Тактика террористов: шахид-мобили
Автомобили с заложенными в них бомбами — распространенное оружие среди террористов. И нужно признать, что оно очень эффективное. Оставленные на обочинах дорог машины не привлекают особого внимания до тех пор, пока они не взорвутся и не убьют людей. По этой причине такие шахид-мобили сейчас активно используются Исламским государством, при этом их с каждым годом делают все более опасными и разрушительными.
За 2016 год Исламское государство подтвердило свою причастность к взрывам 815 автомобилей. Если вы думаете, что это только те машины, которые бросали в людных местах и взрывали с помощью пульта дистанционного управления, то вы ошибаетесь. На самом деле применение шахид-мобилей намного шире: они могут вести наступательные операции, прикрывать тыл при отступлении, сносить укрепления и уничтожать вражеские военные базы... В общем, вы многого не знаете о шахид-мобилях!
В этом посте я расскажу вам, с чего началась история шахид-мобилей, какими они бывают и как их используют.
Сделать шахид-мобиль очень просто. Для этого нужны три компонента: сам автомобиль, взрывчатое вещество и детонатор. Добыть все это в обстановке вооруженных конфликтов или в среде повстанческого движения не составляет никакого труда. И чтобы собрать все это в один смертельный шахид-мобиль, тоже не нужно много сил, денег и ума. По этой причине такое оружие стало очень популярным среди террористов и повстанцев. Его начали использовать еще в 80-х годах в Ливане и Шри-Ланке, а сейчас оно в ходу на Ближнем Востоке.
В зависимости от размера и разрушительной силы шахид-мобили бывают разных типов. Тут действует простая закономерность: чем больше автомобиль, тем больше взрывчатки он может увезти и тем он разрушительнее и опаснее. Поэтому в зависимости от своих целей террористы оборудуют в шахид-мобили обычные седаны, микроавтобусы или большие грузовики. Обычно в качестве взрывного устройства в автомобиль закладывают артиллерийские снаряды, противотанковые бомбы или просто емкости со взрывчатыми веществами, соединенные между собой и подключенные к детонатору.
Есть два способа использования шахид-автомобилей: их взрывают либо удаленно, либо с помощью террориста-смертника. В первом случае автомобиль просто паркуют в нужном месте и потом взрывают его с помощью пульта дистанционного управления (или он сам взрывается по таймеру). Во втором случае террорист-водитель сам приводит в действие взрывное устройство, а если его успеют убить прежде, чем он это сделает, то его пособники опять же смогут взорвать автомобиль дистанционно. Вариант со смертников для террористов более предпочтительный, потому что рядом с припаркованным автомобилем в момент взрыва может никого не оказаться, а смертник сможет сам подъехать на автомобиле в то место, где взрыв нанесет максимальный урон. По этой причине во время нападений на подвижные или хорошо охраняемые цели (какие-нибудь конвои, патрульные отряды или базы) террористы всегда используют смертников.
С самого начала войны в Ираке у повстанцев не было достаточного количества оружия, чтобы ввязываться в открытые военные столкновения, поэтому они использовали методы партизанской войны. Самым массовым из них как раз было использование шахид-мобилей. Первый задокументированный взрыв автомобиля в Ираке произошел буквально через несколько дней после того, как США ввели в страну свои войска (это был 2003 год). Повстанцы использовали для своих целей обычные гражданский автомобили и грузовики, поэтому в конце концов военные и мирные жители начали расценивать как потенциальную угрозу каждую припаркованную машину.
Шахид-мобили со смертниками тоже активно использовались. Было много случаев, когда водители-смертники прямо на грузовиках врезались в американские конвойные отряды и военные лагеря, и потом уже взрывались, увеличивая таким образом количество жертв. Бывало и такое, что в одной атаке использовалось сразу несколько шахид-мобилей. Например, первый сносил и взрывал ограждения, а второй проезжал внутрь военной базы и взрывал основную цель.
