August 31, 2017

Дело вкуса

В Кирове в ноябре этого года откроется Детский космический центр.

Фото: Министерство культуры РФ

А в Тюмени построили огромный музейный комплекс.

Фото: Администрация Тюмени

Это очень некрасивые здания. Это очень плохая архитектура, и если она вам нравится – у вас просто дурной вкус.

Я ненавижу, когда говорят "дело вкуса!", ну или "на вкус и цвет товарища нет!". Тем самым люди пытаются легализовать дурной вкус. А дурной вкус как раз есть. Как есть плохая музыка, плохая литература, плохая живопись и плохая архитектура. Вы же не скажете, что люди, зачитывающиеся Дарьей Донцовой или заказывающие портреты у Шилова, обладают хорошим вкусом? Нет, это дурновкусие.

Чувство вкуса или "способность судить о прекрасном", как определил это понятие Кант, дано не каждому. Более того, редко встретишь людей, обладающих чувством вкуса и проявляющих интерес ко всем видам искусства. Тут, кстати, появляются интересные закономерности. Люди, понимающие в музыке, почти всегда не умеют одеваться. Но большинство людей чувством вкуса не обладают. Это не только в России. Если дать человеку возможность выбора, он уходит в разнос. Популярная музыка и популярная литература не выдерживают никакой критики. Это не хорошо и не плохо. Просто надо давать правильную оценку различным явлениям в культуре и искусстве. Нет ничего плохого, что человек ест фастфуд и пьёт газировку – плохо, когда он начинает думать, что это здоровая и полезная еда.

Людей не стоит винить. Воспитание вкуса – дело крайне сложное, а зачастую очень дорогое.

"Когда ты лежишь больной, не спишь, смотришь в потолок и видишь лепнину, красивые разводы, это у тебя остаётся. А если ты видишь подвесной потолок, то у тебя ничего в душе не останется. Я ещё лет двадцать назад сказал, что человек, который вырос в современной квартире, никогда не будет иметь высокой визуальной культуры, у него это не заложено на элементарном уровне..." – из интервью русского фотографа Слюсарева.

Но сегодня я бы хотел поговорить про архитектуру. Последствия дурного вкуса в архитектуре куда губительнее, чем в других видах искусства. Это плохую песню завтра все забудут, плохую книгу сдадут в переработку через месяц. Да и вообще: не нравится – не читай! Не слушай! Не смотри плохие фильмы. От бездарного искусства можно отгородиться, если это не архитектура. Дурная архитектура, во-первых, очень долговечна. Если какое-то говно и построили, то очень маловероятно, что его снесут на следующий день. Оно будет стоять десятилетиями. Во-вторых, от плохой архитектуры не так просто огородиться, как кажется.

Вот влепили на Лубянке "Наутилус". И всё, катастрофа. Особый цинизм в том, что стоит он прямо напротив Детского мира! И маленькие детки смотрят на это убожество, впитывают всё своими чистыми глазками, незамутнённым сознанием, и думают, что это нормально. Они думают, что это нелепое, бездарное говно – архитектура. Ведь их архитектурный вкус воспитывает не Заха Хадид, не Норман Фостер, не Рем Коолхаас и даже не Сантьяго Калатрава. Их архитектурный вкус воспитывает придворная лужсковская бездарность, г-н Воронцов. А потом детки вырастают и делают у себя в квартирах многоуровневые потолки и стенку из стеклоблоков лесенкой.

И объясните мне, почему вы тратите огромные деньги, чтобы ваши дети учились в хорошей школе у хороших учителей? Почему вы вкладываете в репетиторов, дополнительные курсы, хороший ВУЗ? Но никто и слова не говорит, когда кто-то в вашем городе строит говно, которое сломает вашему ребенку представление о прекрасном!

В случае с архитектурой есть ещё одна особенность. В отличие от многих других видов искусств, у архитектуры есть конкретный заказчик. Архитектура редко делается на потеху публики, как популярная музыка, кино или литература. Потому что архитектура – продукт уникальный, а не массовый, и заказчик там уникальный. И то, как будет выглядеть то или иное здание, зависит от заказчика. Будь то коммерсант, строящий на своей земле новый дом, или чиновник, который от лица города согласовывает проект. И вот в этом месте и рождается трагедия отечественной архитектуры. У российского заказчика нет вкуса. Он не способен заказать хорошую архитектуру.

Вкус заказчика формирует предложение. А откуда взяться вкусу? Сегодняшними заказчиками архитектуры являются люди плохо образованные, редко обладающие изысканным вкусом. Люди, сегодня размещающие заказ на архитектуру, заработали деньги, добились своих постов в 90-е. Откуда пришли эти люди? Где получали образование? Насколько хорошо они разбираются в искусстве? Ответы на эти вопросы можно прочитать на улицах российских городов.

Например, Казани:

Саранска:

Даже Москвы:

Посещали ли люди, строящие и заказывающие этих уродцев, музеи и театры в детстве? Знакомы ли они с классической архитектурой Древней Греции? Листали ли они труды Палладио о классической архитектуре? Гуляли ли они по улицам Рима, Парижа, Барселоны не с целью шоппинга, а ради изучения этих городов?

Культурный провал, приход к власти и в крупный бизнес плохо образованных людей с дурным вкусом привёл к тому, что хорошей архитектуры сегодня в России нет. Да, где-то бывают просветы. Так, Даша Жукова на деньги Абрамовича делала неплохие вещи, Сергей Галицкий построил шикарный стадион в Краснодаре, в Москве начали появляться неплохие здания. Но это же капля в море.

А что делать? А ничего. Вкус к хорошей еде прививает хорошая еда. Если с утра до вечера жрать помои, то вы никогда не поймёте, почему детский космический центр в Кирове – это очень плохо.

Мусорная архитектура

10 самых уродливых зданий Москвы

Евроремонт года: как русские уничтожали Россию