Бензиновый кризис в России: кто виноват?
В России одна из главных ценностей, которая часто декларируется политиками и "лидерами мнений", – это стабильность. Под стабильностью подразумевается уверенность в завтрашнем дне, в том, что завтра будет не хуже. Пока мир идёт вперёд, граждан России убеждают, что стабильное болото – это классно, лишь бы не было войны и возвращения к "лихим 90-м". Однако, несмотря на призывы к стабильности, многие сферы жизни деградируют. Где-то быстрее, где-то медленнее. Скрываясь за телевизионными ширмами благополучия, страна совсем не торопится за мировым прогрессом и уныло плетётся вслед, постоянно сворачивая на особые пути развития, но в итоге признавая, что лучше использовать давно проверенные методами. Однако есть в России и уникальные явления, которые демонстрируют поведение, не зависящее от законов мировой экономики. Одно из них – русский бензин.
Бензин в России как будто создан врагами. Он демонстрирует изумительную стабильность постоянного роста цен. Моменты, когда цены немного снижались, оказались нелепой случайностью. Бензин чуть откатывался назад, чтобы через короткий промежуток времени продолжить уверенный рост. В стране мало вещей, которые настолько стабильны, как бензин. Разбудите меня через сто лет и спросите, что в России происходит с ценами на бензин, и я отвечу: они растут.
Цены на бензин в разных странах мира зависят от множества факторов и существенно различаются. На разницу в цене влияют разнообразные налоги, издержки производства и транспортировки, субсидирование цен государством. Российские цены на бензин по мировым меркам считаются невысокими. В то же время Российская Федерация является одним из главных мировых экспортёров топлива и сырья для топлива. Как правило, в странах-экспортёрах цены на топливо низкие или очень низкие. Государства устраивают для собственного населения небольшой энергетический рай, продавая бензин по символическим ценам. Однако российские цены символическими назвать тяжело.
На просторах сети есть площадки, которые дают неплохое представление о ценах на топливо в разных странах мира. Россия может похвастаться тем, что занимает места где-то рядом с США. По цене за литр. Увы, по средней зарплате разница довольно существенная, и потребитель в США может купить на зарплату в пять раз больше топлива, чем россиянин.
Россия по цене за литр уступает практически всем странам-экспортёрам нефти. От нищей Венесуэлы до роскошных Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. Есть, конечно, ещё Норвегия, экономика которой основана на экспорте нефти. Там одни из самых высоких цен на бензин в мире, около двух долларов за литр. Только вот средняя зарплата там примерно как в США, плюс мощнейшая социальная поддержка.
Занятно наблюдать и за ценами на русский бензин, например, в Белоруссии или Казахстане. Белоруссия практически всю нефть и нефтепродукты покупает в России. Казахстан добывает свою нефть, но до половины потребляемого бензина закупает в готовом виде в России. При этом цены в Казахстане примерно на четверть ниже. В Белоруссии разница не столь значительна, но, как правило, бензин там тоже дешевле. Приграничные россияне охотно ездят к братьям-белорусам, чтобы заправиться сделанным из русской нефти бензином, который дешевле на несколько рублей. Отдельным бонусом к пониженным ценам идёт то обстоятельство, что в Белоруссии качество бензина везде стабильное.
Говоря о том, что цены на бензин в России всегда растут, стоит отметить, что растут они очень резво. Например, курс российского рубля в 2000 году составлял 28 рублей за доллар. За 18 лет экономических и геополитических перипетий рубль упал в 2,2 раза по отношению к доллару. Бензин же в 2000 году стоил примерно 6,5 рубля за АИ-92. Сегодня ближе – к 45 рублям. Кто-то скажет: "А вот давайте посмотрим на цены на нефть! Они-то выросли за 18 лет, вот и бензин вырос!" Увы, но цена нефти находится в последних строчках среди факторов, составляющих стоимость бензина. Основная часть цены бензина – это налоги и прочие акцизы, которые устанавливаются государством. В странах, активно закупающих нефть для топлива на мировом рынке, с падением стоимости нефти падают и цены на бензин. В России вне зависимости от мировых цен на нефть бензин говорит "Только вперёд!" – и продолжает дорожать.
