Как работала советская цензура
В последнее время в интернете резко увеличилось количество информации о делах за лайки и репосты. Сажали людей за так называемые экстремистские материалы и раньше. Однако в этом году количество дел существенно возросло. Подскочил и градус абсурдности. Истории вытаскиваются на всеобщее обозрение и вызывают бурные дискуссии при достижении новых глубин идиотизма. Ходят слухи, что повышенное внимание к этому сейчас нагнетается в преддверии блистательного выхода царственных особ в белоснежных фраках и объявления о прекращении абсурда. Случится это или нет, точно никто сказать не может.
Совершенно очевидно, что сажают сегодня за элементарные вещи. Каждый день в интернете и повседневной жизни можно увидеть массу материалов, куда лучше подходящих под определение "экстремизм". Тем не менее, вытаскивают каких-то беззащитных людей с постами пятилетней давности на удалённых аккаунтах и сажают. Исполнители на местах не хотят возиться со сколь-нибудь сложными вещами. Работа выполняется на отвали и свидетельствует о тотальной деградации и в этом сегменте государства. В то же время демонстрируется, что посадить можно каждого. Людей по сути запугивают такой ситуацией. Развязывают террор против граждан страны.
Подобная ситуация в стране не впервые. Государство и ранее, под другими вывесками, тщательно боролось за чистоту материалов, которые будут попадать к гражданам. В прошлом веке не было интернета, был другой темп жизни, и запреты имели свои особенности. Однако абсурдность запрещаемых вещей зашкаливала уже тогда.
Про запрещённого "Доктора Живаго" Бориса Пастернака и произведения Александра Солженицына знают, наверное, все. Роман "Доктор Живаго" был запрещён, потому что, по мнению Госиздата, большевистская революция в нём была представлена как огромное преступление. Произведение было объявлено контрреволюционным и клеветническим, а Борис Пастернак был исключён из Союза писателей. Однако на Западе эта книга была издана, а автору в 1958 году была присуждена Нобелевская премия в области литературы. Разрешён "Доктор Живаго" был только в 1988 году.
"Архипелаг ГУЛАГ", "Раковый корпус", "В круге первом" – произведения другого лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына, которые тоже не вписывались в официальную картину мира СССР. Официально после смерти Сталина было принято считать, что чудовищные репрессии были перегибами по вине исключительно диктатора.
Солженицын же утверждал, что террор в отношении собственных граждан начался ещё при Ленине, а при Хрущёве продолжился. Официально книги стали издаваться только в конце 80-х, когда СССР доживал свои последние годы.
В число литераторов, описывавших жернова советской репрессивной машины, входит и Евгения Гинзбург. Её обвинили в участии в троцкистской террористической организации и дали 10 лет тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества. Книга "Крутой маршрут" описывала пребывание Гинзбург в Бутырке, Ярославском политизоляторе, Магадане. До конца 80-х её можно было найти только в самиздате.
Кто-то может заметить, что ему малоинтересна литература подобного жанра, и потому запреты этих книг – не большая потеря. И здесь сразу вспоминается ещё один русский писатель с трагической судьбой – Михаил Булгаков. Его знаменитый роман "Мастер и Маргарита" появился в печати только в 1966 году в журнале "Москва". Причём в цензурированной версии. Из романа пропали исчезновения из квартиры 50, рассуждения Воланда, отдельные неблагозвучные для строителей коммунизма слова вроде слова "любовник". Полная версия появилась только в 1973 году. И это "Мастер и Маргарита". Попробуйте её дать современному школьнику, и он не поймёт, что в ней крамольного. Некоторые другие произведения Михаила Булгакова, среди которых "Собачье сердце", вышли только в конце 80-х.
Среди запрещённых книг оказалась и "Перед восходом солнца" Михаила Зощенко. Писатель считал её главной книгой своей жизни. Автобиографический роман начал собираться с середины 30-х годов. Это исповедальный научный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни. В августе 1943 года в журнале "Октябрь" были опубликованы первые главы романа. Однако на продолжение публикации был наложен строгий запрет. Впервые книга была целиком опубликована только в 1973 году в США. В СССР – в конце 80-х.
