Что делать дальше?
Главный вопрос, который сегодня стоит перед онлайн-СМИ и блогерами: как люди будут потреблять контент через несколько лет? И правильно ответят на этот вопрос единицы. Зато на наших глазах родятся новые информационные гиганты. Если честно, мне очень нравится этот сумасшедший темп, с которым меняется информационное пространство. Хотя я прекрасно понимаю, что очередная волна, возможно, выкинет меня на обочину истории, а в прекрасное будущее поплывут более прозорливые и талантливые.
На эту тему я постоянно общаюсь с разными людьми, и сегодня хочу поделиться с вами своими наблюдениями.
Аудитория не перетекает
Самое главное – при переходе с одной площадки на другую все твои заслуги обнуляются. Это как иммиграция. В России ты можешь быть звездой, у тебя может быть хорошая карьера. Но, приехав в другую страну, тебе, скорее всего, придётся начинать с нуля. Все твои заслуги на новом месте, вероятно, не будут играть никакой роли. Я впервые столкнулся с этим, когда завёл Инстаграм. Тогда, несколько лет назад, у меня был вполне успешный блог, который читали миллионы. Меня узнавали на улицах, меня приглашали на тусовки. Мне казалось, что если я заведу Инстаграм, то эти миллионы сразу на него подпишутся! Ага, щас! Конечно, так не бывает.
То же самое происходит с теми, кто приходит на ЮТуб. Например, у Мурада и Натальи Османн в Инстаграме 505 тысяч подписчиков, они делают знаменитый проект FollowMeTo. Но в ЮТубе всё идёт не так радужно. Несмотря на активную рекламу на основной площадке и очень качественный контент, сегодня у их канала всего 52 тысячи подписчиков, что по меркам ЮТуба просто смешно.
Аналогичная ситуация и с миллионами читателей Ксении Собчак, которые тоже отказались идти за ней на ЮТуб. Сейчас у ее канала 61 тысяча подписчиков. А её видео, несмотря на активный пиар на всех площадках, набирают смешное по меркам ЮТуба число просмотров:
Здесь же можно посмотреть, как некоторые крупнейшие сайты пытаются нагнать аудиторию в свои каналы в Телеграме. Например, РИА Новости, один из самых посещаемых новостных сайтов в Рунете, у которого 3,2 миллиона подписчиков в Твиттере, за год активного пиара смог собрать лишь 11 330 подписчиков в свой Телеграм-канал.
Правило неперетекаемости аудиторий из одной площадки в другую действует безотказно. И это очень страшное правило для любого автора. Если ты ошибся поездом, то будешь глотать пыль на обочине. Нельзя собрать всех своих читателей и переехать в другое место. В другом месте придётся начинать всё с нуля.
Меняется поведение читателя
С развитием технологий меняется поведение читателя. 5 лет назад мой блог с мобильных устройств читали 10% аудитории, сегодня – 47%.
Раньше народ приходил на работу, включал компьютер и лез смотреть, что там пишут. Сегодня читают по пути на работу. Раньше народ с удовольствием читал лонгриды, сегодня контент становится примитивнее. Это большая проблема для автора, который не успевает перестроиться.
Новый посредник
Мир устроен несправедливо. Между производителем и потребителем всегда вставал посредник, который снимал все сливки. Раньше талантливый автор не мог общаться напрямую с читателем или зрителем, ему нужно было идти на поклон к издателю, который уже его продавал. 10 лет назад не могло быть Юрия Дудя: чтобы стать главным интервьюером страны, ему пришлось бы лет 10 пахать на каком-то телеканале, получая среднюю зарплату. Но даже после этого какие-то хмыри в костюмах запрещали бы ему приглашать в эфир Навального или Ходорковского.
С развитием технологий автор смог без посредников общаться с аудиторией. Я называю это Первой медийной революцией XXI века. Благодаря ей появился и Varlamov.ru. Я сам сделал себе СМИ и начал писать о том, о чём считаю нужным и как считаю нужным. Я сам начал продавать рекламу. Но ещё недавно такое было невозможно. Мне пришлось бы протирать штаны в какой-нибудь редакции, а начальник "зарубал" бы мои статьи.
Но счастье длилось совсем недолго. Свято место пусто не бывает, и на месте издателя появился новый посредник. Совсем недавно я обнаружил, что 20% трафика куда-то утекает... Кто-то присосался к трубе и подворовывает! Утечку быстро нашли – это был Телеграм.
Если помните, недавно Телеграм запустил "инстант вью", дав возможность пользователю просмотреть весь твой пост, не заходя к тебе на сайт. При этом просмотреть без рекламы, без обвеса – просто и быстро, текст и картинки. Удобно? Очень! 20% трафика!
Пришлось поставить на трубу заглушку... Теперь ссылки выглядят не так эффектно, как раньше, буду докручивать, но зато трафик весь на месте:
И Телеграм – лишь один из примеров. Сколько теряется трафика на перепечатках и переупаковке контента, никто сказать не может. Многие мои посты, например, публикуются на сайте "Эха Москвы", на "Пикабу", воруются другими сайтами. Никакой сводной статистики собрать сегодня нельзя.
Но понятно, что заглушка долго не продержится. И проблема тут в другом. Потребителю всё равно, как он получает контент. Если ты не в состоянии упаковать и быстро доставить информацию, это сделают за тебя.
Сегодня не только авторы сражаются за читателей, но и платформы за пользователей. Никто не заинтересован в том, чтобы пользователь куда-то уходил. Фейсбуку, Телеграму, Твиттеру не нужно, чтобы вы из него уходили в другие соцсети, поэтому он будет делать всё, чтобы вы остались в системе. Вам будут показывать превью сайтов, делать выжимку, предпросмотры – только не уходи.
Дальше будет только хуже. Так вижу.
Новые технологии
Больша ошибка – недооценивать новые технологии. Я эту ошибку совершил 22 сентября 2015 года. В этот день я завёл свой Телеграм-канал, и это был один из первых каналов в Телеграме. Но вначале я не верил в эту платформу и на полгода или год просто забил на неё. В это время более прозорливые начали активно развивать свои каналы. Когда я пришёл, то пришлось уже потолкаться локтями. Сегодня у меня 80 000 подписчиков, что по меркам Телеграма немало, но всё равно не так хорошо, как могло бы быть. В свое время многие провафлили так ЮТуб: просто не верили, что народ будет смотреть видео, а не читать тексты.
Новые площадки и технологии появляются каждый день. Но понять, что из этого будет работать завтра, очень сложно. Ведь смертность среди площадок гораздо выше, чем среди авторов. Помните Гугл+, который так и не взлетел? Сервисы онлайн-трансляций вроде Перископа, Вайн, который разбился об Инстаграм (и все вайнеры перебежали туда).
И проблема тут в том, что многое зависит не столько от автора, сколько от владельца площадки. Ведь мало сесть в правильный поезд – важно, чтобы у него тяги хватило. А с этим часто бывают проблемы. Автору же остаётся присутствовать везде.
Какой из этого можно сделать вывод? Те, кто сегодня сидит на жопе ровно, завтра будут сидеть у разбитого корыта. Миллионы подписчиков и первые строчки рейтинга не гарантируют того, что завтра вас хоть кто-то вспомнит, и это прекрасно.
Ваши мысли, господа?