Зачем нужен такой огромный самолет
27 апреля 2005 свой первый полёт совершил самый большой пассажирский самолёт в мире — Airbus A380. Когда речь заходит об А380, слово "самый" звучит почти постоянно. Совсем малое количество самолётов в мире способно конкурировать с A380 по отдельным параметрам. Причём самолёты вроде Stratolaunch Model 351, Хьюз H-4 Геркулес и Ан-225 Мрия построены в единственных экземплярах и являются довольно специфичными машинами под уникальные задачи. В отличие от A380, который используется многими авиакомпаниями по всему миру, активно развивается и находится ещё в начале своего жизненного пути.
Исследования по созданию лайнера очень большой вместимости начались ещё в конце 80-х годов прошлого века. Цель ставилась предельно простая — свергнуть с пьедестала Боинг-747, который на тот момент не имел конкурентов по перевозимому количеству пассажиров. В 1993–94 году работы велись даже совместно с Боингом. Однако Боинг вышел из совместного проекта, решив модернизировать и удлинять свой В-747. Параллельно с работами по Джамбо, в Боинге начались работы над созданием не очень больших высокоэффективных дальнемагистральных самолётов, которые воплотились в Боинг-787 Dreamliner.
Официально работы над А380 (тогда A3XX) начались в июне 1994 года. Прорабатывались разные компоновки. Например, хотели из двух фюзеляжей А340 сделать очень широкий однопалубный самолёт. В итоге остановились на двухпалубном широкофюзеляжном лайнере. 19 декабря 2000 года принимается решение о создании нового самолёта под названием A380. Внеочередная восьмёрка в названии была выбрана из-за сходства с поперечным сечением фюзеляжа и в угоду азиатским заказчикам, у которых "восемь" считается счастливым числом. Во время создания самолёта маркетологи придумали ему имя "Gentle Giant" (Нежный Гигант), которое совершенно не прижилось. На старте проект оценивался в 8.8 млрд. евро. К выкатке первого прототипа в 2005 году стоимость поднялась до 11 млрд.
Первый полёт 27 апреля 2005 года длился почти четыре часа. В начале 2006 года А380 совершает свой первый трансатлантический полёт. 26 марта 2006 года самолёт блестяще прошёл эвакуационную сертификацию — 853 пассажира и 20 членов экипажа покинули обесточенный лайнер через восемь выходов из шестнадцати за 78 секунд при нормативе в 90 секунд. Осенью 2006 года проходит серия полётов с целью определить уровень комфортности. И к концу 2006 года европейская EASA и американское FAA дают разрешение на коммерческие полёты.
В настоящий момент выпускается только одна модификация — А380-800. Дальность полёта составляет 15400 км. Максимальный взлётный вес 575 тонн. Масса пустого самолёта 280 тонн. Масса топлива 248 тонн. Длина сравнима с футбольным полем и составляет 72,75 метра. Размах крыла 79,75 метра. Высота 24,08 м, что равно высоте восьмиэтажного дома.
У А380-800 имеется два варианта компоновки салона: с тремя классами на 555 пассажиров и с только экономом на 853 пассажира. В 2017 году началась разработка А380plus. На самолёте будет улучшенная аэродинамика крыла и изменятся компоновка и интерьер салона, что позволит вместить больше пассажиров. Вообще крыло самолёта рассчитано на массу до 650 тонн и в будущем можно ожидать появления новых модификаций с удлинённым фюзеляжем и большей взлётной массой.
А380 производится на территории четырёх стран: Франции, Германии, Испании и Великобритании. Для него были разработаны новые техники перевозки элементов конструкции по воде и дорогам. Вопросы логистики тщательно продумывались до начала производства.
Длина сборочного цеха А380 составляет 490 м, ширина — 250 м, а высота — 46 м.
Крылья A380 — гигантские 36-метровые изделия, на которые уходит примерно 750 тыс. заклепок. Площадь крыла составляет 845 м² — это на 54% больше, чем у Boeing 747-400. Одно крыло весит примерно 40 тонн.
Кабельные сети лайнера — это 40 000 соединений, 98 000 проводов общей длиной 530 километров.
