Комфортная городская среда. Дореволюционная версия
Мне тут попался на глаза номер архитектурного журнала "Зодчiй" от 21 марта 1904 года, который целиком посвящён проектированию плана города Дальний.
Дальний – это современный китайский Далянь, порт на Жёлтом море с населением 6,7 млн человек, то есть по китайским меркам город не большой и не маленький.
Но основан он был в 1898 году русскими, которым понадобился торговый порт недалеко от Порт-Артура. По итогам Русско-японской войны Дальний перешёл к Японии и получил название Дайрэн. В 1945 году советские войска отбили его у японцев, но лишь для того, чтобы через 5 лет Сталин подарил город КНР. С тех пор город чисто китайский. Хоть его новые хозяева и сделали для туристов "Русскую улицу", все мы знаем, как в Китае относятся к исторической достоверности.
Но интересно другое. В этом самом номере есть яркие примеры того, как наши предки в конце XIX – начале XX века понимали урбанистику и то, что теперь наши чиновники называют "формированием комфортной городской среды". Город создавался фактически с нуля (поблизости был лишь какой-то китайский рыбацкий посёлок), как Набережные Челны в советское время или Магас в начале нулевых.
Пишут, что к моменту захвата Дальнего японцами в 1904 году это был уже жизнеспособный город с хорошим портом. Как мы видим, номер журнала датирован тем же годом, поэтому не очень понятно, какие из озвученных идей успели применить, а какие нет.
Сделал для вас "перевод" с дореформенного русского. Далее слово петербургскому архитектору Казимиру Сколимовскому, который разрабатывал план Дальнего:
Прибыв на место в августе 1899 г., я убедился, что выработанный в Петербурге план города не отвечает рельефу местности. По холмистой, перерезанной многими оврагами местности была проложена система "американских квадратов" с длинными, прямыми улицами. Вследствие того каждая улица имела бы несколько крупных горбов, делающих её вид крайне некрасивым. Некоторые холмы довольно крутые и имеют уклон в 1/5, так что даже пешеходам взбираться на них в прямом направлении очень затруднительно; несмотря на то, на местах этих холмов были начертаны с невозмутимым спокойствием правильные квадраты.
=======
Систему "американских квадратов" нельзя применять к холмистой местности, имеющей довольно крутые уклоны; а идея деления города на части 1-й и 2-й очереди, т.е. по времени постройки, не отвечает естественному процессу развития городов вообще.
=======
Для привлечения иностранцев решено было придать городу вполне европейский вид и строй, со всем комфортом и благоустройством, к которым европейцы с давних пор привыкли во всех своих сеттльментах на Дальнем Востоке.
Чтобы создать в глухой местности постоянное китайское фабричное население, нужно было избегать всего, что могло бы стеснить его коренные обычаи; необходимо было разрешить китайцам застраиваться и жить по-своему.
Вследствие этого явилась необходимость устройства двух городов – европейского и китайского, а чтобы обеспечить санитарное состояние жилищ европейцев, решено тщательно разделить оба города посредством просторного городского парка-питомника.
Кроме того, особое положение служащих на железной дороге, заводах и в морском пароходстве Общества Восточно-китайской железной дороги привело к образованию особого "Административного городка".
=======
Таким образом, город Дальний состоит из:
1) Европейского города.
2) Китайского города.
3) Административного городка.
=======
Европейский город в свою очередь делится на три главных части, а именно: коммерческую, гражданскую часть и часть домов-особняков.
Коммерческая часть непосредственно примыкает к порту и расположена на местности, почти совершенно ровной, вследствие чего имеется возможность провести широкие, длинные проспекты, назначенные для постройки торговых домов, магазинов, банков и агентств.
Дальше к горам, на постепенно возвышающейся и холмистой местности, перерезанной оврагами глубиной от 1 до 3 саженей, разбита гражданская часть города. Улицы уже и короче, чем в предыдущей; они проведены несимметрично, применяясь к уклонам местности. Кварталы разбиты на мелкие участки, чтобы люди небогатые и служащие в городских и общественных учреждениях могли здесь основать свои жилища.
Третья часть европейского города – часть домов-особняков – занимает весь восточный угол города. Местность перерезана многочисленными оврагами, глубина которых достигает 6 саженей. Улицам пришлось давать часто криволинейное начертание и разбивать кварталы на крупные участки, в площадь которых входят также овраги.
