Как спасти вокзалы от РЖД
Вокзал – ворота города. Раньше, когда не было авиа- и нормального автомобильного сообщения, большинство людей путешествовали между городами на поездах! Расцвет железнодорожного сообщения пришелся на XIX век, и железной дороге тогда уделялось много внимания. Для проектирования станций и инфраструктуры приглашались лучшие архитекторы и инженеры тех лет. Водонапорные башни, мосты, депо и, конечно, вокзалы до сих пор удивляют своей красотой и изяществом. А многие из них являются памятниками архитектуры. Во многих городах, особенно мелких, вокзал до сих пор самое красивое здание!
Теперь о грустном. На историю, на красоту, ласкающую взор, на память былых побед сегодня спрос не велик. Железнодорожники не мыслят красотой, они мыслят тоннами угля, перевезенными на тысячи километров. Именно поэтому все, к чему прикасается рука железнодорожников, превращается в уголь.
И да, РЖД плевать на памятники архитектуры, на исторические вокзалы, на красоту, ласкающую взор. Это очень хорошо видно хотя бы потому, что после смены фирменного стиля железнодорожники взяли и покрасили все здания в свой фирменный серый цвет! Для них памятник архитектуры ничем не отличается от товарного вагона.
Один из самых ярких примеров — это снос старого самарского железнодорожного вокзала, построенного еще в 1876 году.
И все вы знаете, что за говно построили вместо него.
И таких случаев — огромное множество. Старые вокзальные здания даже необязательно сносить, достаточно провести «реконструкцию», чтобы они навсегда потеряли свою индивидуальность и привлекательность.
Так выглядел вокзал в Можайске в 1983 году.
А так он выглядит сейчас. А что такого? В брендбуке написано: фирменный цвет РЖД — серый! Все вагоны покрасили и вокзалы...
Станция в городе Луховицы в Московской области.
Теперь она выглядит так. А что не так? Серый значит серый!!!
А это старый вокзал в Тучково.
Вот что стало с ним после ремонта. Убрали все лишнее, вставили надежную дверь... Я в начале удивился, а что это его не покрасили в фирменный серый цвет?
Все нормально! Покрасили!!!
Ну и знаменитая станция «Милославское» в Рязанской области. Такой ее спроектировали в 1871 году...
Но потом РЖДшники привели все в соотвествии с брендбуком. Очень хорошо видно уровень развития людей, которым доверили красоту.
Станция «Троекурово» в Липецкой области. Фотография 2003 года.
Эта же станция в 2013 году. Здесь серой краски не хватило, зато начальник вокзала купил на строительном рынке синюю вагонку.
А это станция «Мичуринск-Воронежский» в Тамбовской области.
Масштабная реконструкция завершилась в 2014 году.
Еще один пример, когда из красивого здания станции «Кологривовка» в Саратовской области сделали какой-то убогий сарай.
А так выглядело историческое здание вокзала на железнодорожной станции «Рабочий поселок». Оно было построено в конце 1940-х годов в стиле сталинского ампира. Активисты пытались спасти вокзал и писали петиции в адрес руководства РЖД, но это не помогло.
В ночь с 16 на 17 августа вокзал просто сравняли с землей.
Все эти здания находятся в собственности РЖД, и именно РЖД ответственна за то, что сейчас происходит со старыми вокзалами. Кто-то может начать рассказывать, что обслуживание старых вокзалов слишком дорогое, и что нормальная реконструкция зданий стоит огромных денег, но нехватка средств — это не повод уродовать хорошую архитектуру. В конце концов, если у тебя не хватает денег на содержание своей собственности, то ее всегда можно продать тому, кто позаботится о ней лучше тебя!
Ладно... А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ???
А как у них?
Так, так, так... давайте посмотрим, например, на немцев!
Немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn распродает свои вокзалы уже около 10 лет. В основном это станции в небольших населенных пунктах, многие из которых были построены еще в XIX веке. Сейчас эти здания практически не используются, потому что немцы давно перешли на электронные билеты и больше не ходят в обычные кассы. А железнодорожники, которые традиционно жили в привокзальных помещениях, давно предпочитают жить в отдельных домах или квартирах.
По этой причине Deutsche Bahn начала продавать бездействующие здания вокзалов. С 1999 года их было продано уже больше двух тысяч. В первую очередь компания старается передавать старые здания в собственность муниципалитетов, но частные инвесторы тоже без особого труда могут приобрести выставленный на продаже вокзал. Вместе с самим зданием и и небольшим участком земли к покупателю также переходит ответственность по обслуживанию старого вокзала и поддержанию его надлежащем виде.
«Желающих приобрести небольшой пассажирский вокзал более чем достаточно. За последние несколько лет нами продано около 2100 таких станций. У нас осталось всего 800, но 500 из них мы хотим оставить в своей собственности. В любом случае, спрос настолько высок, что мы даже устраиваем конкурс покупателей: продаем только тем, у кого достаточно средств на санацию этих исторических зданий и поддержание их в порядке. Мы хотим, чтобы старые вокзалы попадали в хорошие руки».