Но использовать шахид-мобили без смертников все-таки менее затратно, поэтому иракские повстанца взрывали их намного чаще. Взрывов со смертниками за все 8 лет Иракской войны было 886, в то время как взрывов без смертников только за один 2005 год было зарегистрировано 873. Это приблизительные цифры, но они хорошо показывают масштаб явления.
В те годы оборудовать шахид-мобиль не составляло особого труда. В частности, этим занимались автомастерские, владельцы которых участвовали в повстанческом движении. Но чаще пункты по производству шахид-мобилей располагались за городом, в сельской местности. Это связано не только с соображениями безопасности, но и с тем, что там можно было легко добыть удобрение, на основе которого быстро создавалось взрывчатое вещество АСДТ.
За секунду до взрыва
На диаграмме видно, как менялось количество взорванных в шахид-мобилях смертников за все годы Иракской войны. Это число быстро росло до 2005 года, но потом резко снизилось в 2006-м, потому что в этот год власти создали «советы пробуждения», то есть вооружили обычных мирных жителей, чтобы они помогали им бороться с повстанцами и террористами. Однако уже в 2007 году количество взрывов снова резко увеличилось — возможно, по той причине, что США в этот год начали наращивать в Ираке свой военный контингент. Но в 2008 году был подписан договор с датой вывода из страны американских войск, и с тех пор количество взрывов постоянно уменьшалось.
Количество атак, совершенных повстанцами-смертниками на шахид-мобилях в годы Иракской войны. Источник: CPOST
Американские войска покинули Ирак в 2011 году, и иракская армия осталась с террористами-повстанцами один на один. Тогда-то и началась новая волна использования шахид-мобилей: в 2012 году их было взорвано 399, а в 2013 году — уже 807. Такой стремительный рост сопровождался тем, что территория, на которой применялись шахид-мобили, за несколько лет после войны значительно расширилась. В основном это расширение произошло за счет того, что в 2011 году в соседней Сирии началась гражданская война и многие иракские боевики отправились туда продвигать свои методы борьбы с режимом. В итоге получилось так, что боевики и террористы захватили контроль над сирийско-иракской границей и начали довольно быстро захватывать новые территории, продвигаясь вглубь обеих стран.
Вместе с новыми территориями боевики захватывали огромное количество военной техники: танки, бронемашины и артиллерийские орудия. Партизанские методы ведения войны и шахид-мобили оказались больше не нужны, и террористы открыто пошли в наступление. Но потом шахид-мобилям со смертниками все-таки нашли применение. Хотя для новых целей автомобили с заложенной в них взрывчаткой пришлось серьезно переоборудовать.
Теперь они использовались не во внезапных атаках, а в открытом наступлении. Такие машины начали покрывать броней, чтобы у смертника был шанс доехать до вражеского отряда живым и уже там все взорвать.
Обычно боевики просто приваривали к передней части машин массивные стальные щиты. Такой тип шахид-мобилей до сих пор является самым распространенным среди боевиков ИГИЛ. Обычные шахид-мобили (со смертниками и без) тоже продолжают использовать, но не в таких количествах и только на тех территориях, которые не подконтрольны ИГИЛ.
Вскоре вместо того, чтобы вешать броню на обычные машины, игиловцы стали делать шахид-мобили на основе бронированной военной техники. Это стало возможным только после того, как боевики захватили достаточное количество танков и бронемашин, чтобы их не жалко было взрывать.
Обычно для создания шахид-мобилей используется американская техника, которую игиловцы не умеют чинить. Поэтому с ней они расстаются довольно легко. В частности ее использовали при захвате сирийской авиабазы Менах в августе 2013 года.
Бронированные шахид-мобили были настолько эффективны, что в 2013-2014 году у ИГИЛ даже появились отдельные «батальоны самоубийц», которые сопровождали обычные отряды ИГИЛ и расчищали им путь в наступлении. Во многом благодаря им не слишком умелые и организованные террористы часто одерживали победы над профессиональными военными.
Но уже в 2014 году ИГИЛ перешел от наступления к обороне и отступлению, и бронированные шахид-мобили начали использовать по новому. Теперь они ехали не в начале военной колонны, а в ее конце, и взрывались они в тот момент, когда преследующие их вражеские силы подбирались слишком близко.
