Разоблачение секты "Нам все должны!"
Когда начинаешь разговаривать с автомобилистом о необходимости платных парковок, развития общественного транспорта и других полезных для города реформах, он обязательно тебе скажет: "Да я уже за всё заплатил! Идите в жопу!" Да, абсолютное большинство автомобилистов действительно уверено, что если они платят транспортный налог, акцизы на бензин, пошлину во время покупки автомобиля, то этих денег достаточно, чтобы обеспечить инфраструктуру.
Сегодня мы разоблачим главный миф секты "Нам все должны". Автомобилисты действительно платят налоги, акцизы, пошлины, но этих денег и близко не хватает даже на текущий ремонт дорог, не говоря уже о строительстве новых.
Более того, в бюджете любого города, даже Москвы, наблюдается огромный дисбаланс: города тратят на автомобилистов в десятки раз больше денег, чем на пользователей общественного транспорта.
Это легко проверить: откройте бюджет своего города и посчитайте, сколько получено доходов, сколько и на что потрачено. В Москве, например, автомобилисты всеми видами налогов и акцизов, специализированных для автолюбителей, покрывают лишь около 40% того, что на них тратится.
Или давайте посмотрим на бюджет Самары на 2017 год и попробуем посчитать, как распределяются расходы на общественный и на личный транспорт. Самара взята не случайно: это один из самых автомобильных городов России, то есть наверняка тут водители платят много налогов и всё покрывают.
Бюджет Самары на 2017 год составляет 13,7 млрд рублей. На городской транспорт в 2017 году будет потрачено 997 млн рублей.
На дорожное хозяйство выделят 1 млрд 852,1 млн рублей. Это минимальная сумма, которую город потратит в этом году на обслуживание интересов водителей. Например, она не учитывает поступления из федерального бюджета, которые приходят в течение года. Но она уже в 2 раза выше, чем расходы на общественный транспорт.
В Самаре сейчас 390 тысяч машин. Годовая налоговая ставка на автомобиль средней мощности (от 120 до 150 л.с.) – 2880 рублей. То есть за год самарские автовладельцы заплатят примерно 1,23 млрд рублей в виде налога. Это без вычета разных льгот, которые имеют многие водители. Как видите, расходы на ремонт и содержание дорог даже водители самого автомобильного из больших городов России покрыть не могут. В лучшем случае они могут обеспечить 2/3 своих потребностей, остальное – это деньги из других статей доходов бюджета.
Ещё раз: здесь не учитывается строительство новых дорог и многие другие траты, которые делаются за счёт федерального и регионального бюджета.
Но ведь дорогами пользуются не только автомобилисты. А тот же общественный транспорт? Он же тоже по дорогам ходит, ему дороги тоже нужны!
Да, нужны, но в масштабе города общественный транспорт требует куда меньше инфраструктуры, чем автомобиль. Если мы вдруг на минутку представим, что у нас тут Северная Корея, и все личные автомобили исчезнут, то для ОТ вполне достаточно будет 20% существующей дорожной сети.
Ладно, давайте теперь посмотрим на бюджет всей страны и добавим в наши расчёты все акцизы, налоги и сборы.
Статей дохода и вправду оказалось много. Но вот статей расхода много не потребовалось, достаточно было одной. Потому что только расходы государства на дороги оказались в 2,7 раза больше, чем все-все-все доходы, что оно получило с водителей.
Удивительно, но при этом всём автофанатики продолжают требовать себе всяческих льгот и субсидий, а платную парковку, да и сам транспортный налог считают жуткой несправедливостью. Совершенно забывая, что 2/3 жителей любого города России на машинах просто не ездит.
К чему я все это? Дорогой автомобилист,
— ты не выгоден государству, твоих налогов не хватает на обслуживание текущих потребностей;
— тебе никто ничего не должен только потому, что ты платишь транспортный налог и покупаешь бензин;
— общество тратит слишком много денег на комфорт твоей задницы.
Тем не менее, любой город в России пытается тратить как можно больше денег на автомобилистов. На общественный транспорт, которым пользуется большинство людей, остаются крохи. Но сегодня у автомобилистов довольно сильное лобби, они хорошо организованы, они оказывают давление на власть, да и сами чиновники ездят на автомобилях, а не на ОТ. На выходе мы имеем убогий и разваленный общественный транспорт, которым можно пользоваться только от безысходности, разбитые дороги, которые не справляются с потоком всё большего количества новых автомобилей, пробки и плохую экологию. А любые попытки что-то поменять натыкаются на визги: "Идите в жопу! Мы за всё заплатили!"