Все титановые детали в виде заготовок приходят из России и изготавливаются на предприятии ВСМПО «Ависма».
На то, чтобы покрасить 3100 кв. метров обшивки, требуется 3600 литров краски.
У самолёта 22 колеса на пяти стойках шасси, что обеспечивает комфортную посадку и сохранность взлётно-посадочных полос. Каждая «покрышка» стоит 90 000 долларов и служит полтора года. Давление, которое он оказывает на бетонное покрытие, меньше, чем у Боингов 747 и 777. Каждая из основных стоек шасси должна выдерживать нагрузку до 260 тонн.
Кабина унифицирована с другими лайнерами Airbus. Создана концерном Thales специально для А380 с применением военной концепции интегрированной модульной авионики.
На A380 устанавливаются двигатели двух марок: Rolls-Royce Trent 900 (тяга около 34 000 кгс) и Engine Alliance GP7000 (тяга около 33 000 кгс). Существенное внимание при создании двигателей было уделено снижению уровня шума. Только два двигателя из четырёх оснащены реверсом тяги. Для А380 заявляется экономичность на 17% ниже чем у Боинга 747. На одного пассажира сгорает 3 литра топлива на 100 км пути.
У А380 комфорт существенно выше, чем у других самолётов. Уровень шума для пассажиров на 50% меньше чем в Боинг 747. В салоне поддерживается давление как на высоте 1500 метров, в то время как обычное давление как на 2500 метров.
Верхняя и нижняя палуба соединяются двумя лестницами в носовой и хвостовой частях самолёта. Общая площадь салона составляет 554 квадратных метра.
Объём салона А380 1570 кубических метров. Воздух полностью замещается системами кондиционирования каждые 3 минуты. В самолёте имеется 16 температурных зон, в которых можно установить температуру от 18 до 30 градусов тепла.
Компоновка на максимальное количество пассажиров (853) не применялась. Типовая компоновка на 525 мест: 10 в первом классе, 76 в бизнес-классе и 439 в экономе.
Под заказ предлагаются самые разные конфигурации салона. Предусматриваются варианты с барами, душевыми кабинами (Etihad Airways и Emirates Airline), комнатами отдыха, магазинами Дьюти-фри.
Имеются и люксовые модификации. Airbus A380 Super Jumbo для саудовского принца Аль-Валид ибн Талала.
Первый самолёт был сдан компании Singapore Airlines 15 октября 2007 года и совершил первый коммерческий рейс между Сингапуром и Сиднеем 25 октября. Уже через пару месяцев эксплуатации было отмечено, что лайнер на 20% эффективнее по топливу, чем Боинг 747 и в целом очень хорошо проявляет себя в эксплуатации.
На сегодняшний день А380 входит в число самых безопасных лайнеров. За десятилетие эксплуатации не пострадало ни одного пассажира и члена экипажа. Хотя происшествия с ним имели место быть. 4 ноября 2010 года у A380 компании Qantas, выполнявшего рейс из Сингапура в Сидней, через пять минут после вылета взорвался второй двигатель. Опытный экипаж успешно посадил самолёт. 22 апреля 2012 воздушное судно вернулось в эксплуатацию. 30 сентября 2017 года у А380 компании Air France тоже произошло разрушение двигателя во время рейса Париж — Лос-Анджелес. Самолёт успешно приземлился в канадском аэропорту.
На 2016 год заявлялась стоимость 432 млн. долларов за самолёт. Однако из-за согласованных скидок самолёты обходятся значительно дешевле. Компания Airbus уже заявила, что затраты на проект похоже никогда себя не окупят. А380 проигрывает в гибкости и эффективности новейшим А350 и Боинг 787. Общий объём заказов на февраль 2018 года составляет 331 самолёт. 223 лайнера уже поставлены. Крупнейший заказчик компания Emirates, которая заказала 142 А380.
И хотя перспективы А380 немного туманны, этот самолёт уже стал легендой и вошёл в историю мировой авиации как несомненный рекордсмен.
Пост подготовил Алекс Кульманов