Что делать дальше?

Главный вопрос, который сегодня стоит перед онлайн-СМИ и блогерами: как люди будут потреблять контент через несколько лет? И правильно ответят на этот вопрос единицы. Зато на наших глазах родятся новые информационные гиганты. Если честно, мне очень нравится этот сумасшедший темп, с которым меняется информационное пространство. Хотя я прекрасно понимаю, что очередная волна, возможно, выкинет меня на обочину истории, а в прекрасное будущее поплывут более прозорливые и талантливые.

На эту тему я постоянно общаюсь с разными людьми, и сегодня хочу поделиться с вами своими наблюдениями.


Аудитория не перетекает

Самое главное – при переходе с одной площадки на другую все твои заслуги обнуляются. Это как иммиграция. В России ты можешь быть звездой, у тебя может быть хорошая карьера. Но, приехав в другую страну, тебе, скорее всего, придётся начинать с нуля. Все твои заслуги на новом месте, вероятно, не будут играть никакой роли. Я впервые столкнулся с этим, когда завёл Инстаграм. Тогда, несколько лет назад, у меня был вполне успешный блог, который читали миллионы. Меня узнавали на улицах, меня приглашали на тусовки. Мне казалось, что если я заведу Инстаграм, то эти миллионы сразу на него подпишутся! Ага, щас! Конечно, так не бывает.

То же самое происходит с теми, кто приходит на ЮТуб. Например, у Мурада и Натальи Османн в Инстаграме 505 тысяч подписчиков, они делают знаменитый проект FollowMeTo. Но в ЮТубе всё идёт не так радужно. Несмотря на активную рекламу на основной площадке и очень качественный контент, сегодня у их канала всего 52 тысячи подписчиков, что по меркам ЮТуба просто смешно.

Аналогичная ситуация и с миллионами читателей Ксении Собчак, которые тоже отказались идти за ней на ЮТуб. Сейчас у ее канала 61 тысяча подписчиков. А её видео, несмотря на активный пиар на всех площадках, набирают смешное по меркам ЮТуба число просмотров:



Здесь же можно посмотреть, как некоторые крупнейшие сайты пытаются нагнать аудиторию в свои каналы в Телеграме. Например, РИА Новости, один из самых посещаемых новостных сайтов в Рунете, у которого 3,2 миллиона подписчиков в Твиттере, за год активного пиара смог собрать лишь 11 330 подписчиков в свой Телеграм-канал.



Правило неперетекаемости аудиторий из одной площадки в другую действует безотказно. И это очень страшное правило для любого автора. Если ты ошибся поездом, то будешь глотать пыль на обочине. Нельзя собрать всех своих читателей и переехать в другое место. В другом месте придётся начинать всё с нуля.


Меняется поведение читателя

С развитием технологий меняется поведение читателя. 5 лет назад мой блог с мобильных устройств читали 10% аудитории, сегодня – 47%.



Раньше народ приходил на работу, включал компьютер и лез смотреть, что там пишут. Сегодня читают по пути на работу. Раньше народ с удовольствием читал лонгриды, сегодня контент становится примитивнее. Это большая проблема для автора, который не успевает перестроиться.


Новый посредник

Мир устроен несправедливо. Между производителем и потребителем всегда вставал посредник, который снимал все сливки. Раньше талантливый автор не мог общаться напрямую с читателем или зрителем, ему нужно было идти на поклон к издателю, который уже его продавал. 10 лет назад не могло быть Юрия Дудя: чтобы стать главным интервьюером страны, ему пришлось бы лет 10 пахать на каком-то телеканале, получая среднюю зарплату. Но даже после этого какие-то хмыри в костюмах запрещали бы ему приглашать в эфир Навального или Ходорковского.

С развитием технологий автор смог без посредников общаться с аудиторией. Я называю это Первой медийной революцией XXI века. Благодаря ей появился и Varlamov.ru. Я сам сделал себе СМИ и начал писать о том, о чём считаю нужным и как считаю нужным. Я сам начал продавать рекламу. Но ещё недавно такое было невозможно. Мне пришлось бы протирать штаны в какой-нибудь редакции, а начальник "зарубал" бы мои статьи.

Но счастье длилось совсем недолго. Свято место пусто не бывает, и на месте издателя появился новый посредник. Совсем недавно я обнаружил, что 20% трафика куда-то утекает... Кто-то присосался к трубе и подворовывает! Утечку быстро нашли – это был Телеграм.

