January 6, 2018

10 лучших фильмов 2017 года

Если вы съели все салаты, допили все шампанское, а праздники еще не кончились, то самое время посмотреть кино. Сегодня у меня для вас подборка лучших фильмов 2017 года, которые вы можете успеть посмотреть в последние дни новогодних каникул! Уже по традиции список лучших фильмов для моего блога составляет прекрасный продюсер и Александр Роднянский. Передаю ему слово:

Последую примеру серьезных кинокритиков и популярных блогеров — опубликую свою личную версию списка лучших фильмов года. В произвольном порядке и без оценок. Любых жанров — от авторских фильмов до блокбастеров. Критерии моего отбора просты — художественность решения, содержательность повествования, свежесть формы и актуальность свидетельства о времени, в котором мы живём.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Фильм автора любимого в России «Залечь на дно в Брюгге» Мартина Макдонаха. Героиня «Трех билбордов» — немолодая, крепкая и жёсткая Милдред (готов спорить, что эта роль принесёт Оскар Фрэнсис Макдорманд) — не может смириться с гибелью дочери, сперва изнасилованной, а затем убитой неизвестными. Местный шериф завел дело несколько месяцев назад, но тесты ДНК преступника ни с чьими данными не совпали, свидетелей не было, и дело затормозилось. Милдред решает действовать сама — она арендует три заброшенных билборда неподалеку от места преступления и размещает на них обвинение в адрес местной полиции. Дорога эта заброшенная, никто по ней толком не ездит, но билборды замечают... Этот фильм сделан выдающимся театральным драматургом, и это очевидно — лучшего сценария я, пожалуй, не припомню за долгие года. Питер Динклейдж, Вуди Харрельсон и Лукас Хеджес превосходны, а роль Сэма Рокуэлла может принести ему номинацию на Оскар. После этой картины Макдонах стал вровень с классиками — Тарантино и братьями Коэнами.

«Дюнкерк»

Фильм Кристофера Нолана. Несмотря на название и масштаб постановки, этот фильм нельзя причислить к знакомому нам жанру военных блокбастеров. Это радикальный авторский фильм, практически без диалогов, свободно перемещающий время действия, меняющий точки зрения повествования (земля, вода, воздух), сопровождаемый беспрерывным тисканьем часов и выдающейся музыкой Ханса Циммера. Получилась не героическая сага о победе и преодолении, а поэма о лихорадочной борьбе за выживание. О судьбе.

«Фокстрот»

Фильм израильского режиссёра Шмуэля Маоса, победитель Венецианского фестиваля. Тоже фильм о судьбе. И ещё в большой степени о случайности. Он состоит из трех новелл о израильской семье: в первой родители узнают о гибели сына в армии, во второй мы видим сына, мающегося бездельем на пограничном посту где-то в пустыне, и в третьей — уже разведённые родители вновь сходятся. В центре фильма — взаимоотношения детей и родителей, виноватых друг перед другом и вынужденных расплатиться за эту вину кровью. «Фокстрот» — трагикомедия о прощении и беспощадности, любви и возмездии. Фильм о том, что трагическая судьба — это танец, который надо довести до конца.

«Бегущий по лезвию бритвы: 2049»

Первый час фильма я смотрел на экран и неотрывно думал о том, как Дени Вильнёву, автору «Сикарио» и «Прибытия», голливудская студия позволила это сделать... Ведь получилось арткино невероятного бюджета, которое не окупится никогда. Но этим и велик Голливуд — он может удивлять, а его прагматичные продюсеры могут быть романтиками.

Фильм Вильнёва, как и первая картина Скотта, рассказывает о поисках цели для её уничтожения. Но если у Скотта получился модернистский киберпанк, то у Вильнёва — постмодернистская элегия, насыщенная цитатами из множества фильмов, обыгрывающих отношения человека и робота: «Космической одиссеи» Кубрика, «Пятого элемента» Бессона, «Она» Спайка Джоунза и многих других. И все это на фоне библейских тем (технологический блэкаут, сыгравший в предыстории фильма роль всемирного потопа) и главной темы фильма — желания человека стать богом. И не просто богом, а богом, карающим собственное создание, которое вышло из повиновения.

