Как вам дизайн новых станций московского метро?
С детства нам рассказывали, что московское метро — самое красивое в мире, хотя это вопрос спорный. Первые станции действительно строились как подземные дворцы. На дворе был расцвет тоталитарной архитектуры, денег на убранство Москвы не жалели. Но после смерти Сталина с роскошью покончили и начали клепать типовые однообразные станции, которые отличались максимум цветом плитки и шрифтом на названиях. Были отдельные взлеты, но в целом ничего особенного.
Сегодня в московское метро пришел дизайн. К сожалению, дизайн довольно посредственный. И здесь есть важный момент, который наши метростроевцы не всегда понимают. Лучше сделать одну станцию очень крутой, а девять — по примитивному шаблону, чем сделать десять станций плохого дизайна.
Это как в городе — нельзя строить так, чтобы каждое здание было шедевром. Наоборот, шедевр нуждается в нейтральном сером фоне, чтобы казаться еще ярче и выразительнее.
Нет никакой беды в том, чтобы новые станции были нейтральными и однообразными.
Так уже делали на нескольких станциях московского метро. У них нормальный типовый дизайн с небольшими индивидуальными особенностями оформления. Станция «Ломоносовский проспект».
Станция «Раменки».
Станция «Минская».
При этом каждую десятую станцию можно делать шедевром, приглашать ведущих мировых архитекторов, как это делают на Западе. Вот, например, станция метро HafenCity University в Гамбурге.
Станция Wilhelminaplein в Роттердаме.
Станция в Неаполе от Карима Рашида.
Разные станции в Мюнхене.
А это проект станции метро в Эр-Рияде от Захи Хадид. По плану она должна быть построена в 2019 году.
А как вам проекты новых станций московского метро?
Это станция «Нижегородская улица». Как вы думаете, какой смысл заложен в эти радужные арки? На сайте Департамента градостроительной политики говорится, что «в интерьерах платформенного участка станции отражена тема архитектуры Нижнего Новгорода и использованы мотивы народных промыслов, традиционные для Нижегородской области».
Станция «Стахановская». Тут тоже очень интересно: «Интерьеры платформенного участка станции выполнены в контексте индустриального района Москвы. В объемных и колористических решениях обыграна тема добычи угля, что призвано напомнить о рекорде советского шахтера Алексея Стаханова».
На станции «Окская улица» решили не заморачиваться и отразили в интерьерах «водную тематику».
Станцию «Юго-Восточная» посвятили Востоку! «В интерьерах станции отражена атмосфера Средней Азии, метафорой которой является образ перголы (соединенные между собой арки, часто увитые растениями, защищающие от солнца) на восточном базаре: колонны и подвесной потолок на станции образуют единую структуру перголы».
Для «Косино» особенную концепцию придумывать не стали, и просто объяснили ее дизайн сочетанием палитры, популярной в архитектуре конца ХХ — начала XXI века.
«Улица Дмитриевского» — это образ рощи! Чтобы вы понимали, «подвесная структура потолка создает игру света, напоминающего преломление солнечных лучей, проходящих сквозь листву деревьев».
А это станция «Некрасовка». Догадаетесь, какой образ в нее заложен? Огненный закат над бескрайней русской степью? Коммунистическое прошлое нашей страны? Может быть, победа Красной армии в Великой отечественной войне? Нет, на самом деле «архитекторы постарались отразить в дизайне станции тему экологии земли».
А как вам результат реализации подобных проектов? Вот так по проекту должна была выглядеть станция «Селигерская».
Вот так она выглядит на самом деле.
Ожидание.
Реальность.