Музей РЖД: самые интересные экспонаты

-=Подготовлено в интересах и с целью развития музея железных дорог=-


Я надеюсь, вы все уже сходили в новый музей РЖД, который совсем недавно открыли в Санкт-Петербурге в честь 180-летия железных дорог России? Один из лучших музеев России. Говорят, дети после посещения хотят стать железнодорожниками! Может быть, на это и был расчет РЖД?

Если не сходили, расскажу подробнее экспонаты.


Начну с самых исторических!

Это самый первый паровоз в России. Обратите внимание, что на стене проекция, которая имитирует дым из трубы. Смотришь на него, видишь эту "тень", и кажется, что паровоз стоит на вокзале и вот-вот тронется.


Построили паровоз отец и сын Черепановы в 1833 году.

Совсем рядом можно посмотреть на миниатюрные модели других первых паровозов того времени. Здесь интересны эксперименты с рельсами.

Например, это первый в России паровоз с зубчатыми колесами и зубчатыми рельсами. Сделано это для того, чтобы локомотив лучше фиксировался при подъеме или спуске с горы. Сейчас этот механизм тоже используется во многих странах.


Вот так выглядел самый быстрый паровоз того времени — ракета.


Этот механизм можно увидеть в работе, надо просто нажать кнопку, и модель начнет двигаться. Интересно, что курили авторы этого паровоза, чтобы придумать эту конструкцию с лапами? )))


Паровая машина Ползунова! Эта разработка и стала основой для создания паровозов. На макете, кстати, все работает и шевелится.


А здесь вы сами запускаете две тележки и понимаете, что железные дороги выгоднее грунтовых. Под стеклом в полу представлены различные типы рельсов.


Во многих экспонатах есть возможность увидеть, как работает техника: это модель паровоза в масштабе 1 к 2, то есть он уменьшен ровно в 2 раза. Некоторые части вырезаны, и вместо них детально показано, как все устроено внутри.


Это макет паровоза Эр-791-81 в разрезе! Где вы еще могли такое увидеть? Видно котел, трубы, по которым перемещается пар, кучу всяких деталей.


Все очень аккуратно отреставрировано и выкрашено краской для понимания устройства двигателя.


А это просто уникальный экспонат — один из первых пассажирских тепловозов серии ТЭП-70 с номером 0007, последний из опытной серии. Тепловозы этой модели были созданы в 70-е года и позволили увеличить объемы перевозок, не повышая значительно количество потребляемого топлива. На экспозиции можно узнать об устройстве этого локомотива.


Вдоль него на рельсах перемещается огромный экран, который сканирует локомотив, показывая его в разрезе. Можно подробно изучить устройство.


А вот огромный макет царскосельской дороги. Он стилизован под древние гравюры. Выглядит очень стильно.


На экране проецируется вид из окна поезда. Поезд на макете идет по маленькой железной дороге, фонари горят, все двигается — очень круто.


Вокзал.


И другой макет. В окнах горит свет, на скамейках барышни читают книги, рядом с домом ругаются бабы. Очень много разных сюжетов.


А вот это уже настоящие отрывки из прошлого. Восстановленный кабинет телеграфистки. Это одна из первых должностей на железных дорогах, куда стали брать женщин. Посетители могут набить телеграмму, символы отобразятся на стекле!


Кабинет министра путей сообщения. Можно порыться в его бумагах: вместо стола огромный сенсорный экран, и посетители могут изучить документы.


А это самая показательная инсталляция: классовое расслоение.

Вот в дощатом вагоне 4 класса едет обычный крестьянин.


А прямо напротив вагон первого класса с дорогим ремонтом, обоями, бархатной обивкой на мебели. Огромный контраст.


Обратите внимание, что у каждого локомотива есть информативная табличка с подписью и еще и интерактивный экран! Можно смотреть технические параметры и историю.


Напоминаю, что все паровозы тут настоящие!