Стоит ли говорить, что новый «Бегущий по лезвию» поразительно красив? Стоит, потому что это, пожалуй, главное достоинство ленты. Даже когда фильм описывает чудовищные пейзажи антиутопического будущего, великий оператор Роджер Дикинс делает это так, что от экрана не оторвать глаз. А говоря о главном впечатлении от фильма, то очевидно, что Дени Вильнёв, при всем своем таланте и технической виртуозности, понимает, что во вселенной, созданной Ридли Скоттом, он сам не более, чем заложник. Или, говоря языком фильма, репликант. И у него нет выбора — приходится покориться своему создателю. Эта сознательная жертва и придаёт «Бегущему по лезвию: 2049» его неповторимое элегическое настроение.

«О теле и душе»

Фильм 61-летней венгерки Ильдико Энеди неожиданно победил на Берлинском фестивале. Главные герои — немолодой одинокий мужчина и молчаливая блондинка — работают на мясокомбинате. Между ними нет ничего общего, кроме снов, но они об этом не подозревают. Действие фильма разворачивается на скотобойне, но иногда оно переносится в реальность сновидений, в которой по лесу свободно бродят олени. Олени во сне героев фильма свободны, а другие животные наяву становятся жертвами на заводском конвейере... Несмотря на очевидность главной темы (любовь и смерть), фильм воспринимается как глоток свежего воздуха.

«Призрачная нить»

Жизнь в доме талантливого британского кутюрье Рейнолдса Вудкока движется по когда-то заведённому порядку: абсолютное молчание за завтраком, чтобы не помешать творить хозяину дома и не испортить ему день; белые халаты для работы над новым платьем (как в операционной); бесшумно скользящие по лестницам лондонского особняка сотрудники и ассистенты; взволнованные клиенты, принадлежащие высшему свету; встречающая их и безраздельно царящая в доме сестра кутюрье — женщина средних лет в чёрном обтягивающем платье и сам Вудкок — аристократичный мужчина с внешностью короля киноэкрана Дэниела Дэй-Люиса...

Аккуратные стежки, шелест тканей, стук чашек — звук в этом фильме играет особую роль. Шумы закреплены за сторонними пришельцами, а великолепная музыка Джонни Гринвуда (гитариста Radiohead) принадлежит Вудкоку. Он говорит немного, он больше разглядывает людей, он набрасывает на бумаге приходящие ему в голову эскизы. Это 50-е годы прошлого века и это необычайно стильно. История начинается, когда в доме появляется немного угловатая красивая молодая женщина, в которой хозяин видит свою музу. В недавнем прошлом официантка из прибрежного городка, немка с внимательным взглядом, она влюбляется в роскошного мужчину, полностью погружённого в свою жизнь и творчество. Привлечь его внимание, заставить сфокусироваться на себе, вызвать в нем ответное чувство можно только экстраординарным способом, пугающим и опасным. И Алма, так зовут главную героиню «Призрачной нити», идёт на этот шаг...

Новый фильм лучшего, на мой взгляд, современного американского режиссера Пола Томаса Андерсона не выходит у меня из головы много дней. Андерсон не ограничивается достойной задачей создания атмосферы времени и особого стиля. Все его ругатели и апологеты сходятся в одном: он — выдающийся формалист, достойный сравнения со Стэнли Кубриком и Орсоном Уэллсом. Меж тем формализм — лучший способ для обмана зрительских рецепторов. Особая эстетика в этой картине — не более чем маскировка.

Режиссер Андерсон и актер Дэй-Льюис фиксируют путь человека, который отгораживается от мира. Но проигрывает.

Эта роль, по заявлению Дэй-Льиса, должна стать последней в его карьере. Лучшего способа привлечь зрительское внимание не существует. Актер-легенда выдалбливал своими руками каноэ на съемках «Последнего из могикан», а в «Бандах Нью-Йорка» рубил мясо и слушал по ночам Эминема, чтобы постоянно злиться; он был известен скандальной связью с Изабель Аджани, и тем, что бросал профессию, чтобы обучиться ремеслу башмачника во Флоренции. Драматичных судеб одиноких художников кинематограф знал немало. Но ни легенда, окружающая Дэй-Льюиса, ни его артистический диапазон, ни соколиный глаз, ни точеный профиль не были для Андерсона главными: он, как и в случае с Томом Крузом в «Магнолии», нанимал не исполнителя, а метаактера. Сверхличность, способную на выполнение сверхзадач. Получилось.