Официальный представитель Deutsche Bahn Норберт Гирсдорф
Казалось бы, кому и зачем нужно здание, в десятке метров от которого будут регулярно носиться поезда? Но в действительности это мало кого смущает. Люди покупают старинные вокзалы, реставрируют их и сдают под самые разные нужды — залы для торжественных мероприятий, художественные мастерские, рестораны, кафе, клубы, музеи, бюро путешествий, небольшие мануфактуры и велопрокаты. Один из инвесторов — маклер по недвижимости Томас Виттшток — рассказал в интервью, что он превратил бывший вокзал в жилой дом из нескольких квартир. По его словам, вложения окупились 4–5 лет.
В бывшем вокзале в городе Баунах инвесторы решили сделать ресторан. Старое здание, построенное в 1904 году, было полностью отреставрировано. На восстановительные работы и бумажную волокиту в общей сложности ушло пять лет. Но ресторан в итоге все равно открылся.
В городе Людвигсфельде построенный в 1886 году вокзал превратился в историко-технологический музей. Он был открыт в 2003 году.
В Люкенвальде из бывшего вокзала сделали городскую библиотеку. Реконструкцией здания занималось берлинское архитектурное бюро. В ходе работ оно решило пристроить к бывшему вокзалу еще одно помещение. Это пристройку с наклонными фасадами, покрытыми золотой черепицей, архитекторы назвали абстрактной скульптурой.
Хотя здание вокзала после продажи приобретает новую функцию, железные дороги по-прежнему остаются действующими.
«График движения поездов на участках останется прежним, внесение изменений в связи с новым предназначением вокзальных зданий исключено. То же касается и остановок: если по расписанию таковая предусмотрена, то поезд будет тут останавливаться и впредь».
Официальный представитель Deutsche Bahn Норберт Гирсдорф
Но обычно шум поездов никому не мешает. Люди, переехавшие жить в бывшие здания вокзалов, рассказывают, что во многих городах уличного шума еще больше, чем здесь. Кроме того, расписание поездов задает жизни определенный ритм: владелец одного из вокзалов рассказал, что благодаря вечернему поезду он теперь всегда знает, когда ему нужно ложиться спать.
Deutsche Bahn не публикует данные о том, сколько именно она заработала на продаже старых вокзалов. Глядя на цены, по которым эти здания распродаются, тоже сложно сделать какие-то объективные выводы. Разные станции оцениваются по-разному, и их стоимость складывается из множества факторов: месторасположения, площади, состояния и т.д.
«Наиболее выгодные по цене вокзалы расположены на востоке Германии. Вообще все зависит от местоположения объекта и его состояния. Скажем, имеющему весьма неприглядный вид и требующему серьезного ремонта деревенскому пассажирскому вокзалу площадью 280 квадратных метров в федеральной земле Баден-Вюртемберг красная цена — 80 тысяч евро. А вот вокзал в Гейдельберге, пусть и меньший по площади, но зато в хорошем состоянии, продается за 525 тысяч».
Официальный представитель Deutsche Bahn Норберт Гирсдорф
Кроме того, из-за большого спроса на подобную недвижимость многие здания вокзалов продаются на аукционах. Я полистал сайт, на котором Deutsche Bahn распродает свою недвижимость, чтобы посмотреть, какие там примерно цены. Самый дешевый вариант, который я нашел, — это маленькая железнодорожная станция на окраине Альтенбурга, которая будет продана на аукционе с начальной ставкой в размере 500 евро.
Вот такая станция с административными и жилыми зданиями и гаражом для локомотива в городе Зуль будет продана на аукционе с начальной 25 000 евро.
Красивый вокзал 1929 года постройки в Бад-Петерсталь-Грисбахе. Заявленная стоимость — 80 000 евро.
Есть еще такой вариант — двухэтажный вокзал в Гейдельберге, построенный в 1913 году. Он обойдется будущему владельцу в 525 000 евро.
Еще бывали случаи, когда Deutsche Bahn отдавала старые здания фактически даром. Так произошло с вокзалом в городе Варбург. Его построили еще в 1850-е годы, и он был в таком ужасном состоянии, что его решили продать за 1 евро. Его купила местный врач-ортодонт Шарлотте Гормзен.
«Этот вокзал был в таком упадке, что концерном Deutsche Bahn за него была назначена чисто символическая цена: я купила его всего за 1 евро. Зато ремонт обошелся мне в 2 миллиона евро. Вы даже не представляете, как выглядело это историческое здание: некогда элегантные кирпичные башенки обвалились, в стены вросли деревья, — одним словом, полное запустение».
Владелица бывшего вокзала в Вабурге Шарлотте Гормзен
Шарлотте Гормзен отреставрировала здание на свои деньги, причем при реконструкции использовались материалы, идентичные оригинальным и приготовленные по рецептам старых мастеров. Сейчас этот бывший вокзал считается памятником истории и архитектуры и находится под охраной государства. И на его содержание выделяются дотации — как от Германии, так и от Европейского Союза. Здание не пустует — Шарлотте сдает его буддистам, которые организовали в нем свой храм.
Я понимаю, что железнодорожникам у нас нет дела до истории, у них вагоны с углем, цистерны с нефтью и другие, более важные дела. Но почему бы не продавать старые здания, если у самих руки растут из жопы и нет возможности содержать все в порядке? Но РЖД проще все снести, разрушить, закрыть. Любое здание сегодня для них обуза. Не доставайся же ты никому!