Если помните, недавно Телеграм запустил "инстант вью", дав возможность пользователю просмотреть весь твой пост, не заходя к тебе на сайт. При этом просмотреть без рекламы, без обвеса – просто и быстро, текст и картинки. Удобно? Очень! 20% трафика!

Пришлось поставить на трубу заглушку... Теперь ссылки выглядят не так эффектно, как раньше, буду докручивать, но зато трафик весь на месте:



И Телеграм – лишь один из примеров. Сколько теряется трафика на перепечатках и переупаковке контента, никто сказать не может. Многие мои посты, например, публикуются на сайте "Эха Москвы", на "Пикабу", воруются другими сайтами. Никакой сводной статистики собрать сегодня нельзя.

Но понятно, что заглушка долго не продержится. И проблема тут в другом. Потребителю всё равно, как он получает контент. Если ты не в состоянии упаковать и быстро доставить информацию, это сделают за тебя.

Сегодня не только авторы сражаются за читателей, но и платформы за пользователей. Никто не заинтересован в том, чтобы пользователь куда-то уходил. Фейсбуку, Телеграму, Твиттеру не нужно, чтобы вы из него уходили в другие соцсети, поэтому он будет делать всё, чтобы вы остались в системе. Вам будут показывать превью сайтов, делать выжимку, предпросмотры – только не уходи.

Дальше будет только хуже. Так вижу.


Новые технологии

Больша ошибка – недооценивать новые технологии. Я эту ошибку совершил 22 сентября 2015 года. В этот день я завёл свой Телеграм-канал, и это был один из первых каналов в Телеграме. Но вначале я не верил в эту платформу и на полгода или год просто забил на неё. В это время более прозорливые начали активно развивать свои каналы. Когда я пришёл, то пришлось уже потолкаться локтями. Сегодня у меня 80 000 подписчиков, что по меркам Телеграма немало, но всё равно не так хорошо, как могло бы быть. В свое время многие провафлили так ЮТуб: просто не верили, что народ будет смотреть видео, а не читать тексты.

Новые площадки и технологии появляются каждый день. Но понять, что из этого будет работать завтра, очень сложно. Ведь смертность среди площадок гораздо выше, чем среди авторов. Помните Гугл+, который так и не взлетел? Сервисы онлайн-трансляций вроде Перископа, Вайн, который разбился об Инстаграм (и все вайнеры перебежали туда).

И проблема тут в том, что многое зависит не столько от автора, сколько от владельца площадки. Ведь мало сесть в правильный поезд – важно, чтобы у него тяги хватило. А с этим часто бывают проблемы. Автору же остаётся присутствовать везде.

Какой из этого можно сделать вывод? Те, кто сегодня сидит на жопе ровно, завтра будут сидеть у разбитого корыта. Миллионы подписчиков и первые строчки рейтинга не гарантируют того, что завтра вас хоть кто-то вспомнит, и это прекрасно.

Ваши мысли, господа?

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 152
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
это еще и разные способы получения информации. Лично я люблю читать и прекрасно воспринимаю простыни хорошо написанного текста. Но вот сидеть и смотреть видюхи типа Как это сделано я не буду. А вот пост с фотками и рассказом как что то сделано прочту.

На ютубе вообще по моему одна школота тусуется.
Ну вобще-то очень часто именно обучающие вещи, особенно сложные - быстрее наглядно посмотреть, чем читать мануалы "с картинками".
А в остальном вы тот самый один из баранов, которые провафлили взлет ютуба с прекрасной аргументацией мол "видео смотрит только школота", примерно также говорили сначала об интернете на заре его появления "мол это все помойка", это "только для молодежи" и т.д.

Edited at 2017-12-13 08:39 (UTC)
Илья, раньше я разок смотрела пост в инстанте, потом по приходу на стационар - на компе. Теперь буду смотреть где-то одну из 5.
Сначала определись, ты денег хочешь или качественный контент?
Это разные цели. Качество --- это не продаваемый параметр в наше время, а иной.

Если хочешь делать качественный контент, посто делай его.
Если хочешь денег, то это какой-то другой путь и советчиков вряд ли отыщешь.

Большинство мессенжеров это тупиковый путь, в основном потому, что у каждого свой (как правило проприетарный) протокол. Сравни с e-mail: открытый протокол, распределённая (в общем случае, т.е. каждый (лично или организация) может запустить свой сервер) система. Не говоря о том, что большинство из них лютые деанонамайзеры.