«Форма воды»

Гильермо дель Торо остаётся визионером и идеалистом. И он по-прежнему влюблён в чудовищ. Неслучайно в его фильмах, несмотря на наличие призраков, вампиров и самого дьявола, самые страшные персонажи — всегда люди, а главный враг — человеческие предрассудки. Вот и в «Форме воды» работающий на ЦРУ начала 60-х годов персонаж Майкла Шеннона — хладнокровный садист. А уборщица, немая Элайза (Салли Хоукинс, которой я в составе Берлинского жюри дал приз за роль в «Беззаботной» Майка Ли), сама выбирает не сильного мужчину, а беспомощного пленника-амфибию. Амфибия — идеальная жертва в тоталитарном мире. На него охотятся все — и американские цээрушники, и советские кагэбэшники. Помогают ему такие же изгои, как и он сам. Этот фильм — художественный протест против принятого порядка вещей.

«Назови меня своим именем»

Фильм итальянца Луки Гуаданиньо. Профессорский сынок, семнадцатилетний Элио проводит лето на семейной вилле в Италии. Купание в море, чтение, флирт с подругой и классическая музыка. Но безмятежный отдых прерывает приезд молодого мужчины, ассистента отца Элио... Магия этого фильма в атмосфере, в разлитом в воздухе пьянящем чувстве. Солнце, взгляды, пение цикад и... персики. Тимоти Шаламе (сам профессорский сын) — актёрское открытие этого года. Если вы не гомофоб и не ханжа, этот фильм доставит вам наслаждение. В нем нет откровенных сцен, нет ничего, что может смутить вашу нравственность, есть только удивительно тонкое размышление о первом чувстве.

«Тор: Рагнарёк»

Отвязный и хулиганский юмор делает «Тор: Рагнарёк», третий фильм о приключениях скандинавского бога грома, одним из лучших фильмов в прошедшем году. Причина рождения этого нестандартного фильма кроется в успехе звездной комедии «Стражей Галактики», ещё одного хита из вселенной Marvel. Там получилось уйти от когда-то придуманного формата «содержательного комикса с философскими сентенциями» (очень нелюбимого мною). И думая о продолжении излишне многозначительных двух первых фильмов франшизы о Торе, руководитель Marvel Кевин Файги решил продолжить найденную в «Стражах Галактики» интонацию и отказаться от излишнего пафоса, имитации актуальных смыслов и культурных аллюзий. Главная причина успеха нового «Тора» — личность режиссёра, поддержанного продюсером и студией. Имя этого героя — Тайки Вайтити. Из любопытного — он сын новозеландца-маори и русской еврейки. Его предыдущий фильм, дерзкое панковское вампирское мокьюментари «Реальные упыри» стал в хипстерской среде культовым. Удивительно, но Вайтити не изменил себе, получив студийный блокбастер с бюджетом в 180 миллионов долларов.

«Секретное досье»

Стивен Спилберг снова продемонстрировал свое удивительное мастерство. Безупречно сделанная, блистательно сыгранная, насыщенная множеством убедительных исторических деталей, его картина The Post (в нашем прокате — «Секретное досье») держит в напряжении от первой секунды до последней. Это фильм про привычный до зубной боли конфликт журналистского долга и политической лояльности. Историю борьбы за свободу слова Спилберг превращает в глубокую человеческую драму. В центре сюжета — женщина, унаследовавшая от покончившего с собой мужа газету The Washington Post и массу дружеских контактов в политической элите страны. Но Кэтрин Грэм — никакой не бизнесмен и не журналист, она мать, бабушка и светская дама. Именно поэтому так интересно следить за тем, как ей приходится делать свой личный выбор, который оборачивается общенациональным скандалом в США. Тогда в 1971 году произошла утечка обличительной информации о действиях американского правительства во Вьетнаме, и владелица The Washington Post оказалась перед необходимостью принять самое тяжелое решение в своей жизни: напечатать секретные «Документы Пентагона» или сохранить лояльность своим друзьям и не поссориться с Белым Домом.

Важно сказать, что Кэтрин Грэм играет великая Мерил Стрип, а главного редактора газеты Билла Бредли — Том Хэнкс. Этот фильм появился и громко звучит в трамповской Америке, стране, которой, как считает Спилберг, стоит напомнить о ее фундаментальных ценностях. Тех самых, в число которых входят свобода слова и независимый суд.

10 лучших фильмов 2016 года

Разговоры о кино