Идеальный аэропорт: каким он должен быть?



Каким должен быть комфортный и удобный аэропорт? За последние годы я был в сотнях аэропортов и старался подмечать удобные для пассажира решения. Сразу скажу, что идеального аэропорта ещё никто не построил, хотя многие города к этому стремятся.

Для начала давайте рассмотрим критерии, которые важны мне в аэропорту как пассажиру.


Архитектура

Здание аэропорта должно быть просторным и интересным. Оно должно удивлять и восхищать. Не забывайте, что аэропорт – это первое и последнее впечатление о стране. И важно, чтобы оно было хорошим. Идеальный аэропорт восхищает.

Здание идеального аэропорта должен проектировать сильный архитектор. Если аэропорт сразу превращается в памятник архитектуры – это верный подход.

Легендарная "Рюмка" в Шереметьево


Поскольку в России архитектуру никто не ценит, пару лет назад её снесли...

Фото: The Village

Терминал 3 в международном аэропорту Баоань (Шэньчжэнь, Китай)




Аэропорт Сент-Экзюпери в Лионе (Франция)


Терминал проектировал Сантьяго Калатрава.



Парковка

В аэропорту Окленда, в Новой Зеландии, есть очень крутая система валет-паркинга. Вы подъезжаете прямо к двери терминала, оставляете машину там и отдаёте ключи сотрудникам авиакомпании, которые перегоняют автомобиль на специальную стоянку. Дополнительно можно заказать мойку машины и химчистку салона, очень удобно. Стоит такая услуга $59, что немного дороже, чем обычный долгосрочный паркинг в аэропорту ($40 за сутки). При этом обычная парковка находится далеко, и оттуда надо брать трансфер до аэропорта. Единственное ограничение – валет-паркингом может воспользоваться только пассажир Air New Zealand.


Такси

Во всех цивилизованных странах работа такси в аэропортах хорошо организована. Например, в аэропортах Нью-Йорка работу такси организуют и контролируют специальные сотрудники-диспетчеры. Брать пассажиров без предварительной договоренности могут только жёлтые такси. Диспетчеры организуют их очередь, при этом основная масса машин ожидает пассажиров не рядом с терминалами, а на специальной стоянке на территории аэропорта, откуда их небольшими партиями организованно отправляют в зону прилёта. Там из машин таксисты не выходят. Они лишь встают в другую очередь и потихоньку двигаются в ней к месту посадки пассажиров.


Посадку производят диспетчеры, которые запишут номер машины, спросят у вас адрес и сообщат цену предстоящей поездки.



Охрана

Очень важно, как устроена система охраны. В идеальном аэропорту охрана приветлива и ненавязчива. Обилие охраны вызывает стресс у пассажиров. Например, совершенно бесполезно делать досмотр на входе. Это никак не влияет на безопасность, но лишний раз заставляет пассажиров испытывать стресс и отнимает драгоценное время.

Идеальный аэропорт идёт навстречу пассажирам. Например, в Японии разрешают провозить воду и другие жидкости. Но только на внутренних рейсах. Японцы послали международные правила и сделали, как им удобнее. Если у вас есть бутылочка воды или зелёного чая, то после рентгена её поставят на специальную машинку, которая подтвердит, что в бутылке вода – и всё, можно брать на борт! Казалось бы, всё просто, но нигде я такого ещё не видел.



Организация очередей

Аэропорт – это очереди. А очереди – это, опять же, нервы и стресс. Поэтому в идеальном аэропорту очень важно хорошо организовать очереди. В китайском Харбине есть отдельная очередь для тех, кто спешит. Если до посадки остаётся 10 минут, вы подходите к специальному человеку, показываете посадочный, и вас пропускают в специальную очередь, где нет очереди. А женская и мужская очереди нужны потому, что в Китае проводится тактильный досмотр. Так что женщины идут на досмотр к женщинам, а мужчины – к мужчинам.


Хорошо, когда есть отдельная очередь для пассажиров с детьми и fast track. Отдельная история про очереди на паспортный контроль. Плохо, когда в каждую кабинку стоит своя очередь. В таком случае люди пытаются занять сразу несколько очередей, они начинают нервничать, когда какая-то очередь идёт быстрее. Может случиться заминка или кабинка закроется – тогда людям придётся занимать очередь заново. Правильно, когда есть одна длинная очередь, и все стоят в ней. Никто не переживает зря.



Вода

В идеальном аэропорту есть бесплатная вода! В России я видел фонтанчики только в Шереметьево... Возможно, в других аэропортах тоже есть, но я не обращал внимания. У любого пассажира должна быть возможность бесплатно попить!

