Урбанистика против трущоб
Исторически с трущобами в латиноамериканских странах всё очень плохо. Конкретно Медельин (Колумбия) известен ещё и как родина Пабло Эскобара, становление которого как наркобарона происходило как раз в трущобах. Именно среди городской бедноты Эскобар впервые обрёл популярность, которая потом переросла в практически неограниченную власть.
Трущобы Медельина всегда были рассадником преступности. Там процветала торговля наркотиками и оружием, они регулярно поставляли городу проституток, а картелям – боевиков.
Когда с Эскобаром было покончено, власти задумались о том, насколько вообще возможно изменить ситуацию в бедных кварталах. И Медельин запустил проект по облагораживанию трущоб. Ещё недавно это были настоящие гетто, куда даже не ходил общественный транспорт. Туда нельзя было приехать, оттуда нельзя было выехать. Туристы по понятным причинам предпочитали туда не соваться. Но вскоре городские власти поняли, что со всем этим можно бороться средствами урбанистики.
В постах про российские многоэтажные гетто я пару раз уже упоминал фильм "13 район" как пример того, во что они могут превратиться через пару десятков лет. Так вот, на западе Медельина есть свой 13-й район. Он так и называется: Comuna 13. Другое его название – Сан-Хавьер, и раньше это место считалось одним из самых опасных во всей Колумбии.
Большую часть его территории занимают типичные латиамериканские трущобы, с виду неотличимые от бразильских фавел, аргентинских виш или бедных кварталов Каракаса. По сути – тоже. Как и везде, трущобы – это рассадник нищеты, преступности, наркомании и сопутствующих социальных проблем.
Но власти Медельина, избавившись от гнета наиболее влиятельных наркокартелей, объявили трущобам войну, причём действуют они в основном урбанистическими методами!
Во-первых, вплотную к району строятся обычные жилые дома. Присутствие жителей среднего достатка разбавляет среду и делает её более благополучной.
Одновременно посреди трущоб строят многоэтажки, но понятно, что сразу расселить такое количество людей в квартиры с удобствами невозможно.
Некоторые многоэтажки годами стоят недостроенными. Не уверен даже, что там есть все коммуникации, но народ всё равно занимает это жильё.
Во-вторых, власти Медельина сделали огромный шаг вперёд в плане транспортной доступности трущоб. Когда-то все они были настоящими гетто, отрезанными от внешнего мира. Но постепенно их включают в жизнь остального города.
Первая канатная дорога появилась в Медельине в 2004 году. В отличие, скажем, от канатки в Рио, она изначально была задумана не как туристический аттракцион, а как общественный транспорт, который можно довольно легко интегрировать в уже существующую систему.
Сейчас из трёх линий канатки Metrocable de Medellín только одна рассчитана на туристов (Linea L), две других (Linea K и Linea J) обслуживают жилые районы. Причём с линии L есть, например, пересадка на линию K.
К району Сан-Хавьер, где находится конечная станция линии J (её открыли в 2008-м), вплотную подходит линия метро, и там тоже есть пересадка.
Канатка пользуется огромной популярностью у местных жителей. Несмотря на то, что в часы пик в очереди к кабинам можно простоять 45 минут и дольше, система Metrocable стала для трущоб практически незаменимым видом транспорта.
Вдоль одной из линий заодно сузили проезжую часть и сделали неплохую пешеходную зону:
Меньше всего ожидаешь увидеть посреди трущоб эскалаторы, причём работающие. Для местных, которые живут на холмах, они тоже стали полноценным видом транспорта.
Особенно популярны они у стариков и других маломобильных граждан, хотя молодые и полные сил тоже не прочь иногда прокатиться.
Кстати, в Колумбии эскалаторы называют словосочетанием "escaleras eléctricas", то есть "электрические лестницы".
Эскалаторы в Медельине – первые общественные эскалаторы в стране. Они уже несколько лет подряд вызывают восторги экспертов как яркий пример "социального урбанизма".