Очень круто сделаны названия экспонатов. Прямо в пол вмонтированы таблички из полированного бетона. Вообще в плане дизайна и оформления я не помню музея лучше.


Очень эффектная интерактивная карта истории развития железных дорог России. Сам выбираешь на мультимедийном круге года и видишь на огромном экране железные дороги того времени.


Поражает, насколько разная техника. Вроде предназначение одно, и прошло даже меньше двух сотен лет, а пройден огромный путь от паровозов до современных скоростных поездов.


Вот как они выглядели раньше. Это паровоз СОМ 17-1137. СОМ расшифровывается Серго Орджоникидзе, а литера "М" значит, что паровоз оборудован механическим углеподатчиком. Паровозы этой серии создали в 1934 году, когда потребовался мощный локомотив приемлемых габаритов и массы, который мог бы эксплуатироваться без массовой реконструкции депо и путей. Локомотивы вообще часто называли в честь деятелей революции: паровозы ФД и ИС - это Феликс Дзержинский и Иосиф Сталин. А в честь кого назван электровоз ВЛ, догадаетесь?


Это финский паровоз, который эксплуатировался на железных дорогах Финляндии. Про него говорят, что он заботился об окружающей среде: видите эту нестандартную форму дымовой трубы? В ней находится специальный искрогаситель — так конструкторы паровоза позаботились о предупреждении лесных пожаров.


На смену в советское время пришли совершенно другие внешне тепловозы, это было обосновано экономически: двигатель внутреннего сгорания намного эффективнее паровой тяги. Плюс к этому у тепловозов с электротягой энергию вращения колесам передают электродвигатели. По сути — это электростанция на колесах!


Это один из первых массовых советских тепловозов ТЭ2. Все они не похожи друг на друга, все совершенно разные.


Это Сурамский советский электровоз — первый электровоз постоянного тока, построенный в Советском Союзе.


Между прошлым и настоящим просто огромный контраст. Слева дизельный поезд Д1-719-03. В начале 60-х годов в связи с развитием сельского хозяйства проблема организации массовых пассажирских перевозок стала особо острой. Объединять тепловозы и паровозы с общими плацкартными вагонами было нерентабельно, поэтому были созданы дизельные поезда. Этот головной вагон был построен в 1984 году. С момента ввода в эксплуатацию и до последних дней работы трудился на Октябрьской железной дороге, а в 2002 году стал экспонатом.


А справа высокоскоростной электропоезд Сокол-250, полностью разработанный российскими специалистами. К сожалению, он так и не появился на наших железных дорогах — работы были остановлены в 2002 году по причине неразрешимых конструкторских просчетов.

Рядом с поездами скульптуры, которые вдыхают в них жизнь. Вот здесь видишь, как в поезд заносят раненого солдата. Железные дороги сыграли огромную роль в победе. Опять же, обратите внимание, как стильно и точно сделаны все фигуры. Они не отвлекают внимания от экспонатов, при этом очень легкие, словно живые.


Это солдаты в вагоне-теплушке. В войну так на скорую руку оборудовали торговые поезда под перевозку людей. Внутри могли разместиться до 40 человек или до 8 лошадей. Теплушка — это не просто вагон, это настоящий символ трагических событий в стране.


А тут слесарь депо изготавливает деталь поезда на токарном станке.


Скультпуры планируют оживить — нужно будет навести мобильный телефон с открытым приложением и увидеть этот момент целиком. Вот здесь скульптура уже ожила. На экране воспрозводится сцена прощания, а за ним можно увидеть уже стоящую скульптуру дамы.


Но самое интересное из того, что планируют — очень скоро можно будет заходить в вагоны!

Например, вот этот вагон по легенде принадлежал последнему китайскому императору Айсиньгёро Пуи. В 40-х годах он был передан в СССР и использовался для служебных поездок крупных чиновников.


