Посмотрите, что они наделали с Садовым кольцом!
-=Подготовлено в интересах проекта "Моя Улица"=-
Раньше Садовое кольцо было идеальным примером принципа "больше дорог – больше пробок". Фотографиями пробок на Зубовском бульваре в 14 полос можно было смело пугать зарубежных транспортников и урбанистов, а шутки про сады Садового были обязательным пунктом для гостей города.
Многие расстроятся, но всё это в прошлом: в этом году закончили реконструкцию кольца. Эксперты из социальных сетей уже окрестили результат "кармагеддоном" и "проектом ИГИЛа", но давайте не будем слепо верить кухаркам и мерчендайзерам, а посмотрим на то, что получилось.
Пешеходы и общественный транспорт
Почему общественный транспорт и пешеходы идут вместе? Всё просто: каждый пассажир автобуса или метро – пешеход. Автомобилисты тоже, но для города комфорт пассажиров важнее, ведь только общественный транспорт может увеличить провозную способность улицы и спасти город от пробок.
Для пешеходов расширили тротуары и сделали заделы под деревья. Пока результат не очевиден, но можно посмотреть участки Садового, которые были сделаны в прошлом году: на улице стало возможно разговаривать – это весьма распространённая потребность и один из показателей комфортного места. Раньше из-за шума от машин можно было разговаривать лишь криком. Местные жители наверняка оценили возможность открывать окна.
В нескольких местах сделали новые пешеходные переходы: на Зубовском бульваре, у Павелецкого вокзала, на Серпуховской площади и у Долгоруковской улицы. В идеале на кольце нужно все подземные переходы дублировать над землёй: Садовое кольцо – улица, а не дорога. Уверен, что через пару лет мы этого добьёмся, и Садовое кольцо станет ещё лучше.
С новыми пешеходными переходами через примыкающие улицы стало лучше: Долгоруковская, Сретенка, проспект Мира, Каланчёвская, Старая Басманная, Верхняя Сыромятническая, Воронцово Поле. Плюс возникли новые общественные зоны: так, у метро "Красные ворота" вместо мёртвого поля парковки появился сквер.
Главное событие для общественного транспорта – вывод маршрута "Б" из тоннелей и эстакад. Когда вы строите на улице развязку, автобусы начинают делать круги, а остановки оттягиваются. Попытки спасти город от пробок делали хуже пассажирам, ведь автобусы останавливались в километрах от станций метро и других улиц. Теперь остановки автобуса находятся прямо у метро, а маршрут "Б" идёт через Серпуховскую, Калужскую, Таганскую и другие площади. Не удалось "пробить" лишь Триумфальную площадь и Новый Арбат. Пока не удалось.
Во многих местах появились небольшие выделенные полосы, чтобы автобусы объезжали хвосты заторов у перекрёстков. Одну такую выделенку как раз сделали за счёт бывшего поворота на Ленинский – извините, но пассажир важнее автомобилиста. Тем более в качестве компенсации сделали поворот с Апакова.
В качестве бонуса появилась новая связка у Павелецкого вокзала – автобус сможет сразу поворачивать на Дубининскую улицу с внутренней стороны кольца. До этого приходилось делать перепробег в 2 км для разворота на Серпуховской площади.
Из недостатков: не сделали выделенную полосу на кольце. Маршрут "Б" крайне востребованный, но общественный транспорт в пробке не привлекает людей. Мини-выделенки улучшат ситуацию, но не создадут реальный приоритет. Это значительный недостаток проекта.
Не был восстановлен трамвайный треугольник у Павелецкого вокзала, чтобы трамваи от вокзала могли поворачивать к "Чистым прудам" (и наоборот). Было бы хорошо ещё сделать трамвайный прокол в районе Воронцова Поля: там исторически ходил трамвай, но сейчас линия к "Чистым прудам" и Курскому вокзалу – два аппендикса. Если пустить сквозное движение, то это позволило бы значительно улучшить связанность в центре города. Тем более что по Воронцову Полю вообще не ходит общественный транспорт.
Велосипедисты
Велодорожки? Это вам в парк телепортироваться надо.
Движение личного транспорта
Бомбанёт через 3... 2... 1...
Для водителей есть две хороших новости: число полос на кольце выровняли и сделали дублёры с парковкой.
Раньше смена количества полос движения была адской: чего стоит переход от Зубовского бульвара с 17 полосами к 7 полосам на Крымском мосту. Теперь везде по 5 полос основного хода в каждую сторону, кроме мостов и тоннелей. Можно было пойти дальше и сузить основной ход до 3 полос в каждую сторону – именно по три полосы во всех туннелях и на эстакадах, то есть это самые узкие места на кольце. Именно эти узкие места определяют пропускную способность всего Садового кольца.
Но даже простое выравнивание должно сделать движение плавнее и быстрее. Кольцо должно поехать лучше, несмотря на уменьшение числа полос.
В самых широких местах появились дублёры с парковкой. Теперь выезжающие со дворов машины и паркующиеся не стопорят общее движение. В этом месте у одарённых автомобилистов должно проснуться чувство тревоги, ведь дублёр однополосный! Как так-то!? А вдруг конец света или сломавшийся "КамАЗ"?!
Небольшое введение в основы транспортного планирования: аварийность можно посчитать. Чем больше конфликтных точек, тем больше вероятность аварии. Несложно догадаться, что число этих точек растёт вместе с количеством полос. Так вот, риск аварии на одной полосе, где число конфликтов можно пересчитать по пальцам, крайне маловероятен. Кроме того, одна полоса успокаивает трафик: водитель видит, что буферной зоны нет, поэтому едет медленнее –
безопасность движения растёт. Прошлогодние участки дублёра с одной полосой, как и улицы типа Большой Дмитровки, прекрасно едут, несмотря на одну полосу.
Если аварии всё же не удалось избежать, то существует европротокол, когда освободить улицу можно за 5-10 минут. В крайнем случае есть тротуар, по которому можно объехать аварию: заезды во дворы позволяют забраться на него любой машине.
Вывод
Хорошо: деревья, нормальные тротуары, автобусы над тоннелями и удобные остановки. Отдельный плюс в карму за Серпуховскую площадь – про подземелье можно забыть!
Плохо: очень не хватает выделенной полосы на кольце, дублирования подземных переходов наземными, новых проколов и светофоров, велодорожек, трамвая, Сухаревой башни и Красных ворот.
Лет через 10, когда все поймут разницу между дорогой и улицей, подземными переходами и реальной безопасностью, количеством полос и провозной способностью, мы ещё раз возьмёмся за Садовое кольцо – будем сносить эстакады с тоннелями и строить трамвай! Вопрос лишь один: начать снос с Парка культуры, где появилась первая эстакада в Москве, или с Самотёчной площади, где возникла самая уродливая эстакада города?
Каким будет Садовое кольцо уже в этом году
Что не так с благоустроенными улицами Москвы
Какой будет Тверская улица уже этой осенью