Что эти дикари себе позволяют?!



С чем у вас обычно ассоциируются голландские города? Центр без автомобилей, велодорожки, каналы – вот это всё... Но до последнего времени в Нидерландах был город, который крепко держался за своё автомобильное прошлое.

Прямо в центре Утрехта проходило знаменитое шоссе "из ниоткуда в никуда", построенное в середине 70-х. Даже к моменту своего закрытия в начале 2010-х оно было шириной в 11 полос. Теперь Утрехт вернулся к той модели, которая прекрасно работала на протяжении 800 лет, до наступления автомобильной эпохи. Автострада была уничтожена, а на её место вернули... крепостной ров!


Коллаж: Bicycle Dutch

Повторять чудовищные градостроительные ошибки прошлого в Утрехте больше не собираются.



Утрехт получил статус города в 1122 году, и вскоре вокруг него была построена стена. Стену же окружал ров, воду в который направили из рек Рейн и Вехт.

Городские укрепления служили своей основной цели 700 лет, но в XIX веке бастионы оказались больше не нужны. Крепостную стену снесли, а вместо её южного и восточного участков был разбит красивый парк в английском стиле. Некоторые части стены оставили как элемент паркового дизайна – "романтические руины".

Но в северной и западной части города парк разбить не вышло. Вместо снесённых участков стены построили причалы для кораблей. Ров превратился в канал, а крепость – в порт.

Однако в начале XX века ситуация изменилась вновь. Порт перенесли на окраину растущего города. С ростом количества автомобилей власти голландских городов стали уничтожать неиспользуемые каналы и другие водные объекты, а на их месте строить дороги. Утрехт не стал исключением.

В 1950-х примером для подражания европейцам служили американские города – города для автомобилей, а не для людей. Сначала нанятый Утрехтом немецкий инженер предложил засыпать весь ров и построить 4-полосную кольцевую дорогу вокруг бывшей крепостной стены, то есть окружить исторический центр города новым шоссе.



Оппозиция пришла в ужас и апеллировала к правительству Нидерландов. Этот проект согласован не был, но зато реализовали другой. Южный и восточный участки рва получили статус охраняемого объекта, зато западный и северный были особо никому не нужны. В итоге воду из рва отвели с помощью гигантской подземной трубы – и засыпали его.

В 1968 году на его месте начали строить широкую магистраль. Первый её участок был запущен в 1973-м. Это шоссе в самом центре Утрехта оказалось на редкость бесполезным: его можно было проехать от начала до конца за 1 минуту. При этом поражало невероятное количество полос.

НУЖНО БОЛЬШЕ ПОЛОС!


Забегая вперёд, скажу, что сейчас на этом участке всего по одной полосе в каждую сторону, и этого более чем достаточно.

1975 год, шоссе только что построено


Уже в 1970-м возникло первое объединение активистов, стремившихся вернуть жизнь в центр Утрехта, но мэрия согласилась рассмотреть вопрос о восстановлении рва только в 1989 году. Прошло ещё 10 лет, прежде чем городской совет принял решение убрать автостраду и вернуть канал.

Тестовым стал северный участок бывшего рва, где на протяжении этих 30 лет дороги не было, зато была парковка. Через него перекинули мост (как раз на месте старого моста), восстановили набережные, высадили на них деревья, а затем разрушили перегородку, и ров заполнился водой из восточной своей части.

Первый участок нового-старого рва


Слева – карта Утрехта 1831 года. Справа – схема восстановления рва


В 1960-е годы строительство шоссе стало этапом реконструкции и модернизации привокзального района Утрехта. Любопытно, что сейчас процесс, в рамках которого городу возвращают исторический вид, называется примерно так же. За 50 лет взгляды на трафик сильно изменились. Поездки на личных автомобилях больше не являются доминирующей формой передвижения в Утрехте.

Шоссе в центре Утрехта никогда толком не использовалось


В марте 2010-го наконец-то закрылась магистраль, которая проходила по дну бывшего рва. Чтобы вернуть туда воду, пришлось удалить все бетонные элементы: сначала эстакады, затем стены. На их месте появились новые стены, которые укрепили берега старого-нового канала. Из дна рва извлекли 1000 свай.



