Новые протесты дальнобойщиков: что изменилось год спустя?
27 марта дальнобойщики начали бессрочную всероссийскую стачку автоперевозчиков. Одним из поводов послужило повышение тарифов системы «Платон», которое должно вступить в силу с 15 апреля. По заявлениям представителей Объединения перевозчиков России, к протесту подключились 80 российских регионов. На участников стачки заведено уже более 250 административных дел по статьям о нарушении порядка проведения массовых мероприятий и сопротивлении полиции. Несмотря на это, протестующие обещают продолжать стачку до тех пор, пока власти не отменят систему «Платон».
Видео с пресс-конференции Всероссийской ассоциации дальнобойщиков в медиацентре «Новой газеты»
Забастовка длится уже две недели, и судя по сообщениям из дальних регионов и небольших городов, кое-где люди уже начинают испытывать на себе ее последствия. В мелких несетевых магазинах снижается ассортимент товаров и растут цены. Предприниматели тоже жалуются, что с начала стачки цены на перевозки сильно подскочили. Ну а власти действия и требования дальнобойщиков решили игнорировать. На контакт с водителями чиновники идут только в тех регионах, где ситуация особенно острая.
Все, что нужно знать о новой волне протестов дальнобойщиков, я собрал в этом посте.
ЧЕГО ХОТЯТ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ?
Главное требование дальнобойщиков — отменить систему «Платон». Стачками и забастовками водители хотят добиться внимания со стороны властей и начала переговоров на эту тему. Поводом для забастовки послужило повышение тарифов «Платона», которое должно вступить в силу с 15 апреля. Изначально размер сбора собирались повысить в 2 раза, но из-за возмущения водителей и предпринимателей было принято решение поднять стоимость проезда по федеральным трассам всего на 25%. Но и такой вариант дальнобойщиков не устроил.
Повышение платы за проезд по федеральным дорогам делает поездки дальнобойщиков, которые работают на малый и средний бизнес, экономически бессмысленными. Частные перевозчики жалуются, что сбор «Платона» и другие транспортные налоги в сумме получаются больше, чем прибыль их предприятий. Напомню, что собранные «Платоном» деньги должны идти на ремонт и содержание федеральных трасс. Логика такая: дальнобойщики разбивают своими большегрузами дороги, поэтому они должны платить за проезд, чтобы у «Росавтодора» было на что ремонтировать ямы. Но дальнобойщики в ответ заявляют, что их машины специально спроектированы для перевозки больших грузов и никакого урона они нормальным дорогам не наносят. А вот если дороги построены не по ГОСТу (как в России), то они покроются ямами независимо от того, кто по ним будет ездить.
КАК ОНИ ПРОТЕСТУЮТ?
В большинстве регионов протестные акции и забастовки проходят мирно и тихо. В этот раз никто не обещает отправиться колонной на Москву, не блокирует дороги, не нападает на офисы «Платона» и не собирается на несанкционированные митинги. Вместо этого дальнобойщики просто не выезжают на рейсы. Одни оставляют машины в гаражах и идут работать таксистами, другие собираются в группы по несколько десятков большегрузов и устраивают демонстративные стоянки на обочинах трасс.
В Екатеринбурге, например, в согласованном с властями месте для забастовки поместилась всего пара десятков машин. Водители разжигают костры и готовят себе еду на огне, продукты им приносят семьи и неравнодушные местные жители. Протестующие принципиально не пьют, чтобы не дискредитировать протест. Полиция пристально за ними следит, постоянно проводит с кем-то из участников протеста профилактические беседы и просит снимать с машин все лозунги и флаги.
В забастовке под Волгоградом тоже участвуют несколько десятков автомобилей. Водители установили себе автоприцеп для переговоров, принесли туда раскладные столы и стулья, газовый баллон, плиту, чайник, посуду и запасы продуктов. Стоять тут они планируют до тех пор, пока власти не обратят внимание на проблему и не начнут переговоры по поводу отмены «Платона».
Еще около 20 машин стоят на Московском шоссе под Питером. Требования выдвигаются те же самые: начать переговоры от отмене «Платона». А пока водителям остается только терпеливо дожидаться встречного шага властей. Они обещают, что будут стоять до конца. По их мнению, если не добиться отмены «Платона» сейчас, то в будущем ущерб от него станет еще больше. Водители говорят, что у них и без того мизерные зарплаты и терять им по сути нечего. А вот если они массово уйдут из отрасли, то это станет большой проблемой для государства.