Строго следили в СССР и за темой любви. Всё должно было быть стандартно, по-пролетарски, и служить делу мировой революции. Роман Владимира Набокова "Лолита" находился под запретом до конца 80-х. Однако тема любви взрослого мужчины к 12-летней девочке будоражила умы советских людей, и книга ввозилась нелегально из других стран.
Советская цензура, конечно же, не могла обойти и детскую литературу. Например, творчество главного детского писателя СССР Корнея Чуковского периодически подвергалось критике и запретам. Так, цензуре самой Крупской подверглась его первая детская сказка "Крокодил". В 1968 году вышла "Вавилонская башня и другие древние легенды" – интерпретация Чуковского Библии для детей.
Из-за советской антирелигиозной позиции тираж "Вавилонской башни" просуществовал недолго и был уничтожен. Можно отметить, что 50 лет назад, комментируя уничтожение "Библии для детей", гражданин страны должен был одобрять это событие. Сегодня в столь же категоричной форме гражданин страны должен печалиться по этому поводу.
Тщательно работая с собственными писателями, СССР не мог обойти и иностранную литературу. Например, произведение Герберта Уэллса "Россия во мгле". Знаменитый американец описал свои впечатления о Гражданской войне и разрухе после неё. Книга была издана в СССР в 1958 году в урезанной версии и с объяснением, почему Герберт Уэллс ошибался.
Под запретом оказался и "Скотный двор" Джорджа Оруэлла. А заодно и остальные его книги. В "Скотном дворе" писатель представил свой взгляд на революцию 1917 года на примере животноводческой фермы, где животные восстали против фермеров и установили всеобщее равенство на территории двора. Однако некоторые животные оказались "равнее" остальных. Ими оказались свиньи. Сравнение не понравилось советским вождям.
Но если неприятие сравнения со свиньями "третьего слева товарища Хрущёва" ещё можно понять, то, казалось бы, что неправильного можно найти в "Робинзоне Крузо"? Не стоит недооценивать рвение представителей народа. Революционерка Злата Ионовна Лилина разглядела в романе Даниэля Дефо ряд ошибок и в 20-е годы переписала его под нужды рабоче-крестьянской молодёжи. Единоличный подвиг выживания человека, поставленного в тяжёлые условия, не подходил большевикам. С точки зрения коммунистической идеологии, к успеху мог привести только коллективный труд общества, трудового народа.
Кто-то может сказать, что абсурдность этого эпизода напоминает сегодняшний день. Что тогда из-за отсутствия опыта цензоры доходили до подобных крайностей, и сегодняшняя абсурдность дел за репосты тоже вызвана отсутствием опыта у исполнителей. Это, конечно, неверно. Тогда у новой, юной страны была идеология. И фанатики коммунизма подгоняли окружающий мир под эту идеологию. По-идиотски, беспощадно, но в рамках своих религиозных суждений. Сегодняшние исполнители на местах занимаются адской цензурой общества ради звёзд. Не тех, что в небе, а тех, что на плечах.
Недоступной для советского народа оказалась и книга Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол". Зато она была напечатана ещё в 40-х годах в количестве 300 экземпляров для партийной верхушки и разошлась среди лучших людей страны. Обычные граждане увидели мировой бестселлер только в 60-е годы.
Великие книги, ставшие классикой мировой литературы, – лишь один из ярких примеров советской цензуры. Советская идеология и запреты пронизывали абсолютно все культурные сферы, создавая множество абсурдных эпизодов. Так, из фотохроники вырезались бывшие партийные деятели, которые оказались врагами народа. Одним из таких эпизодов стало вырезание Льва Троцкого со снимков с Лениным в 30-е. Цензура могла вычеркнуть отрывок из стихов Маяковского "за искажение Маяковского". А в знаменитом фильме 1980 года про Шерлока Холмса, чтобы не допустить ненужных ассоциаций, был изменён эпизод, где доктор Ватсон вернулся с войны в Афганистане.
Может ли хоть одно современное государство существовать без цензуры? Конечно, нет. Однако когда государство начинает запрещать совершенно невинные вещи, провоцируя этими запретами интерес к теме, всё это заканчивается известным образом. Именно тотальная советская цензура в своей бессмысленности и абсурдности каждый день демонстрировала людям, что в стране имеются существенные проблемы, которые в один прекрасный день привели к "крупнейшей геополитической катастрофой века".
Пост подготовил Алекс Кульманов