Идеальный аэропорт: каким он должен быть?
Каким должен быть комфортный и удобный аэропорт? За последние годы я был в сотнях аэропортов и старался подмечать удобные для пассажира решения. Сразу скажу, что идеального аэропорта ещё никто не построил, хотя многие города к этому стремятся.
Для начала давайте рассмотрим критерии, которые важны мне в аэропорту как пассажиру.
Архитектура
Здание аэропорта должно быть просторным и интересным. Оно должно удивлять и восхищать. Не забывайте, что аэропорт – это первое и последнее впечатление о стране. И важно, чтобы оно было хорошим. Идеальный аэропорт восхищает.
Здание идеального аэропорта должен проектировать сильный архитектор. Если аэропорт сразу превращается в памятник архитектуры – это верный подход.
Легендарная "Рюмка" в Шереметьево
Поскольку в России архитектуру никто не ценит, пару лет назад её снесли...
Терминал 3 в международном аэропорту Баоань (Шэньчжэнь, Китай)
Аэропорт Сент-Экзюпери в Лионе (Франция)
Терминал проектировал Сантьяго Калатрава.
Парковка
В аэропорту Окленда, в Новой Зеландии, есть очень крутая система валет-паркинга. Вы подъезжаете прямо к двери терминала, оставляете машину там и отдаёте ключи сотрудникам авиакомпании, которые перегоняют автомобиль на специальную стоянку. Дополнительно можно заказать мойку машины и химчистку салона, очень удобно. Стоит такая услуга $59, что немного дороже, чем обычный долгосрочный паркинг в аэропорту ($40 за сутки). При этом обычная парковка находится далеко, и оттуда надо брать трансфер до аэропорта. Единственное ограничение – валет-паркингом может воспользоваться только пассажир Air New Zealand.
Такси
Во всех цивилизованных странах работа такси в аэропортах хорошо организована. Например, в аэропортах Нью-Йорка работу такси организуют и контролируют специальные сотрудники-диспетчеры. Брать пассажиров без предварительной договоренности могут только жёлтые такси. Диспетчеры организуют их очередь, при этом основная масса машин ожидает пассажиров не рядом с терминалами, а на специальной стоянке на территории аэропорта, откуда их небольшими партиями организованно отправляют в зону прилёта. Там из машин таксисты не выходят. Они лишь встают в другую очередь и потихоньку двигаются в ней к месту посадки пассажиров.
Посадку производят диспетчеры, которые запишут номер машины, спросят у вас адрес и сообщат цену предстоящей поездки.
Охрана
Очень важно, как устроена система охраны. В идеальном аэропорту охрана приветлива и ненавязчива. Обилие охраны вызывает стресс у пассажиров. Например, совершенно бесполезно делать досмотр на входе. Это никак не влияет на безопасность, но лишний раз заставляет пассажиров испытывать стресс и отнимает драгоценное время.
Идеальный аэропорт идёт навстречу пассажирам. Например, в Японии разрешают провозить воду и другие жидкости. Но только на внутренних рейсах. Японцы послали международные правила и сделали, как им удобнее. Если у вас есть бутылочка воды или зелёного чая, то после рентгена её поставят на специальную машинку, которая подтвердит, что в бутылке вода – и всё, можно брать на борт! Казалось бы, всё просто, но нигде я такого ещё не видел.
Организация очередей
Аэропорт – это очереди. А очереди – это, опять же, нервы и стресс. Поэтому в идеальном аэропорту очень важно хорошо организовать очереди. В китайском Харбине есть отдельная очередь для тех, кто спешит. Если до посадки остаётся 10 минут, вы подходите к специальному человеку, показываете посадочный, и вас пропускают в специальную очередь, где нет очереди. А женская и мужская очереди нужны потому, что в Китае проводится тактильный досмотр. Так что женщины идут на досмотр к женщинам, а мужчины – к мужчинам.
Хорошо, когда есть отдельная очередь для пассажиров с детьми и fast track. Отдельная история про очереди на паспортный контроль. Плохо, когда в каждую кабинку стоит своя очередь. В таком случае люди пытаются занять сразу несколько очередей, они начинают нервничать, когда какая-то очередь идёт быстрее. Может случиться заминка или кабинка закроется – тогда людям придётся занимать очередь заново. Правильно, когда есть одна длинная очередь, и все стоят в ней. Никто не переживает зря.
Вода
В идеальном аэропорту есть бесплатная вода! В России я видел фонтанчики только в Шереметьево... Возможно, в других аэропортах тоже есть, но я не обращал внимания. У любого пассажира должна быть возможность бесплатно попить!
Вот фонтанчик в новом терминале аэропорта Сингапура.
А этот – в аэропорту Вашингтона.
Розетки
В идеальном аэропорту должны быть розетки. Они должны быть повсюду, в каждом кресле. Также должны быть места для работы – удобные столы и кресла с возможностью зарядить телефон и ноутбук. Идеальные аэропорты организуют в залах ожидания хорошие места для работы. Например, Арланда, аэропорт Стокгольма:
Интернет
В идеальном аэропорту должен быть бесплатный и быстрый интернет. Это даже не обсуждается. Это интернет-центр в аэропорту Амстердама:
Душ
Не знаю, как вы, а я люблю мыться. Особенно во время пересадки или перед полётом. Бывает, у тебя вечерний рейс, ты целый день бегаешь по городу, под вечер уже весь грязный и пыльный, а впереди ночной рейс. Что может быть лучше душа перед перелётом? Только бесплатный душ для всех делающих. Как делают в Новой Зеландии (в аэропорту Веллингтона):
Дети
О пользе детских площадок вы и сами можете догадаться. Если пересадка длинная, детская площадка обязательно выручит.