Исходя из всего этого можно сделать вывод, что шахид-мобили — это самое главное оружие ИГИЛ в военных столкновениях, потому что без них боевики долго бы не продержались. Они и сами это прекрасно понимают, и поэтому с каждым разом стараются делать конструкцию шахид-мобилей все более совершенной.
Есть два типа бронированных шахид-мобилей: с решетчатой или со сплошной наклонной броней. Сплошная броня состоит из стальных пластин, приваренных под углом к передней части машины. Это увеличивает ее прочность. Например, броня толщиной 100 мм, расположенная под углом 45 градусов, становится равной по прочности броне толщиной 141 мм. Кроме того, от наклонной брони чаще рикошетят пули и снаряды, поэтому самому автомобилю наносится гораздо меньший урон.
А решетчатая броня делается из металлических сеток или стержней. Она обычно монтируется на некотором расстоянии от автомобиля с той целью, чтобы взрыв вражеских снарядов не смог сильно его повредить.
Главное назначение брони — защитить двигатель, колеса и водителя от вражеского огня и предотвратить преждевременную детонацию шахид-мобиля. Но вместе с этим ее постепенно начали приспосабливать для перевозки емкостей со взрывчатыми веществами и других боеприпасов, которые увеличивают разрушительность взрыва.
Смертниками в шахид-мобилях нередко становятся инвалиды или раненые в боях боевики, передвигающиеся на костылях или инвалидных колясках. Судя по всему, они идут на это по собственному желанию, так как понимают, что никакого полноценного участия в военных действиях они уже не смогут принять.
В настоящее время бронированные шахид-мобили производятся в промышленном масштабе. ИГИЛ заявляет, что в 2016 году смертники взорвали 815 шахид-мобилей, и большинство из них были как раз бронированными. Никто и никогда не взрывал такое количество автомобилей со смертниками за год.
Чтобы наращивать или хотя бы не сбавлять обороты, ИГИЛ организовало на захваченной территории целую сеть мастерских по производству бронированных шахид-мобилей. Несмотря на частые авиабомбежки, они днем и ночью продолжают свою работу, и будут продолжать ее до тех пор, пока у них не кончится техника, боевые снаряды и взрывчатые вещества.
Чаще всего шахид-мобили производятся на основе гражданских автомобилей — это седаны, пикапы, внедорожники, обычные грузовики.
Захваченную военную технику тоже переоборудуют в шахид-мобили, но в гораздо меньших масштабах. Кстати, интересно, что американская техника используется для этих целей в основном на территории Ирака, а российская — на территории Сирии. Крупная строительная и коммунальная техника тоже идет в ход — после переоборудования еще отправляют на фронт, где она помогает расчищать ограждения и сносить вражеские КПП.
В общем, можно с уверенностью сказать, что ИГИЛ в совершенстве овладело производством шахид-мобилей и разными методами их использования. Шахид-мобили стали ядром армии ИГИЛ, и без них у террористов не было бы шансов так долго противостоять своим врагам.
Это очень эффективное и универсальное оружие, которое можно адаптировать под любые цели и использовать на любых территориях (даже на вражеских). И логично предположить, что в ближайшие годы боевики будут усиленно наращивать его производство.
Бороться с шахид-мобилями в открытом бою довольно сложно. Поэтому единственный выход антиигиловские армии сейчас видят в том, чтобы перекрыть террористам доступ к оружию и взрывчатке — так у них довольно скоро закончатся ресурсы для производства шахид-мобилей.
Но чтобы это стало возможно, сначала нужно отвоевать у ИГИЛ захваченные территории и оттеснить их на небольшой участок земли, где им будет накладно разворачивать обширное производство и добывать необходимые детали. Правда, в этом случае есть большой риск, что стесненные террористы снова перейдут к партизанским методам войны и опять начнут взрывать обычные гражданские автомобили в мирных городах и поселках.
Источник: zaytunarjuwani.wordpress.com Спасибо Телеграм-каналу «338» за наводку ;)