Из мессенжеров посмотри Tox (Antox (Андроид), Antidote (Ыос), qTox (десктоп)) --- это p2p система, не завязанная на центральные сервера.

Из более простых, но вменяемых: Threema, Slack

Edited at 2017-12-13 10:05 (UTC)
Ненавижу телеграм, в нём нет одной функции, которая очень важна для меня.
Да и вообще обвес эти мессенджерами бесит. Всё удалить, оставить только вотсап!
Да весь бизнес перестраивается. Завтра серьезные дяди и тети с магазинами, складами и взглядами прошлого века будут задвигаться молодежью с агрессивно рекламой.
Будущее за агрегаторами топового контента. Все интересное анонсами гиперссылится на одном портале, чтобы стаду удобнее было "переключать программы".

Давно еще видел в сети сайт с гиперссылками на топовые мировые газеты - за полчаса изучил все заголовки, где надо углубился - удобно. Также будет и с радио, и с ТВ и с ютубными каналами.

Потом можно будет набирать медийные "пакеты" самостоятельно.

Важно понять что человек ленив - ему лучше на блюдечке )))
похуй. собчак, риа новости.
ты клёвые обзоры городов делаешь, продолжай

А нахрена столько однотипных площадок? Жж и пикабу, перескоп и инстаграмм, телкграмм и твиттер зачем? Мне удобно в жж я больше никуда не собираюсь.

Если снимать на трясущуюся экнш-камеру с бледными, замыленными цветами и озвучивать нудным голосом - то не стоит удивляться, почему у тебя из 2 миллионов читателей чуть больше 100к подписчиков. Извини, но снимаешь ты отвратно и на отъебись.
У Ильи скорее минус не тряска. А некоторая однотонность/нудность его повествований. Все таки в видео надо поживее и поразнообразнее, это не лонгрид. Но Илья я думаю еще разгонится.
<РИА Новости, один из самых посещаемых новостных сайтов в Рунете, у которого 3,2 миллиона подписчиков в Твиттере, за год активного пиара смог собрать лишь 11 330 подписчиков в свой Телеграм-канал.> а Лебедев хвастался ,что в своем телеграмм канале сходу в первый день появилось 33000 подписчиков!парадокс!
Ну так телега - площадка креаклов и либералов. Им надо на вотсапе или вайбере продвигаться. Они бы еще на Дожде рекламу запустили, был бы такой же эффект.
Варламов, хорош стонать. Ты просто не понимаешь, что твоя бизнес-модель давно уже устарела, и на её место должны придти другие.

Бери пример с Бориса Борисовича Гребеньщикова, и его модели.

А твоя модель полное говно. Втюхивать читателям говнорекламу, порою проталкивая говнотовары под видом годных. И потом стонать, когда кто-то сделал так, что бы это говно полностью отвалилось.

Мне вот полностью насрать на тебя и твой блох. Сдохнет твой блох, откроется другой.

Поэтому меняй бизнес-модель, пока не поздно. Или точно окажешься на обочине.
(Анонимно)Новый
Помимо количества аудитории есть ещё лояльность аудитории. Блог Ильи теперь выглядит как японское телешоу: тут одно прикручено, тут другое, а вот тут ещё новости, пока докрутишь до того зачем пришёл - рехнёшься. СМИ должно иметь целевую аудиторию. Если это личный блог про котиков и путешествия, зачем в нём посты про Украину? Если это про урбанистику и социальные проблемы, зачем желтушные новости? У Лебедева ясно почему на канал перетекли быстро. У него кроме троллей есть лояльная аудитория всяких дизайнеров. А какая аудитория у Варламова? Вот я раньше была подписана на блог, чтобы читать его каждое утро, а сейчас отписалась и только захожу иногда, чтобы посмотреть есть ли интересные посты про урбанистику. Но их с каждым разом найти всё сложнее из-за нарастающего визуального мусора. Если завтра выстрелит новый интересный блог про урбанистику, необходимость выкапывать тут контент по кусочкам отпадёт. Посты про проституток собирают больше всего просмотров - это да, но что это за просмотры? Эти люди не потекут ни на какой другой канал, им пофиг на авторство, таким контентом весь интернет завален.


Edited at 2017-12-13 11:31 (UTC)
Не знаю, как тем 40 процентам, а мне страшно открывать посты Варламова через мобильный интернет с небольшой суточной квотой.
← назад