Под новым рвом устроили 5-уровневый паркинг для нужд концертного зала


2011 год, разобрана одна из эстакад


Только в октябре 2015-го начали непосредственно копать ров. Но работы шли очень быстро: весь грунт вывезли на 3300 грузовиках. Всего за два месяца укрепили берега канала, воссоздали набережные, высадили деревья, специально для этих целей выращенные в питомнике в Брабанте. 16 декабря была изъята последняя песчаная перегородка, и ров вновь заполнился водой.

Таким образом, Утрехту удалось почти полностью восстановить ров, едва не уничтоженный из-за того, что в середине XX века автомобилизация городов казалась прогрессивным шагом.

Сейчас воды нет только на центральном участке канала, между вокзалом и историческим центром. Там по-прежнему остаётся бесполезное пространство, но работы уже ведутся. Есть надежда, что уже в 2019 году исторический ров вокруг старого Утрехта снова замкнётся.

Бывшая магистраль


Что касается нового Утрехта, то он следует очень простому правилу: главные в городе – пешеходы и велосипедисты.

Все фото и схемы: Bicycle Dutch

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Отличная идея. В Москве надо тоже все дороги переделать в водные каналы. И всех автомобилистов пересадить из вонючих жигулей на байдарки и каноэ. Может не так быстро, зато супер экологично!
--С чем у вас обычно ассоциируются голландские города?-- Марихуана, районы красных фонарей, гей-браки и толпы эмигрантов. А нам тут про какой-то ров с велосипедистами пытаются втирать.
правильно сделали голландцы !
но тут общественная инициатива нужна. Иначе кто же разъяснит чиновнику его ошибку ?
> главные в городе – пешеходы и велосипедисты
да-да, расскажите об этом решившим строить СВХ, СЗХ, ЮВХ и далее по списку
Хорошо бы в Москве раскопать неглинку и рвы прошлого и китайгородскую стену восстановить.
Красиво, душевно
(Анонимно)Новый
много раз был в Утрехте и он прекрасен! и вообще Нидерланды одна из лучших стран EU в плане «Ordnung muss sein»

мало того эту операцию с уничтожением шоссе, неплохо бы провернуть и на Невском в Петербурге — сделать там красивую аллею с деревьями, велодорожками и трамваями.

Utrech, NL

Utrech, NL

Utrech, NL

Utrech, NL

Utrech, NL

Так-то да, площадки из говна и палок строят, деревья во дворе сажают, вместо парковки.... дибилы!

Тут ключевым является то, что вместо роста автомобилизации, произошло падение и дорога стала не нужна.

В этой стране количество жоповозок только растет, так что лучше изучайте японский опыт.
Раньше их, сук, закатают. С Исакием отсосали, с Охта-центром отсосали и с Обводным отсосут. У нас тут, чай, не овечья Москва, состоящая из понаехалов, которым похуй, что с ней очередной варяг сделает.
Мдаа, в Москве много всего исправлять придётся:
- вернуть бульвары и сады на Садовое
- переделать северную, северо-восточную и северо-западную части ТТК
- переделать обратно СВХ
- превратить в бульвары Тверскую - Ленинградский, Новый Арбат - Кутузовский, проспект Сахарова, Красную Пресню, Кремлёвское кольцо, Большую Якиманку (хотя ей можно просто вернуть облик до 1980-х)
- закопать Арбатский тоннель

и ещё многое другое
ага, еще м11 адаптировать под гужевые повозки и сапсан заменить на трамваи )
(Анонимно)Новый
Прошу прощения, но вы написали полную глупость. Засыпка Обводного ровным счетом ничего не решит, а спустя короткое время и ухудшит. Количество пробок уменьшится лишь ненадолго и это не только слова Варламова, но и подтвержденных факт о котором он тут постоянно пишет (ссылаясь на опыт западных коллег). Во вторых, район итак один из самых грязных в городе (из промзон и интенсивного авто движения) и лишать его водной артерии, это создать еще более неприятную экологическую обстановку. Был проект (предложение) его немного сузить, построить дополнительные рукава (чтобы появилось мощное течение), сделать нормальную обособленную выделенку для общ. транспорта, а внизу прогулочную зону (с высадкой деревьев) , плюс конечно запретить слив всякого говна в него. Это бы было куда лучше, чем делать еще одну трассу на манер Московского, Набережных Невы и пр., которых итак в городе не должно быть (таких широких)
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
← назад