё. Как и везде в Европе, тут мы видим интересную архитектуру, разнообразие материалов и видов жилья.
06. Вот, к примеру, очень интересный деревянный жилой комплекс:
07. Дерево необработанное, оно почернело, стало немного серебряным, появились потёки. В жизни смотрится невероятно красиво, как наши старые деревянные храмы на севере. Но если бы кто-то в России решил такой сделать фасад, его подняли бы на смех. И тем более никто бы у нас не купил квартиры в таком доме.
08. А мне нравится.
09. Для тех, кто боится дерева, есть другие варианты фасадов. Чего точно не встретишь в Норвегии – так это 25-этажных одинаковых бараков.
10. Дворы по всем правилам.
11. Разные уровни, хорошее благоустройство.
12.
13. Детская площадка
14. Как вам такой фасад?
15.
16. Остекление балконов тут как в Финляндии: нельзя самому ничего делать. В новых домах на балконах могут устанавливаться стеклянные панели, но они у всех одинаковые. На лето их снимают, зимой ставят вновь.
17. У нас тут суровый край нефтяников, так что вместо собак народ держит чёрных свиней. На самом деле нет... Но всё равно интересно: что заставило человека купить свинью и гулять с ней?
18. Несмотря на погоду, народ активно пользуется велосипедом. Велодорожка начинается прямо из аэропорта! Справа счётчик велосипедистов: за сегодня проехало уже 329 человек, а за этот год – более 55 тысяч!
19. Самый известный монумент Ставангера, "Меч в скале". Памятник был установлен в честь битвы при Хаврсфьорде (примерно 872 год), с которой начался процесс объединения Норвегии. Самый большой меч символизирует короля-победителя Харальда I Прекрасноволосого, два других – проигравших битву конунгов. Также это символ мира, поскольку мечи из камня достать нельзя. Сами мечи, кстати, бронзовые. Монумент был открыт королём Норвегии Улафом V в 1983 году, его автором стал скульптор Фриц Рёд.
20. Большинство ставангерцев предпочитает жить в частных домах. Про них можно делать отдельный пост. Очень разнообразная и интересная архитектура.
21. Домики довольно плотно стоят на холмах, но спроектированы так, что у каждого есть участочек, и никто не смотрит друг другу в окна.
22. Центр города
23. Заборов почти ни у кого нет, можно случайно зайти к кому-то на участок – никто слова не скажет. Всё очень мило.
24.
25. Старые дома... Такие могут стоить под миллион евро.
26. Обычные дома, они могут быть на несколько семей.
27. Почти все дома деревянные, каменные практически не встречаются.
28.
29. А это местная школа.
30. Народ тут очень любит электромобили.
31. Во-первых, это экономно. Электричество тут стоит куда дешевле бензина, который считается одним из самых дорогих в мире. Во-вторых, владельцам электромобилей предоставляются различные льготы. Например, они могут ездить по полосе для автобусов и такси. Кроме того, владельцы электромобилей в Норвегии существенно экономят на платных дорогах, парковке и налогах – по разным оценкам, от $3000 до $8000 в год. Поэтому через несколько лет эксплуатации даже дорогой электромобиль типа "Теслы" окупается по сравнению с обычной машиной. Только за 2016 год в стране было зарегистрировано более 50 000 новых электромобилей (это не считая гибридов), так что их доля на норвежских дорогах уже превысила 5%. В Норвегии сейчас около 8000 зарядных станций. Заправка в принципе бесплатна, но ты платишь что-то типа членского взноса в организацию Norsk Elbilforening. Уже несколько лет идут разговоры о том, что норвежские власти могут урезать льготы для электромобилистов, но пока этого не произошло.
32. А это детская площадка около музея нефти! Она сделана из элементов нефтяной платформы.
33. Площадка называется Геопарк, она была построена в 2008 году по проекту местного бюро Helen & Hard. Для обустройства площадки был использован пустой причал, примыкающий к музею.
34. Концепцией площадки стала модель нефтегазового месторождения Тролль в масштабе 1:500.
35. Площадка должна была быть временной и просуществовать всего год, но в итоге стоит тут уже 10 лет, и разбирать её вроде бы не собираются.
Так площадка выглядела, когда ещё не была изгажена граффити:
36. А так теперь:
37. Стены, кстати, изначально предназначались именно для стрит-арта, но постепенно тут затегали и изрисовали вообще всё.
38. Нефтяные трубы
39.
40. Ещё Ставангер знаменит своим стрит-артом. С 2001 года здесь ежегодно проходит фестиваль NuArt. Он привлекает десятки неплохих художников, которые оставляют свои работы по всему городу. Это работа "Перерыв на ланч" австралийца Финтана Маги. Она изображает двух настоящих дворников во время перекура.
41. Не знаю, чья работа, но выглядит круто
42. Подобным увлекается берлинец Evol.
43. Работа норвежского художника dotdotdot
44.
45. В центре города есть статуя Йоханны и её младшего брата, героев какой-то детской книжки. Литовский художник Эрнест Захаревич переосмыслил статую и разделил брата и сестру забором с колючей проволокой.
46. Буксир-якорезаводчик, один из типов судов, которые обслуживают нефтяные платформы и ветрогенераторы. Такие суда ещё называют "оффшорным флотом".
47. Корабль "Рогаланд", построенный в Ставангере ещё в 1929 году, недавно снимался в фильме "Дюнкерк" Кристофера Нолана.
48.
49. Центр города
50. Обычно все дома тут белые, но в центре решили одну из улиц раскрасить.
51. Несмотря на погоду, почти у каждого кафе есть летняя терраса с инфракрасными обогревателями. Они тут будут работать всю зиму. Очень круто. Жалко, у нас чиновники не разрешают делать зимой столики на улице.
52.
53. Остальные улицы белые.
54.
55. Справа знак "Пешеходная зона".
56.
57.
58.
59. Лавочка с подсветкой
60.
Граница России и НАТО
Как выглядят деревни в странах НАТО
Россия – Норвегия: чо там за окном?
Общественный транспорт, велосипед и личный автомобиль в Осло
Район Штрихкод, Осло. Хотели бы тут жить и работать?
Мигранты захватывают Норвегию
Путешествие в Норвегию было организовано Советом по туризму Норвегии. Больше информации: Fjord Norway, Region Stavanger.