Реклама
January 1, 1970

Как в Мнёвниках реновацию обсуждали

-=Рекламный спецпроект=-

Стройка бывает разной: есть проекты новых районов в поле или на месте промзон, а есть мегапроекты типа московской реновации сложившихся районов. Они отличаются не только ценой, количеством бетона и рабочих, но и более важной деталью – работой с жителями.

Люди обычно очень не любят менять привычный уклад жизни. В урбанистике это называют "только не на моём заднем дворе": местные жители легко могут не принять даже хороший и нужный для них проект из-за консерватизма. Поэтому с местными жителями начинают работать ещё на этапе концепции, чтобы снизить вероятность отклонения проекта или общественного недовольства. Это позволяет учесть скрытые моменты и защитить проект от ошибок, но главное – сделать местных жителей соавторами изменений и получить на выходе позитивные отклики.

Давайте посмотрим, как это было и какие результаты дало на примере работы команды I-Renovation в районе Хорошёво-Мнёвники.

I-Renovation расшифровывается как "интеллигентная реновация". Архбюро состоит из архитекторов Ивана Колманка, Александра Томашенко, Юрия Шередеги и Александра Вайсфельда. Эта команда организовала три больших проектных встречи с жителями и провела анкетирование. Всё это делалось на начальном этапе работы с районом. Можно сказать, что сами москвичи дали вводные для проекта.

Иван Колманок – сооснователь I-Renovation, партнер AI-architects, преподаватель МАрхИ:

"Анкетирование жителей показало, что противникам и сторонникам реновации очень дорог масштаб старой хрущевской застройки с уютными дворами. Поэтому в центре нашего проекта был масштаб двора и всей застройки кварталов. Для этого пришлось переделать весь проект, потому что при работе над творческим заданием при подаче заявки на участии в конкурсе мы закладывали совершенно иные принципы".

Анкетирование позволило архитекторам выявить самые ценные моменты для жителей и важные направления в работе:

– улучшить транспортную ситуацию в районе и снизить уровень шума в домах от дорог;
– сохранить компактную и уютную планировку кварталов с озеленением;
– сделать фермерский рынок;
– предусмотреть балконы;
– создать новые центры досуга для детей и молодёжи;
– провести благоустройство набережной с созданием парковой зоны;
– предусмотреть парковочные места.

Противники реновации боятся потерять уникальную атмосферу района и привычный социум из-за новых жителей. Поэтому проектом предусмотрено разделение района на жильё для продажи и дома для старожилов – у жителей сохранятся привычные им соседи и не возникнет чувство, что они переселенцы. Жителям предлагается по умолчанию переехать в дома до 7 этажей, но от этого можно отказаться.

Дворы новых домов будут пешеходными, парковочные же места перенесут под землю ради общего комфорта и безопасности. Архитекторы закладывают одно место на одну квартиру – это гораздо больше, чем есть в районе сегодня. Подвозить тяжёлые вещи к подъезду можно будет со стороны улицы, ведь в каждом доме будет вход одновременно со двора и с улицы.

Балконы в новых домах, пока без покрышек и велосипедов:

Иван Колманок – сооснователь I-Renovation, партнер AI-architects, преподаватель МАрхИ:

"Мы учли критику и включили критиков в соавторы. В результате мы получаем хорошую поддержку нашего проекта на выставке Мосстройнформ на 1-й Брестской. На презентации проектов реновации жителям 21 декабря нас встретили благосклонно – в зале было много знакомых лиц местных жителей. Архитектура в России закрытая профессия и люди не очень понимают, чем мы заняты, публичное же обсуждение проектов меняет эту парадигму".

Проблему шума, пыли и автомобильных выхлопов в квартирах решат за счёт планировки района: на месте пятиэтажек у загазованных улиц заложат социальную и коммерческую недвижимость, а жильё отодвинут в тихие и спокойные места.

Благоустроенного озеленения станет больше за счёт нового пешеходного маршрута от кварталов к набережной.

Работа с жителями продолжается и сейчас, но больше в плане информирования.

Подготовлено в интересах мэрии Москвы