=======
Низко лежащие места отведены для устройства городских садов и питомника, так как они для жилья в санитарном отношении менее пригодны. Устраивая там же сады и резервуары пресной воды при помощи земляных плотин, преграждающих главные овраги, приготовляем для будущих городских жителей прекрасные места для отдыха и лучшее средство для украшения и оздоровления города.
=======
Бесконечные и однообразные улицы производят скучное и утомляющее впечатление, делают жителей апатичными, лишают их фантазии и способствуют развитию стремления исключительно к материальной наживе.
=======
Кварталы – отдельные поля, окружённые со всех сторон улицами и разделённые на участки для постройки разных зданий. При очень больших размерах кварталов частные участки получают чрезмерно глубокие дворы, невыгодные для построек, вследствие чего понижается общая стоимость земли. На глубоких задних дворах нагромождаются мусор и грязь, что дурно влияет на санитарное состояние города.
В зависимости от рода возводимых строений, самая выгодная ширина кварталов: для заводов – 50 саженей, для домов-особняков – 40 саженей, для доходных домов – 30 саженей, для домов рабочих – 20 саженей.
=======
При длине кварталов от 60 до 100 саженей средняя величина кварталов определяется в 3500-4000 кв. саженей. Кварталы, превышающие эту норму, пришлось делить на части, для чего имеются два способа, а именно: 1) перпендикулярными улицами, как это принято в Германии; 2) или же диагоналями, на треугольники.
=======
Последняя система в большом ходу во Франции и имеет то преимущество, что диагональные улицы, сокращая путь прохожим, являются самыми оживлёнными, а дома, построенные на подобных улицах, – наиболее доходными.
Образующиеся при этом острые углы кварталов могут при соответствующей обработке послужить даже в пользу города. Рассматривая внимательно планы многих европейских городов, можно легко убедиться, что там число острых углов бывает очень значительное. Там же, где образовались чересчур острые углы, перекрёстки улиц уширены посредством срезания углов. Эти уширенные места пригодны для стоянки извозчиков и рикш, для постановки киосков и объявлений.
=======
Для определения ширины улиц принято несколько типов:
1) Проспекты шириной 12 саженей, обсаженные двумя рядами деревьев, служат для соединения главных пунктов города. Один только Московский проспект, начинающийся у корня широкого мола и пересекающий Николаевскую площадь и весь Европейский город, имеет 16 саженей ширины в виду предполагаемого здесь большого уличного движения и прокладки двойной линии конки.
2) Все улицы имеют ширину 9 саженей, из коих шоссируется 3,40 сажени, что отвечает трёхколейной дороге. Посадка деревьев на улицах исключена, так как доказано, что для полного развития каждого дерева нужно пространство в 49 кв. метров.
3) Переулки устраиваются в неровной местности, где полное оборудование улицы было бы разорительным. Ширина переулков принята в 6 саженей, из коих замащивается 2,40 саж., что соответствует двухколейной дороге.
=======
От разработки продольных профилей улиц зависит не только их художественный вид, но и санитарное благоустройство, если будут сохранены естественные стоки для дождевой воды. Минимальный уклон улицы – от 1/200 до 1/400, в зависимости от рода мостовой; при меньших уклонах следует устраивать подземные трубы.
=======
Всего в Европейском городе 11 площадей, которые, согласно их назначению, можно разделить на 4 категории, а именно:
1) площади для регулирования уличного движения;
2) площади для постановки монументальных зданий;
3) площади для торговли;
4) площади для оздоровления и украшения города – скверы.
От назначения площади зависит характер её обработки.
=======
Чрезмерная концентрация главных зданий в одном пункте вредна тем, что оскудевают остальные части города и слишком обременяется движением ограниченное число улиц.
=======
Необходимо, проектируя будущий город, обдумать меры для нравственного и физического облегчения существования бедных жителей. Общий стройный и красивый вид города, заботливое и умелое пользование всеми свободными местами содействуют в высшей степени поднятию нравственного уровня и общего образования его населения.
К. Сколимовскiй
Вот так. 114 лет назад урбанистики как таковой ещё не существовало, но наши предки осознавали пользу квартальной застройки, видели разницу между типами улиц и площадей, знали, где надо прокладывать ливнёвку, а где всю работу сделает сильный уклон. Даже про маятниковую миграцию и влияние городской среды на психику жителей уже что-то начинали понимать!
С одной стороны, хочется взять и разослать этот номер журнала "Зодчiй" в каждую мэрию. С другой, есть опасение, что поймут слишком буквально, а за 100 с лишним лет многие подходы уже устарели.