Но теперь и туристы приезжают в 13-й район специально для того, чтобы сделать фотографию с верхней платформы эскалатора. Двойной успех.
Эскалаторы работают с понедельника по пятницу с 6:00 до 10:00, по воскресеньям и праздничным дням – с 8:00 до 19:00. Проезд бесплатный )
Ещё несколько лет назад у эскалаторов не было крыши, теперь они выглядят намного симпатичнее.
О, а это ещё один крутой проект EDU, городской девелоперской компании Медельина.
Сейчас власти Медельина занимаются тем, что прямо сквозь трущобы прокладывают пешеходный маршрут, получивший название Viaducto Media ladera Medellin.
Год назад вот запустили вторую очередь. По сути это система мостов, помостов и лестниц. Нужна она для того, чтобы связать округа Independencia I и Independencia II.
Вместо узких и грязных улочек, где за каждым углом туриста могла поджидать опасность, район получил нормальную улицу с сувенирными лавками и рядом простых, но вполне приличных общественных пространств.
Стоимость работ составила примерно 1,85 млн долларов, причём в строительстве виадука были задействованы 56 жителей этого района – то есть этот проект предусматривал ещё и создание рабочих мест "для своих".
Тут двойной плюс: во-первых, снижение уровня преступности, во-вторых, жители трущоб автоматически начинают считать объект своим детищем. Когда делаешь что-то своими руками, потом не возникает желания это испортить.
Наконец, ещё одно важное дело – создание сети современных библиотек.
Это библиотека Parque España в районе Санто-Доминго, я про неё уже рассказывал.
Её открыли в 2007 году при содействии Испании – как раз для того, чтобы жители трущоб активно просвещались.
В трёх объёмах разместились библиотека, аудитории, дом культуры и центр общения.
Внутри это обычная библиотека...
... с обычным читальным залом.
Но главное, что притягивает местных, – это бесплатный доступ к интернету.
Теперь молодёжь вместо того, чтобы торговать наркотиками на углу, приходит позалипать в Фейсбуке. Правда, в день на человека есть только час бесплатного интернета, в противном случае всем желающим просто не хватило бы компов.
Вид на бескрайние трущобы из окна библиотеки.
Это библиотека Фернандо Ботеро в районе Сан-Кристобаль.
А это уже библиотека в Сан-Хавьере, по которому я гулял. Все они выполняют примерно одинаковые функции.
Вид ещё на один общественный центр. Их создание позволяет людям уйти с улиц и начать расширять границы своего мира.
Благодаря всем этим приёмам трущобы Медельина перестали быть таким уж опасным местом.
Ходить здесь днём вряд ли опаснее, чем разгуливать по центру Москвы.
Кое-где вон даже "Ниву" можно встретить ;)
Патриотические горки в цветах флага Колумбии. Понятно, что детская площадка сделана неправильно, но хочется верить, что с опытом и умение придёт.
Качели прожили недолго... Зато стрит-арт неплохой.
Типичный Сан-Хавьер
В районе очень много мотоциклов: они дешевле машин, да и намного экономичнее.
Местные
Как правило, в городах Южной Америки трущобы лепятся на склонах холмов и в долинах между ними, тогда как центр города зачастую компактно расположен на ровной местности.
Медельин
Пока в колумбийские трущобы приходит благоустройство и общественный транспорт, библиотеки и общественные центры, в России строят многоэтажные гетто, всего этого лишённые. В наши микрорайоны часто даже дорогу забывают построить, не говоря уже о всём остальном. То есть даже трущобы Медельина в плане подхода к городской среде сейчас намного прогрессивнее, чем наши поля муравейников.
Медельин, Колумбия, часть 1
Медельин, Колумбия, часть 2
Метрополитен Медельина, Колумбия
Богота, Колумбия, часть 1
Богота, Колумбия, часть 2
Автобусная система Боготы
Библиотека из трущоб
Трущоба 31, Буэнос-Айрес, Аргентина
Рио-де-Жанейро