Три десятка машин стоят под Энгельсом в Саратовской области. Состав участников забастовки непостоянный, водители регулярно сменяют друг друга. На вопрос, зачем они тут стоят, протестующие отвечают так: «Мы хотим, чтобы проезжающие мимо люди заметили остановленные грузовики, заинтересовались и открыли интернет, ведь телевизор о нас не рассказывает».
И так во многих городах России. Но нужно понимать, что это группы по 20-30 человек — далеко не все протестующие. Судя по сообщениям координационных центров в разных городах, есть еще тысячи водителей, которые также терпят убытки от «Платона», поддерживают требования протестующих и отказываются выезжать на рейсы до тех пор, пока власти не начнут диалог по поводу отмены системы.
А ЧТО В ДАГЕСТАНЕ?
Забастовка дагестанских дальнобойщиков стала самой массовой в России. По данным дагестанского координационного центра, в эти дни отказались выезжать на работу 99% всех машин. Водители жалуются, что власти их никак не поддерживают, и что им не на что кормить семью. Многие из них выехали на федеральную трассу «Кавказ», чтобы выразить протест своим видом и присутствием. На месте дежурят отряды полиции и бойцы Росгвардии на бронетранспортерах. Дагестанские полицейские при этом сочувствуют дальнобойщикам, но из-за страха лишиться работы не принимают их сторону.
Начался протест с автопробега, в котором приняли участие около 600 машин. После пробега с протестующими встретился замглавы минтранспорта Дагестана, но он сказал, что в отмене «Платона» региональные власти им ничем помочь не смогут. Дальнобойщики продолжили стачку, и при попытке устроить повторный пробег полицейские и Росгвардия перегородили им дорогу БТРами и колючей проволокой. На просьбу разойтись по домам и прекратить протест водители ответили отказом.
Дальнобойщики Дагестана заявляют, что у них нет лидера и что они вышли на забастовку только потому, что им надоело работать себе в убыток. Несмотря на это полиция уже задерживала председателя Объединения перевозчиков Дагестана Рустама Маллагомедова. После пресс-конференции в медиацентре «Новой газеты» его без лишних слов увезли в отделение ОВД и вскоре выпустили без предъявления обвинений.
ЧТО ГОВОРЯТ ВЛАСТИ?
Чиновники на местах реагируют на протесты и забастовки очень негативно. Например, в Саратовской области министерство транспорта многозначительно заявило, что «если позиция грузоперевозчиков останется неизменной, вряд ли для российских дорог наступят лучшие времена». Места стоянок большегрузов местные власти согласовывают только в безлюдных и отдаленных местах. При этом дальнобойщиков открыто просят протестовать так, чтобы их никто не видел и не слышал. В большинстве СМИ и на телевидении акции водителей никак не освещаются.
В прямой контакт с дальнобойщиками высокопоставленные чиновники не вступают. Судя по всему, региональные власти решили, что если закрыть глаза на проблему, то она исчезнет сама собой. Федеральные власти тоже на действия дальнобойщиков никак не реагируют. Открыто в поддержку водителей выступила только КПРФ. Депутат от партии Валерий Рашкин, как и год назад, снова встречается с дальнобойщиками и обещает им передать их требования президенту.
ЧТО ГОВОРЯТ ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ?
Многие люди с сочувствием отнеслись к акциям дальнобойщиков. Они считают, что протестующие водители сейчас отстаивают интересы всех россиян. Ведь повышение сборов «Платона» обязательно скажется на цене перевозимых товаров, а значит, расплачиваться за них придется не только водителям, но и потребителям. В регионах люди всячески помогают бастующим дальнобойщикам: они приносят к ним на стоянки теплую одежду, одеяла, продукты и чистую воду. А в Питере вчера даже прошла акция в поддержку протестующих водителей, организованная движением «Солидарность». Организаторы раздавали листовки с информацией о «Платоне» и протестном движении, трех человек задержала в итоге полиция.
Пост о том, как все начиналось в 2015 году