Инспекция вокзалов: Вышний Волочёк и Чудово
-=Подготовлено в интересах и с целью развития вокзалов России=-
Да начнётся инспекция вокзалов! Напомню, в РЖД решили показать примеры бережного отношения к историческому наследию. Для этого был составлен маршрут вдоль Октябрьской железной дороги от Москвы до станции Чудово. Первый пункт поездки — Вышний Волочёк и Чудово.
Вышний Волочёк
Про разруху в городе я писал уже дважды: без слёз на улицы, каналы и дома не взглянешь. К сожалению, здания станции недалеко ушли от города — война, годы разрухи и скупого содержания хоронят оригинальные детали на свалках или под слоями краски. Но впереди есть луч надежды!
Станция Вышний Волочёк появилась в августе 1849 года между узловыми станциями Бологое Московское и Лихославль. Раньше строили в основном типовые станции, которые различались убранством, размерами, водонапорными башнями и дополнительными постройками. Обычно помещение станции делали с одной стороны, но Вышний Волочёк выделяется на их фоне — здесь два помещения вокзала по бокам от путей и мост между ними. В общем, перед нами уникальный объект:
За 168 лет станция переживала разные времена. Например, когда-то тут был крытый мост через пути, но в годы войны он был утерян, а после его решили не восстанавливать:
Единственное напоминание — следы на фасадах. Было бы хорошо восстановить галерею и балкон во время реконструкции, которую РЖД обещают начать в следующем году.
Зато внутри сохранились оригинальные чугунные лестницы с заклёпками и деталями — это очень круто!
Сегодня никто такого уже не сделает, перед нами уникальный образец! То есть даже повторить «как было» не получится, ведь технологии утеряны в угоду прогрессу.
Старые здания страдают доступностью — везде лестницы и преграды. Обычно для этого деликатно пристраивают стеклянные лифты для минимального вторжения в облик здания или ставят мобильные платформы. Тут нужно будет сделать что-то аналогичное и почистить детали пескоструйкой:
Через подобные памятники часто можно проследить эпохи государства. Например, найдите дореволюционную, позднесоветскую и российскую плитку. Реконструкция здесь должна продлиться пару лет, а проект планируют утвердить в следующем году. Надеюсь, при реконструкции восстановят оригинальную плитку или уложат близкий аналог, а не скучный серый керамогранит.
Через детали человек считывает отношение к себе, ощущает преемственность и принадлежность к месту. Старые строения — граница культурной памяти народа. Мне очень хочется верить, что через несколько лет станции вернут оригинальное убранство, восстановят лестницы с балконами и вдохнут новую жизнь в здание с чувством уважения к истории России и железных дорог.
Обязательно приеду на открытие после реконструкции!
Чудово
Станция в этом месте появилась в 1849 году с постройкой участка Колпино — Чудово магистрали Петербург — Москва. История гласит, что в одном из домов одноименного поселка жил первый министр путей сообщения П. П. Мельников.
Станция становится узловой после постройки в 1871 году узкоколейной железной дороги Новгород — Чудово. В 1877 г. по проекту инженера путей сообщения Б. Э. Лорберга вместо двух деревянных зданий вокзала было отстроено каменное.
В 1919 году, в связи с вводом новых линий и увеличением грузопотока, станция Чудово была разделена на три: Чудово-Московское I, Чудово-Новгородское II, Чудово-Кировское III. В годы Великой Отечественной войны станция с вокзалом пострадали, но были восстановлены в короткие сроки — уже в феврале 1944 года из Москвы через Чудово прошел прямой поезд в Ленинград.
Сегодня станция Чудово знакома многим лишь по человекопроводу над путями. Железная дорога — одно из немногих мест, где нужны под- и надземные переходы, но они не должны заставлять людей страдать. Здесь некомфортное пространство — людям с багажом предлагают подняться на уровень третьего этажа по лестницам. Лифтов нет, поэтому бабушки с сумками, мамы с колясками и блогеры вынуждены страдать или перебегать по земле на свой страх и риск перед «Сапсанами».
Здание вокзала стоит в глубине станции в стороне от путей «Сапсанов», здесь останавливаются поезда из Петербурга и Великого Новгорода.
Здание вокзала начали капитально ремонтировать в 2008 г. с фасада и крыши, затем пришёл черёд перекрытий и залов ожидания. При этом была восстановлена лепнина, что хорошо, но поставлены самые дешёвые пластиковые двери и окна, что плохо. Если в XIX веке не было пластиковых окон, то и сейчас их быть не должно. Тем более, хорошие деревянные стеклопакеты держат тепло лучше пластика.
Здесь должны быть люстры, но их нет. Надеюсь, что они на реставрации, а не потерялись на чьей-нибудь даче.
Как считаете, нужно ли РЖД поставить сюда нормальные двери и вернуть люстры вместо советских коробов?
Сегодня здесь делают зал повышенного комфорта с туалетом — скоро будет красиво и приятно. А вот небоскрёбов за окном, скорее всего, в этом веке не будет )
Работа в разгаре:
После окончания работ сюда вернутся лепнина и люстры. Окна уже стоят пластиковые, но хотя бы с тёмными двусторонними рамами. Надеюсь, не забудут про деревянные двери.
Не переключайтесь, дальше у нас будет вишенка на торте самая крутая станция на пути!