Нижняя часть вагона бронированная — при обстреле пассажирам нужно было ложиться на пол. Внутри была кухня, зал для заседаний, купе  с отдельными туалетом и ванной, отдельные купе для прислуги и сопровождающих. Вагоны были оборудованы дорогим пароводяным отоплением, имели возможность подключения телефона или телеграфа.

Так как я был с дочкой, мы не могли пройти мимо детской зоны! Здесь Лена играет в игру, где надо помогать поезду ехать, чинить его и собирать очки.


Здесь можно поуправлять роботами с планшета. Самому подбирать вагоны и локомотивы под разные задачи железнодорожного состава. Это не только детям будет интересно.


Тут сам собираешь интересный конструктор. В общем, всю эту зону я рекомендую не только детям, но и взрослым!


А это что-то совсем невероятное: колеса этого локомотива сделают крутящимися! Это называется катковая станция, и во всем мире таких только три, и практически все 3 не работают. А у нас смогут этот сложный механизм воплотить. Очень ждем!


В музее собираются дополнить и развить еще очень много экспонатов. Обещают, что в январе 2019 мы его просто не узнаем!


Но уже сейчас здесь нереальное количество поездов, вагонов, составов, инсталляций.

Это вот паровоз С68 — единственный уцелевший в мире паровоз серии С. Эта серия была самой совершенной в дореволюционное время.


Вот это, кстати, не поезд, а железнодорожный ракетный комплекс! А возвышается над ним баллистическая ракета в предпусковом состоянии. В обычном состоянии ракета находится внутри вагона, который внешне никак не отличить от обычного вагона-рефрежиратора.


Этот промышленный электровоз предназначался для грузовых перевозок на трамвайных линиях и путях предприятий в советское время.


Снаружи и внутри еще очень много техники и экспонатов.

Все дополнено историями и реквизитами, реализовано качественно и интересно. Это американский паровоз ЕА-2201. Заводы США и Канады поставляли нам их во время Первой мировой войны, а потом и во время Второй мировой по ленд-лизу. В свое время это были самые мощные грузовые паровозы. Они созданы по разработкам русских инженеров, но по американским технологиям постройки.


Тут еще много интересного, так что приходите и смотрите сами!

И знаете, этот музей не только развлекает. Он помогает сохранить память о людях, которые создавали эту историю, которые основали железную дорогу и трудились на ней, и подчеркивает ценность их труда для нас.

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 151
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Хорошо
Но не хватает кино, фото и видеоматериалов о первых паровозах, о церемониях их запуска.
Хорошо, если бы в музее работали живые свидетели допаровозной эпохи.
Сейчас это в тренде, вот 121-летний старик зрение же обрёл...

Edited at 2017-11-25 19:00 (UTC)
Ошибка: "это модель паровоза в масштабе 2 к 1, то есть он уменьшен ровно в 2 раза. " - Правильно написать: "масштаб 1 к 2"
Что-то ошибок в тексте многовато. Особенно "досчатый" и "путей сообшения" понравились. О пунктуации промолчу.(
С железной дорогой было как с высокими технологиями сегодня:
самодержавие и дворянство всякое создавало такой климат тухлый предпринимательский,
что пришлось "государству"(тоесть этим всем лицам изза которых и климат тухлый) это всё(железные дороги) организовывать и продвигать.
Потому по тем временам все это продвигалось тухло и малоэффективно. А количество дорог было в разы и разы само собой меньше чем в Европа(и с Петра 1 начиная с европы тащили вовсе не прогресс, а тухлятину всякую консервативную общественно-политическую, кроме того естественное развитие русского государства в культурном и общественно-политическом плане прервали(а я уверен, ядро историческое, москва и окрестности, к времени Петра уже созревало к буржуазной какой революции, потому самодержавие и смотало на Неву, город дворцов строить для себя).

В музее что нибудь есть про это?

коммуняки поломали москву купеческую, демократишную, народную отстраивая свою "идеальную" социалистическую столицу,

а лучшеб они дворцы в Петербурге поломали.