Но, несмотря на постоянный уверенный рост, в последние пару месяцев русский бензин демонстрирует новые рекорды по скорости. По данным Росстата, с января по конец мая цены на топливо в среднем по стране выросли на 7–8% при общей инфляции в 1,6%. А с 21 по 27 мая – на 1,9%. Подорожание на фоне окружающей "стабильности" оказалось столь стремительным, что вышло на первые места в повестке дня.
В последних числах мая ВЦИОМ провёл опрос среди россиян: "Почему дорожает бензин?" 66% уверенно сказали, что причиной тому экономическая политика российских властей. 46% обвиняют нефтяные компании, 40% – правительство, 19% – владельцев заправок, 12% – лично Путина, 10% – западные страны. Госдума и Совфед в этот раз получили всего 9% голосов.
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в скачке цен на бензин обвинил рост мировых цен на нефть. Центробанк с правительством согласен и тоже обвиняет мировые рынки. А вот Федеральная антимонопольная служба считает, что виновны российские нефтяные компании, которые в погоне за большим долларом увеличили поставки бензина за рубеж, сократив поставки на внутренний рынок и тем самым создав дефицит в стране. 28 мая ФАС вынесла Роснефти предупреждение о том, что снижать объёмы продаж на внутренний рынок нехорошо. Медведев 4 июня заявил, что нефтяники эгоисты, и правительство будет искать на них управу.
Виновного 7 июня на прямой линии определил Путин.
"То, что сейчас происходит, – это недопустимо, это неправильно, но надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов. Что сделано было? Правительство провело так называемый пересмотр некоторых налоговых мер по наполнению бюджета, так называемый манёвр сделало в этой сфере. Не буду вдаваться в детали. Это всё привело к стимулированию вывоза за границу на экспорт сырой нефти. Дальше цены на нефть на мировом рынке поднялись. А для того, чтобы загрузить свои НПЗ, наши компании делают это, но они считают недополученную выгоду за тот объём нефти, который они отправляют на НПЗ, который они могли бы, как они полагают, реализовать на внешнем рынке и получить больший доход. Чтобы компенсировать эти условно выпадающие доходы, поднимают цены на топливо. Правительство приняло решения на этот счёт".
В итоге мнение граждан оказалось абсолютно справедливым. Гениальная прозорливость правительства, столкнувшегося с аппетитами нефтяных компаний (среди которых львиная доля государственных), запустила весеннюю гонку цен на нефть для внутреннего потребителя. Энергетическая сверхдержава инстинктивно жаждет только сверхприбылей для отдельных своих элементов.
Сейчас объявлено о снижении акцизов на бензин. Отменено запланированное на 1 июля повышение. На осень анонсированы непонятные пока меры "по стабилизации рынка". На ближайшее время цены были спасены – по царскому велению, при ручном управлении, чтобы народ не взбунтовался от чрезмерно быстрого роста цен. В то же время не стоит забывать, что на ближайшие шесть лет запланировано прорывное развитие демографии, здравоохранения, образования, жилья, экологии, безопасных и качественных дорог, производительности труда, науки, цифровой экономики, культуры, малого и среднего предпринимательства. На решение этих задач уже требуется где-то добыть 8 трлн рублей. Источник финансирования официально не объявлен. Но все уже понимают, что деньги на улучшение жизни граждан будут взяты из налогов (прямых и косвенных), то есть из кошельков самих граждан. В том числе и из налогов на бензин.
Несмотря на всю боль и разочарования, которые приносит россиянам бензин, у него есть и положительные черты. У него можно учиться, с него можно брать пример:
Пост подготовил Алекс Кульманов