Вот фонтанчик в новом терминале аэропорта Сингапура.


А этот – в аэропорту Вашингтона.



Розетки

В идеальном аэропорту должны быть розетки. Они должны быть повсюду, в каждом кресле. Также должны быть места для работы – удобные столы и кресла с возможностью зарядить телефон и ноутбук. Идеальные аэропорты организуют в залах ожидания хорошие места для работы. Например, Арланда, аэропорт Стокгольма:



Интернет

В идеальном аэропорту должен быть бесплатный и быстрый интернет. Это даже не обсуждается. Это интернет-центр в аэропорту Амстердама:



Душ

Не знаю, как вы, а я люблю мыться. Особенно во время пересадки или перед полётом. Бывает, у тебя вечерний рейс, ты целый день бегаешь по городу, под вечер уже весь грязный и пыльный, а впереди ночной рейс. Что может быть лучше душа перед перелётом? Только бесплатный душ для всех делающих. Как делают в Новой Зеландии (в аэропорту Веллингтона):



Дети

О пользе детских площадок вы и сами можете догадаться. Если пересадка длинная, детская площадка обязательно выручит.

Например, детская площадка в аэропорту Амстердама:


А в зоне выдачи багажа в Копенгагене поставили их фирменные городские лавочки и какую-то детскую лазилку. Чтобы никто не томился, пока багаж едет.


В аэропорту Дубая можно бесплатно арендовать коляску для ребёнка. То же касается и кресел-каталок для маломобильных пассажиров. Либо это будет коляска с электроприводом, либо пассажира отвезут куда нужно сотрудники авиакомпании.



Животные

С животными даже сложнее, чем с детьми. Правила многих аэропортов предписывают им постоянно сидеть в клетках. Из-за этого они испытывают ещё больший стресс. Но в некоторых странах очень любят собак. Так, в аэропорту Лос-Анджелеса есть площадка для выгула собак!


Даже несколько. Надеюсь, для кошек тоже специальную площадку сделают.



Зоны отдыха

Обычно в аэропорту нет ничего, кроме зала ожидания. Но некоторые аэропорты, особенно крупные, стараются сделать для пассажиров необычные зоны отдыха.

Например, в Чанги, аэропорту Сингапура, есть сад бабочек.




И даже бассейн. Да, прямо в аэропорту!


Ещё очень круто, когда на крыше аэропорта делают площадку, с которой можно наблюдать за самолётами. Раньше это было повсеместно, а сегодня почти нигде не встречается. Крыша открыта для пассажиров, например, в аэропорту Берлина Тегель:



Грамотное зонирование

В аэропортах, как и при создании общественных пространств, важно отделять зоны активностей от зон спокойного отдыха. Например, если детская площадка будет примыкать к лаунжу, а зону с рабочими местами устроят возле какой-нибудь фан-зоны для болельщиков, да ещё и вплотную к торговому ряду, ничего хорошего из этого не выйдет.

В Схипхоле (аэропорт Амстердама) так расставили скамейки, что получилось нечто вроде сквера. Спешащие на рейс пассажиры не мешают ожидающим, и наоборот.


Здесь же в углу есть милейший диван в виде котика, на котором можно сидеть и валяться.


А в аэропорту Абу-Даби есть специальный загончик, где стоят спальные капсулы для тех, кому долго ждать рейса. Капсулы, правда, платные, но по сравнению с номером в отеле стоят дёшево. В них можно полностью укрыться от внешнего мира, а сотрудника аэропорта можно попросить вовремя тебя разбудить, если не уверен, что услышишь будильник.



Дополнительный комфорт

В ряде аэропортов я видел несколько очень простых решений, которые прямо влияют на уровень комфорта пассажиров. Например, ковры! Как вы знаете, ковёр может задать тон всей комнате всему залу.

В том же аэропорту Сингапура и почти во всех американских аэропортах на полу есть ковровое покрытие. На таком полу удобнее сидеть и лежать, по нему приятнее ходить.


В обычной зоне ожидания (это не бизнес-зал, не лаунж и не кафе) аэропорта Майами есть отдельные столики с индивидуальными креслами, розетками, айпадом и разъёмом для банковских карт.


На айпаде можно выбрать любую еду из любого кафе, и тебе принесут заказ прямо к этому столику. Это модель нашего будущего: скоро в каждом ресторане напротив посетителя будет сидеть не его друг, а айпад или даже специально обученный андроид.