А то навоспитывались некоторые дворцами роскошными, ьтеперь узурпируют, дворцы себе строят,
и "создают илиту как было в российской империи"(о чем недавно в интервью газетам заморским сообщал бывший главный железнодорожник Владимир Иванович),
и снова тухлый климат

Edited at 2017-11-24 19:53 (UTC)
У меня есть карта Центральной России где обозначены железные дороги, построенные в основном до революции и автодороги построенные при СССР.

Так вот железка проложена гораздо грамотнее чем шоссе. Сразу видно что до революции прекрасно соображали и в экономике и в логистике.
Ага, в РИ жд дороги активнее всего строили в Польше на английские,а потом на французские кредиты,чтобы сподручнее было бросать в топку предстоящей идиотской войны всё больше и больше русских жизней.

Edited at 2017-11-24 19:35 (UTC)
отличный музей
он на самом деле относительно старый - в 1990м начали собирать коллекцию, по всей стране стаскивать редкие экземпляры до кучи, по легенде чуть ли не в последний момент из чермета вынимая.
Первая версия была просто ж\д тупик рядом с платформой "21 км" рядом с "Царским Селом". Под открытом небом, в доступности для местной гопоты.
Вторая реинкарнация была платформы закрытого Варшавского Вокзала. Территория охраняемая, но тоже под открытым небом, без всяких инсталяций.
Так что это третья версия - долгий путь паровозы прошли :)
Re: отличный музей
Был во второй реинкарнации, на платформе Варшавского вокзала. Запомнился сотрудник музея, пожилой дядька, который очень подробно и с личными впечатлениями рассказал о многих экспонатах. Хотя никакой экскурсии мы не заказывали, просто видно, что человек живет этим.

С удовольствием в ближайший приезд в Питер попробую попасть и сюда.
По поводу Сокола- был в прошлом году на экскурсии в нём: оч интересная компоновка и рассадка внутри- почти бизнес класс)
экскурсовод утверждал ,что все решаемо...но как обычно победило бабло
УЖД
А где музей УЖД такого же масштаба? (Узкоколейных Ж/Д). Там стандартов ширины полонта десятка два бы набралось... Разнообразие паровозов, тепловозов и вагонов очень широкое...
Всегда обращало на себя внимание, что КБЖД и КВЖД строили "вручную" довольно грамотно и быстро, а БАМ (тоже очень достойный) строили с использованием нереального кол-ва техники. БАМ конечно посложнее, но не на порядки...
Вагон 4 класса выглядит лучше, чем купе в советских поездах, по крайней мере опрятнее. И вообще стильненько как-то )
Это на картинке опрятно, гже 1 пассажир.
В реальности там в "час-пик" сидело 5-6 крестьян с тюками, если верить литературе того времени :)

Только сегодня были там, в зал со всякими интерактивными штуками и моделями пускали только с экскурсией, так что много из того что Зялт показал посмотреть не удалось. Но в целом достойный музей (тем более пока бесплатный), подождем когда вагоны внутри сделают и еще раз сходим.

Песдато! Музей на Рижском(+)
нервно сосет) Хотя и после него у меня малой захотел стать пилотом тепловоза 3ТЭ10М)
Вагон 4 класса не сильно отличается от общего или плацкарта.
А где же действующий макет со стрелками, станциями и различными составами?
В детстве был в ж/д музее, так там был, выглядело очень круто, занимало целую огромную комнату.
Семафоры, светофоры, переезды, смена дня и ночи.
это от спутников маскировка ;)
сверху в те годы тележки было не рассмотреть. А так его главная фишка была в мобильности - ну рассмотрел ты тележки - толку-то, поезд со скоростью 100 км\час умотал в другое место откуда ракетами плюнул. Он же "на боевом дежурстве" никогда на месте не стоит...
кстати тепловозу ТЭП80 принадлежит рекорд скорости среди тепловозов 271 км\ч.
← назад