Осторожно! Однообразные фасады вредят вашему здоровью
Вы никогда не задумывались, почему по одним городам гулять приятно, а по другим нет? Почему по одной улице вам хочется идти с удовольствием, а с другой скорее куда-то свернуть? Тут очень много факторов. Даже наличие других пешеходов сильно влияет на ощущение безопасности.
Но так как мы говорим про город, самым главным фактором является качество архитектуры. Человеку очень важен, почти обязателен контакт с архитектурой города. Возьмём, к примеру, спальные микрорайоны. Случайно раскиданные по полю многоэтажные одинаковые дома. Конечно, если вы посмотрите на спутниковый снимок, то обнаружите, что из домов складывается какой-то причудливый узор, который, видимо, должен развлекать перелетных птиц. Но простой человек никогда этот узор не увидит. Потому что простой человек контактирует с несколькими метрами фасада первого этажа. И это самые важные несколько метров.
Восприятие архитектуры сильно зависит от точки обзора. Обычно архитекторы задумываются только над тем, как их здание будет выглядеть издалека — то есть с такой точки обзора, откуда оно будет помещаться в поле зрения целиком. Но пешеходы ходят в непосредственной близости от здания, а не наблюдают за ним с почтительного расстояния. А на близком расстоянии архитектура воспринимается совсем по-другому. Здесь можно провести забавный эксперимент. Попробуйте пройти знакомым маршрутом, но только смотрите не под ноги и не перед собой, а почаще поднимайте голову вверх (только осторожнее, у нас это не всегда безопасно!). Обнаружите много интересного!
Очень яркий пример — Королевский музей Онтарио. В начале 2000-х его значительно расшили по проекту архитектора Даниэля Либескинда. Новое крыло получило название «Кристалл Ли Чин». Оно сразу стало одной из главных достопримечательностей города и прославило музей на весь мир.
Новое строение вызвало неописуемый восторг у многих критиков и архитекторов, но местные жители его почему-то возненавидели. Оказалось, что любоваться «Кристаллом» издалека — это одно, а ходить мимо него каждый день — совсем другое. В непосредственной близости его «падающий» фасад, острые углы и холодный блеск производят не очень хорошее впечатление.
То же самое относится и к обычной, «непарадной» архитектуре — административным зданиям, торговым центрам, жилым домам. Важно понимать, что чем ближе пешеход находится к зданию, тем сложнее оно умещается в его поле зрения. К сожалению, многие архитекторы и проектировщики не уделяют этому факту должного внимания. Поэтому нередко получается так, что пешеходам приходится ходить мимо глухих стен.
Это очень плохо, потому что фасады первых этажей вляют в том числе и на эмоциональное состояние пешеходов. Наблюдения показывают, что мимо однообразных и невыразительных фасадов люди ходят быстрее, чем мимо разнообразных и интересных. В первом случае срабатывает подсознательное желание поскорее вырваться из неприятной и скучной среды.
Скучная обстановка способствует стрессу и проявлению агрессивного и неадекватного поведения. Человек начинает чувствовать себя угнетённым и несчастным, и это сказывается на его психическом состоянии. Конечно, нельзя сказать, что вид однообразных глухих фасадов может наносить вред здоровью, но ежедневное погружение в угнетающую среду определенно будет иметь свой накопительный эффект. На Западе это давно поняли, поэтому во многих европейских городах есть специальные регламенты, которые обязывают архитекторов и владельцев помещений на первых этажах делать фасады более интересными и разнообразными.
Точка обзора — не единственный фактор, который определяет восприятие архитектуры. Еще один важный показатель — это скорость движения. Наши чувства и восприятие заточены на то, чтобы анализировать окружающую обстановку на скорости около 5 км/ч, то есть в темпе обычной ходьбы. На такой скорости у нас появляется возможность наслаждаться всем, что может предложить нам город. Важно, чтобы фасады были красивыми, оживлёнными и насыщенными деталями. Только в этом случае они будут хорошо восприниматься на небольшой скорости движения.
Многие люди передвигаются по городу на машинах с примерной скоростью около 60 км/ч. На такой скорости у человека сильно сужается поле зрения, и он перестает воспринимать детали и мелкие объекты, расположенные за его границей. Поэтому для автомобилиста совершенно неважно, насколько красивы и интересны фасады зданий — у него просто нет возможности их рассмотреть. Архитекторы прекрасно об этом знают, и поэтому фасады придорожных зданий в целях экономии принято делать довольно однообразными. В целом в этом нет ничего плохого, но иногда такими скучными и стерильными зданиями застраивают улицу с большим количеством пешеходов.
Глухие и однообразные фасады негативно влияют на общественную жизнь в городе. Они создают ощущение безжизненности и приводят к сокращению количества пешеходов, в то время как открытые и оживленные фасады его, наоборот, увеличивают. Простой подсчёт показывает, что на улицах с открытыми фасадами люди в среднем ведут себя в 7 раз активнее, чем на улицах с закрытыми фасадами.
Активные и открытые фасады на первых этажах зданий обеспечивает пешеходом приятный опыт взаимодействия с городом и приносят удовольствие от прогулок по улицам. Это формирует положительное отношение к городской среде и хорошо влияет на самочувствие и активность горожан.
Есть много разных мер, которые оживляют фасады первых этажей и делают их интереснее для пешеходов. Можно открывать на них разные заведения: магазины, кафе, рестораны, мастерские и т.д. Можно выводить выходы из подъездов на улицу. Например, по европейским нормам у здания должно быть около 10 дверных проёмов на 100 метров фасада. Входящие и выходящие из здания люди связывают его с уличным пространством и делают его оживлённее. Можно снижать арендную плату за помещения на первых этажах, чтобы способствовать развитию малого бизнеса и давать ему возможность делать фасад более разнообразным. Ну и основное: можно установить требования к внешнему виду фасадов.
Это не универсальное правило. Иногда действительно бывает полезно, чтобы у здания был монотонный и скучный фасад. Например, это касается штаб-квартир банков или государственных учреждений: работающие в них люди не заинтересованы в том, чтобы у них под окнами скапливались толпы гуляющих пешеходов. Но если это становится обычной практикой для города, тогда всё становится по-настоящему плохо. Здания должны участвовать в диалоге с уличным пространством и пешеходами. Только так мы получим приветливую, интересную и насыщенную городскую среду.
Источник: Jan Gehl, Lotte Johansen Kaefer, Solvejg Reigstad, Close Encounters with Buildings