Автоматизация

Кстати о роботах! В Терминале 4 аэропорта Чанги (Сингапур) автоматизировано почти всё. Это первый терминал, где представлена технология FAST – "Быстрое и Непрерывное Путешествие" – для вылетающих пассажиров. С её помощью пассажиры могут регистрироваться в удобное для них время и абсолютно все дополнительные процедуры проходить автоматически.


Пассажиры сами регистрируются, сами сдают багаж, сами проходят паспортный контроль и сами проходят на посадку. Система взвешивает багаж и отправляет куда надо.


Это стойки миграционного контроля. При проходе через автоматические терминалы нужно сканировать посадочный талон. Камеры захватывают твоё лицо во время регистрации и при сдаче багажа и сверяют его с тобой же в паспорте, который ты сканируешь на этом турникете.


Посадка, разумеется, автоматическая.


В аэропорту Окленда регистрация тоже только автоматическая.


То же касается и сдачи багажа. Самое невероятное, что на внутренних рейсах тебе ни на одном этапе от въезда в аэропорт до посадки в самолёт не нужен паспорт!


В Японии на внутренних рейсах также можно летать без паспорта. Документы нигде не проверяют, посадка автоматическая через турникеты по штрих-коду.


Уф! Вроде ничего не забыл?

Расскажите мне, каким вы видите идеальный аэропорт! Что необычного вы наблюдали разных аэропортах мира? Какие зоны, какие сервисы, какие гаджеты и инновации? А может, в России тоже есть что-то невероятное, что я упустил? Что нужно срочно внедрить у нас? Делитесь!

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Сильным архитектором можешь ты не быть, но крепким хозяйствеником
ты быть обязан!
В России каждый, кому доверили какой-то участок, стремится показать всем окружающим, что он там хозяин!

Даже обдолбанная официантка в задрипанной аэропортовой кафешке будет вести с посетителями себя так, как будто она обслуживает никчемных обосцаных придорожных бомжей.

Она сделает всё, чтобы показать, кто на этом участке главный. И попробуй ты выебнуться и сказать что-нибудь против, проклятый холоп, покупающий кружку пива за 10 евро!
где сакуровский ?
Если везде будут такие идеальные аэропорты, что останется делать солдатам НАТО ?

Edited at 2018-05-03 17:57 (UTC)
Гребаные шереметьевские варвары! Всех в АДЪ за угробленную Рюмку!

И ведь никто не пикнул! Когда в каком-нибудь Задрищенске догнивает типовой сарай купца Хрюкина - воя больше поднимается.

А Рюмка - это первые большие ворота СССР во весь мир! Это памятник эпохи - единственный в своем роде. Херъ - бабло важнее! Разноцветные коробки на месте Шереметьево I - важнее! И всем насрать на то, что для советского человека в 60-е-70-е именно за этой Рюмкой сразу начинались Париж, Лондон, Рим, Нью-Йорк и прочие недостижимые для большинства населенные пункты.

В Домодедово порезали офигенный для своего времени Ту-114. И только во Внуково сохранили Ту-104. И отлично сохранили, поставив на постамент у Киевского шоссе.
И если Шарик считает что откупился от Истории установив на стоянке такси Ил-62 в позе срущего утенка - то херъ ему!

Шариководы, опомнитесь! Воссоздайте Рюмку на Международном шоссе! Припаркуйте рядом с ней "международный" Ил-62 на вечную стоянку. Чтобы люди помнили с чего начинался МА Шереметьево, превратившийся в череду разноцветных сараев.
"женщины идут на досмотр к женщинам, а мужчины – к мужчинам."
В идеальном аэропорту пассажир должен иметь право выбора! Особливо - секс - меньшинства!
-Эх, Петька! Вот одолеем контру и заживем! Тут поставим консерваторию... и вот там на бережку поставим консерваторию... и на холмике тоже консерваторию...
-Василь Иваныч, а нахера нам столько консерваторий?
-А это, Петька, штоп консервов было завались...
-Понятно, Василь Иваныч... Тогда вон там, в овражке, не мешало бы обсерваторию заебенить.
(Анонимно)Новый
А что делать в случае, если пассажиры дебилы и неспособны аккуратно поставить чемодан на ленту и прут, куда нельзя?