Например, детская площадка в аэропорту Амстердама:
А в зоне выдачи багажа в Копенгагене поставили их фирменные городские лавочки и какую-то детскую лазилку. Чтобы никто не томился, пока багаж едет.
В аэропорту Дубая можно бесплатно арендовать коляску для ребёнка. То же касается и кресел-каталок для маломобильных пассажиров. Либо это будет коляска с электроприводом, либо пассажира отвезут куда нужно сотрудники авиакомпании.
Животные
С животными даже сложнее, чем с детьми. Правила многих аэропортов предписывают им постоянно сидеть в клетках. Из-за этого они испытывают ещё больший стресс. Но в некоторых странах очень любят собак. Так, в аэропорту Лос-Анджелеса есть площадка для выгула собак!
Даже несколько. Надеюсь, для кошек тоже специальную площадку сделают.
Зоны отдыха
Обычно в аэропорту нет ничего, кроме зала ожидания. Но некоторые аэропорты, особенно крупные, стараются сделать для пассажиров необычные зоны отдыха.
Например, в Чанги, аэропорту Сингапура, есть сад бабочек.
И даже бассейн. Да, прямо в аэропорту!
Ещё очень круто, когда на крыше аэропорта делают площадку, с которой можно наблюдать за самолётами. Раньше это было повсеместно, а сегодня почти нигде не встречается. Крыша открыта для пассажиров, например, в аэропорту Берлина Тегель:
Грамотное зонирование
В аэропортах, как и при создании общественных пространств, важно отделять зоны активностей от зон спокойного отдыха. Например, если детская площадка будет примыкать к лаунжу, а зону с рабочими местами устроят возле какой-нибудь фан-зоны для болельщиков, да ещё и вплотную к торговому ряду, ничего хорошего из этого не выйдет.
В Схипхоле (аэропорт Амстердама) так расставили скамейки, что получилось нечто вроде сквера. Спешащие на рейс пассажиры не мешают ожидающим, и наоборот.
Здесь же в углу есть милейший диван в виде котика, на котором можно сидеть и валяться.
А в аэропорту Абу-Даби есть специальный загончик, где стоят спальные капсулы для тех, кому долго ждать рейса. Капсулы, правда, платные, но по сравнению с номером в отеле стоят дёшево. В них можно полностью укрыться от внешнего мира, а сотрудника аэропорта можно попросить вовремя тебя разбудить, если не уверен, что услышишь будильник.
Дополнительный комфорт
В ряде аэропортов я видел несколько очень простых решений, которые прямо влияют на уровень комфорта пассажиров. Например, ковры! Как вы знаете, ковёр может задать тон всей комнате всему залу.
В том же аэропорту Сингапура и почти во всех американских аэропортах на полу есть ковровое покрытие. На таком полу удобнее сидеть и лежать, по нему приятнее ходить.
В обычной зоне ожидания (это не бизнес-зал, не лаунж и не кафе) аэропорта Майами есть отдельные столики с индивидуальными креслами, розетками, айпадом и разъёмом для банковских карт.
На айпаде можно выбрать любую еду из любого кафе, и тебе принесут заказ прямо к этому столику. Это модель нашего будущего: скоро в каждом ресторане напротив посетителя будет сидеть не его друг, а айпад или даже специально обученный андроид.
Автоматизация
Кстати о роботах! В Терминале 4 аэропорта Чанги (Сингапур) автоматизировано почти всё. Это первый терминал, где представлена технология FAST – "Быстрое и Непрерывное Путешествие" – для вылетающих пассажиров. С её помощью пассажиры могут регистрироваться в удобное для них время и абсолютно все дополнительные процедуры проходить автоматически.
Пассажиры сами регистрируются, сами сдают багаж, сами проходят паспортный контроль и сами проходят на посадку. Система взвешивает багаж и отправляет куда надо.
Это стойки миграционного контроля. При проходе через автоматические терминалы нужно сканировать посадочный талон. Камеры захватывают твоё лицо во время регистрации и при сдаче багажа и сверяют его с тобой же в паспорте, который ты сканируешь на этом турникете.
Посадка, разумеется, автоматическая.
В аэропорту Окленда регистрация тоже только автоматическая.
То же касается и сдачи багажа. Самое невероятное, что на внутренних рейсах тебе ни на одном этапе от въезда в аэропорт до посадки в самолёт не нужен паспорт!
В Японии на внутренних рейсах также можно летать без паспорта. Документы нигде не проверяют, посадка автоматическая через турникеты по штрих-коду.
Уф! Вроде ничего не забыл?
Расскажите мне, каким вы видите идеальный аэропорт! Что необычного вы наблюдали разных аэропортах мира? Какие зоны, какие сервисы, какие гаджеты и инновации? А может, в России тоже есть что-то невероятное, что я упустил? Что нужно срочно внедрить у нас? Делитесь!