Шикарный пример реновации промзоны вокруг вокзала!
Многие вокзалы исторически проектировали на окраине города. В центр вести рельсы было сложно, да и места под огромное здание и площадь не было. Посмотрите на карту московских вокзалов, например – все они раньше стояли на отшибе! Это теперь город разросся и поглотил вокзалы. Поэтому сегодня вокзалы – это проблема! Отстойники для поездов, склады и технические помещения занимают слишком много дорогой земли в центре. Железнодорожные пути разрезают город на куски, сильно осложняя жизнь. Но не спешите следовать советам некоторых "экспертов", которые считают, что вокзалы надо снова вывести на окраины. Ведь сегодня вокзал выполняет другую функцию, чем 100 лет назад. Сегодня это в первую очередь транспортный хаб, который связывает Москву с соседними городами. Это возможность быстро доехать из центра до аэропорта или города в области. Развитие пригородного сообщения – важный этап в деле борьбы с пробками, и вокзал должен находиться именно в центре!
Но вокзал – это не только здание, из которого мы выходим на платформу и садимся на поезд. Это ещё и огромная площадь вокруг. Сегодня это зона отчуждения. Вы пробовали ходить вокруг московских вокзалов? Какие-то непонятные склады, разбитые дороги, алкаши по углам валяются. Это мёртвая земля, при том что расположена она довольно удобно. Давайте выясним, что с подобной территорией делают в Лондоне. Посмотрим на вокзал Кингс-Кросс – да это тот самый вокзал, откуда начинал Гарри Поттер! Именно здесь находится легендарная платформа 9 и 3/4, с которой отправлялся экспресс в Хогвартс. Конечно, не Гарри Поттером единым, ведь вокзал построили в середине XIX века к первой Всемирной выставке, но сейчас весь мир знает о нём именно из книг Роулинг.
Кингс-Кросс – один из самых масштабных проектов реновации бывшей промзоны в Европе. Площадь района составляет чуть больше 27 гектаров. Раньше это были пустующие промышленные территории, но сейчас тут строят новые дома, магазины, офисы, бары, рестораны, школы и даже университет. В Москве это с большой натяжкой можно сравнить с Курским вокзалом, рядом с которым были Винзавод и "Арма". Их тоже переделали под офисный квартал и центр современного искусства. Но проблема в том, что Винзавод и "Арма" – проекты единичные, а в Лондоне речь идёт о реновации огромной территории.
Итак, Кингс-Кросс. Изначально на этом месте была идиллическая английская деревушка, но с начала XIX века её начали активно застраивать промышленными предприятиями. Из-за постоянного загрязнения жить там стало сложно, и репутация поселения сильно испортилась. Чтобы хоть как-то исправить положение дел, в 1830 году на перекрёстке установили статую короля Георга IV, но народ сначала долго потешался над ней, а потом и вовсе снёс. В память о ней осталось только название района, которое переводится как "Королевский перекрёсток".
В XX веке после двух мировых войн власти снова попытались улучшить район и открыли неподалёку заповедник дикой природы. Но это тоже не помогло, потому что в районе была беда с преступностью, безработицей и ужасной городской средой. И никакой парк исправить этих проблем, конечно же, не мог.
К началу XXI века власти Лондона осознали, что район надо полностью реорганизовать. Началось всё со строительства туннельной железнодорожной линии и реконструкции старого вокзального здания в 2001 году. Потом здесь восстановили и открыли отель "Мидланд". А затем в район потекли инвестиции в строительство новых современных зданий. И сейчас работы по застройке и реновации Кингс-Кросс идут полным ходом.
По плану в районе должно быть построено около 2 тысяч новых единиц жилья. Квартиры в новых зданиях будут делиться на семейные (с несколькими спальнями), студии для студентов и социальное жильё для пожилых людей. Планируется, что в Кингс-Кросс поселятся примерно 7 тысяч человек.
В основном здесь строится недорогое по лондонским меркам жильё. Часть домов уже достроена, и квартиры в них доступны для продажи. Действуют разные опции выкупа, по одной из которых, например, можно приобрести квартиру в долевую собственность (то есть вы выкупаете у владельца часть квартиры, а за оставшуюся часть платите ему небольшую аренду).
Хотя строительство ещё активно идёт, Кингс-Кросс уже стал одним из самых модных районов Лондона.
01. Так как стройка идёт, а район носит звание самого модного, прошу вас обратить на забор. Это самый крутой строительный забор в мире! Ни в одной стране, ни на одной стройке я не видел такого невероятно крутого забора. Да это не забор – это произведение искусства! Это праздник! Хочется петь песни этому прекрасному забору!
02. Вы только посмотрите на это чудо! Когда я умру, хочу, чтобы мою могилу обнесли именно таким забором!
03. Во-первых, забор сделан неровно, он идёт ступенями вдоль стройки.
04. Во-вторых, забор сделан очень аккуратно! Все детали идеально подогнаны.
05. Ну и, в-третьих, забор отделан тысячами катафотов. Вся эта красота переливается на солнце. Невероятно красиво!
06. За красивым забором сейчас реконструируют бывшие склады.