Впрочем, единственный раз, чтобы в российском аэропорту кричали на пассажиров, я слышал, когда толпа китайцев повалила на паспортный контроль, делая вид, что не в курсе, что надо ожидать своей очереди за желтой линией.
(Анонимно)Новый
ЭТО НА БРОС!!!!1111

И ВОТ ПО ЧЕМУ!!!!!1111

ИДЕАЛЬНЫЙ АЭРО-ПОРТ - ЭТО ТОТ ГДЕ НЕ СУНУЛ НОС ЛИБЕРАЛЬНЫЙ "ПУТЕШЕСТВЕННИК"!!!!!11111

ПО ТОМУ ЧТО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ОН ДОЛЖЕН ТОЛЬКО КАК ГОВОРИЛ ТОВАРИЩ ЛЕНИН НЕ МОЗГ А ГАВНО И СРАЗУ В КАНАЛИЗАЦИЮ СЛИВАТЬ!!!!!!!!!1111111111

А? ТАКОЙ ПОВОРОТ! ТУТ ТО КОМЕНТАРИИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАБЛОКИРОВАННОГО И ПРАВИЛЬНО ТЕЛЕГРАМА - ЕСТЬ!!!!!!!11111
В России такого быть не может! Ведь тогда пассажиры могут подумать, что они в этом месте главные, а это неприемлемо!

Главными должны быть наглые пограничники, борзые представители авиалиний, бабки-вахтерши, тупые официантки грязных кафешек и тот непонятный дядька в грязной одежде, который ставит штампы при проходе в транзитную зону.

И не надо нам навязывать вот эти чуждые западные ценности, здесь вам не там!!!
Варламов описал идеальный аэропорт для любителей жить в аэропортах.

А ещё бывают пассажиры, которые предпочли бы приехать в аэропорт минут за 20 до посадки в самолёт, прилететь в аэропорт назначения и так же быстро его покинуть, уехав в пункт назначения.

И тут нужны не сады с бабочками и игровые площадки, а эффективное обслуживание:

1) Метро/поезда прямо в аэропрорт с частыми интервалами.

2) Сдача багажа без очередей, если с багажом.

3) Контроль безопасности без очередей

4) Пограничники без очередей

5) Выдача багажа без задержки.

Прилетел я однажды внутренним рейсом в весьма затрапезный аэропорт Саппоро (Япония). Неторопливо выхожу из самолёта, пограничников нет (внутренний рейс)... а мой багаж уже вертится на транспортёре. Вот это запоминается, а не сады с бабочками.

Аэропорт с очедерями на вылет не может быть хорошим. Пассажиры прибывают примерно равномерно, всех в итоге обслуживают - значит, пропускная способность достаточна, чтобы обслужить всех без очереди. Очереди - лишь следствие лени сотрудников, часть которые уходят с рабочих мест когда очередь "рассосалась" и возвращаются, лишь когда образовалась новая очередь.

С прилётом сложнее, т. к. когда прилетает большой самолёт, одновременно появляется много пассажиров и сразу всех, понятно, не обслужить. Но очередей на вылет в 21 веке быть просто не должно.
Вот, полностью согласен. Только больные ублюдки радуются времяпровождению в аэропортах.
Проход к самолету в идеальном аэропорту должен быть незаметен, как вход в метро.
Лучший аэропорт из тех что я видел - берлинский Тегель. Он спланирован так, что до любого гейта от такси надо идти не более 100 метров через все паспортные контроли и проверки. Вот это настоящий кайф, а не всякие бабочки и бассейны.
В российских аэропортах поразили только цены и огромные, никак не используемые, пространства. И как я понял, в мире багаж уже не обматывают стрейч-пленкой?
огромные пустые и неиспользуемые пространства - это потому что за них еще не договорились . Нужно ведь невъебенные взятки платить за каждое торговое место в аэропорту . И вообще очень не прямой дорогой туда заходят) Нужны связи))

ценам поражаться не надо . Коммерсам нужно ведь отбивать взятки.

Аэропорт - штука очень дорогая)
Забыл: 1) для тех, кто отправляется в аэропорт не из дома или гостиницы, очень нужен душ (пусть платный); 2) для долгих пересадок не помешал бы небольшой кинотеатр (раньше такие были на вокзалах).
Сейчас кинотеатры с успехом заменяют планшеты подключенные к вай-фаю. И как в кино быть с оповещениями о начале посадки на рейс или поиске потерявшегося пассажира?
Про питание забыл написать- должно быть быстро, вкусно и доступно! В аэропорту Риги , например, есть сетевой ресторан Лидо, который отвечает этим требованиям. Во всех остальных аэропортах цены просто сумашедшие.ьб
В новом терминале Пулково Макдак по городским ценам торгует. До этого в старом терминале был Бургеркинг так там ценник в три раза выше был чем в городском Бургере.
А в наших аэропортах можно гордиться удобным для пассажиров п...ом.
← назад