Город, удобный для бабушки
Что такое "хороший город"? Говоря о городах, мы часто употребляем выражение "город, удобный для людей". Но что это такое? Ведь у каждого свои критерии удобного города. Потребности одинокого олигарха будут кардинально отличаться от потребностей многодетной семьи. Корректнее говорить, что хороший город должен быть справедливым.
Почему мы говорим о том, что приоритет пешехода и общественного транспорта выше приоритета личного автомобиля? Потому что город для автомобиля не может быть справедливым. Автомобилем не могут пользоваться дети и молодые люди до 18 лет, пожилые люди, больные люди. Самое главное, личный автомобиль – это дорогое удовольствие, которое могут позволить себе только люди с определённым достатком. Город для автомобиля отказывает в праве на перемещение большому проценту своих жителей. Люди не имеют возможности вести полноценную жизнь.
То же самое касается и общественного транспорта. В чем большая беда маршруток, которые многим кажутся хорошим выходом? Они, опять же, недоступны многим людям. Вы не можете использовать маршрутку с детской или инвалидной коляской, с велосипедом или багажом. Так как частные перевозчики нацелены на извлечение максимальной прибыли, они неохотно обслуживают малозагруженные маршруты, не работают рано утром утром или поздно ночью, потому что пассажиров мало. Самое главное – они не интегрированы в единую систему городского транспорта. Если вы купили проездной билет, вы не можете пользоваться маршрутками, так как те проездные билеты не признают (за редким исключением). В итоге система общественного транспорта деградирует, а город становится несправедливым.
А переходы? Подземные переходы, как вы знаете, делают город просто недоступным для маломобильных жителей. И лифты с пандусами тут не спасают ситуацию. Ещё и потому, что внеуличные переходы невозможно располагать так же часто, как зебры – это очень дорого. В итоге простой человек просто не может перейти улицу. И эту проблему как раз испытывают пожилые и больные люди.
То же касается и городской среды. Зачем в городе делать парки и хорошие общественные пространства? Все люди вне зависимости от их достатка и социального положения должны иметь право на комфортный отдых. У людей обеспеченных всё хорошо. Они, скорее всего, живут либо в частном доме, либо в хорошем жилом комплексе, где по двору бегают павлины, а в фонтанах плавают золотые рыбки. Они могут поехать на отдых за границу или ещё куда-то. У малообеспеченного человека возможностей намного меньше. Он живёт в стесненных условиях, двор его дома, скорее всего, представляет собой пыльную парковку. И единственное, что ему остаётся, – пойти в парк, на площадь, выйти на улицу.
Есть очень хороший маркер: где люди проводят свободное время. В несправедливых городах они отдыхают в торговых центрах. В справедливых – на улицах и площадях. Если лучшее общественное пространство – это торговый центр, значит, городские власти не смогли создать конкурентное общественное пространство, чтобы дать жителям альтернативу. В самих торговых центрах нет ничего плохого. Кроме того, что они, подменяя собой общественные пространства и места отдыха для жителей, нацелены всё же на то, чтобы вы тратили там деньги. А без денег вы им малоинтересны.
Управлением города обычно занимаются молодые, сильные, здоровые и обеспеченные люди. Они делают город, удобный для них самих. Самый простой рецепт для мэра, как сделать хороший город, – сделать его удобным для бабушки. Город, удобный для бабушки – это город, удобный для всех.
P.S. Дедушек это правило тоже касается.