Должно будет получиться вот так:
07. Стройка
08. Большая часть заборов информирует гостей о том, что тут будет после стройки.
09. Стройка – это не приговор. Здесь очень развита культура строительства, так что нет ни шума, ни грязи. Рядом с забором уже неплохое общественное пространство с фонтанами и лавочками.
10.
11. Обратите внимание, что деревья высаживают уже взрослые, как в Москве. Благоустройство сразу получает законченный вид, не надо ждать 15 лет, когда деревья подрастут.
12.
13. Многие здания уже реконструировали. На месте бывших складов сейчас университет, художественные галереи, рынки и т.д.
14. Некоторые пространства сделали полуоткрытыми. Вот здесь, к примеру, развернули фудмаркет.
15. А вот так выглядит холл знаменитого колледжа искусств и дизайна Central Saint Martins.
16. Архитекторы по максимуму сохранили конструкции бывших промышленных предприятий.
17.
18. Новые офисные здания
19. А дальше уже жильё.
20. Так как район у нас креативный, рождественская ёлка тут тоже необычная. Как вам?
21. А вот невероятной красоты лавочки. Они, конечно, неудобные ) Но выглядят очень стильно. Сделаны они из гранита!
22. По понятным причинам зимой на них особо не посидишь. Тот самый случай, когда функциональность была принесена в жертву красоте.
23. К счастью, вокруг огромный выбор мест для сидения. Есть столики под деревьями, многочисленные лавочки и лужайки.
24. Раньше тут были каналы, по которым доставляли грузы на склады. Каналы сохранили, хотя изначально звучали предложения их засыпать.
25. Остался даже старый шлюз! Он до сих пор работает и пропускает небольшие лодки. Правда, лодки теперь используют для жилья, а не для доставки грузов.
26. Набережную сейчас доделывают
27. Почти всё пространство отдано пешеходам и велосипедистам. Дороги для машин максимально спрятаны. Это совершенно новый тип городского пространства: когда ходишь тут пешком, просто не замечаешь автомобилей. Они где-то далеко, едут вдоль задних фасадов зданий. И да, парковок открытых нет совсем – только подземные.
28. Пешеходам отдали всё самое лучшее! На бывших железнодорожных эстакадах сделали пешеходные дорожки. Очень напоминает нью-йоркский Хай-Лайн-парк.
29. Лавочки из старых балок
30.
31. Очень много зелени
32. На месте бывших газовых резервуаров теперь жильё!
33. Оставили каркас, а внутри сделали крутые квартиры.
34. Окна закрываются перфорированными ставнями, но их можно открыть.
35.
36.
Цены на квартиры в "Газгольдерах" (это название ЖК) на Savills UK начинаются с 810 тысяч фунтов (63 миллиона рублей) за средних размеров студию (41,7 кв. м). Самая дорогая из имеющихся в продаже квартир (135 кв. м) с тремя спальнями, двумя ванными, гостиной и большим балконом стоит 2 миллиона 775 тысяч фунтов (215 миллионов рублей).
37. От одного из резервуаров оставили только каркас.
38.
39. Благоустройство вокруг. Посмотрите, как круто тут поработали, сделав разные зоны. Волнистый газон вообще чудесен. И это именно газон! Он не боится непогоды, по нему можно бегать, на нём можно играть. Как вам?
40. И ни одной машины ;)
41.
42. Внутри пустого газгольдера теперь общественное пространство.
43. По периметру – зеркальная галерея с лавочками.
44. Выглядит невероятно!
45. Запоминайте места, где можно сделать крутые снимки в Лондоне ;)
46.
47. По центру же лужайка.
48. Местные жители
49. Жилые дома в среднем 10-этажные. Архитектура спокойная. Обратите внимание, как хорошо выглядит чёрный жилой дом ;) В России чёрные здания строить боятся.
50.
51.
52. Посмотрим внимательно на озеленение и благоустройство
53.
54. Лавочки и клумбы
55. Можно написать отдельный пост про то, как всё круто сделано! Какое внимание к деталям!
56. Внутренний проезд и переходный переход
57. Рядом с детским садиком есть парковка для самокатов! Впервые вижу такую. Если у вас есть самокат, то надо прийти со своим замком и запереть цепь. Многие дети приезжают в садик на самокате.
58. Чтобы район был всегда живым, нельзя делать только один тип недвижимости. В Кингс-Кросс есть не только жильё, но и офисы! Например, тут уже осел лондонский "Гугл" с "ЮТубом"!
59. Офисные здания
60. Большой упор был сделан на экологичность района. Построенные здесь дома имеют высокий класс энергоэффективности, а уже существующие постройки по мере возможности не сносили, а резонировали и использовали повторно.
61. Благоустройство
62.
63. Все исторические здания сохранены и переделаны под современные нужды
64.
65.
66. Будете в Лондоне – обязательно сходите сюда. Хороший пример, как можно из бывшей промзоны сделать конфетку. Некогда один из самых ужасных районов Лондона, где никто не хотел жить, где было опасно гулять вечером, на глазах преображается. Теперь тут модные магазины, хорошие кафе, офисы и очень интересная жилая недвижимость.