Почему микрорайоны – это ужасно



Недавно вышло хорошее интервью декана Высшей школы урбанистики Алексея Новикова, который доступно объяснил, почему спальные районы — это плохо. Речь идёт в основном о Москве, но аргументы легко применимы к любому постсоветскому городу. Привожу ту часть интервью, которая касается как раз микрорайонной застройки:



В чем главная проблема Москвы с точки зрения урбанистики?

Спальные районы. Большую часть города построили в советской идеологии: административный центр, какие-то промышленные зоны и огромный спальный район. Получается воронка: плотность населения в центре очень низкая и растет к окраинам. Это была бы не проблема, если бы плотность деловой и коммерческой активности распространялась подобным же образом. А она идет ровно наоборот: пик в центре и дефицит на периферии.

Еще одна проблема спальных районов — строительный бум, который продолжается, несмотря на кризис. Порождение «голландской болезни»: в страну приходят деньги от продажи энергосырья, и в условиях мелкого рынка ценных бумаг и неустойчивой банковской системы их направляют в актив, который считается надежным. Поскольку спрос на жилье практически не ограничен, девелоперы продают квадратные метры вместо того, чтобы продавать качественную среду.



Жителям спальных районов проще потратить два часа в пробке, добавить себя к этой пробке, но уехать в торговый центр, чтобы удовлетворить свои потребности и развлечься. Это колоссальные потери времени и экологические издержки. Спальные районы — бремя на экономике всей страны, там не может расцвести малый и средний бизнес. Все говорят, что бизнесу мешают коррупция и административные барьеры. Да, действительно, но куда больше — городская планировка.



Спальные районы — более серьезная проблема для бизнеса, чем коррупция?

По масштабу влияния — гораздо, гораздо. Я уверен, что если бы городская среда в Москве была устроена по-другому, коррупция свелась бы на нет. По плотности населения Москва почти догнала Дакку, самый густонаселенный город в мире, но плотность застройки очень рыхлая.



Можно эту проблему решить?

Нужно наращивать центры деловой активности в спальных районах. Настоящий подарок — старые промышленные зоны, вроде «Серпа и молота» и ЗИЛа, которые могли бы стать центрами занятости для жителей окраин.



Нужно создавать хорды и избавляться от перепробегов — а это четвертая часть всех утренних перемещений. Грубо говоря, люди едут из точки А в точку Б через центр, делают крюк. Представьте, в вагоне метро может быть на четверть людей меньше, если между точками А и Б появится хорда. Она сейчас возникает в виде Московского центрального кольца, но должны быть и другие.

Очень может помочь линейный центр вдоль Москвы-реки, который пока существует только в проекте. Благодаря извилистости реки, центр выйдет в периферийные районы и сможет создать то качество центральности, которое нужно людям.

В чем вы видите преимущества Москвы?

В первую очередь, огромное неиспользованное пространство; из него можно сделать симпатичную перепланировку спальных районов. Правда, никто не знает как. Во-вторых, очень повезло с расположением промышленных зон, с рекой и старой железнодорожной инфраструктурой, которую можно использовать как каркас для общественного транспорта.

Затем, Москва — это сильно социально перемешанная среда. Нет чудовищного гетто, как, например, в Вашингтоне, когда зашел в другой квартал, а там совсем глухо и тяжело. Где-то похуже, где-то получше, но бросающегося в глаза неравенства и, тем более, сегрегации, закрепленной в территории, у нас нет. Это, может быть, единственное, что осталось хорошего от советского времени.



<...>

Как вы относитесь к политике Собянина? Он делает скорее хорошо или скорее плохо?

<...>

Второе, что замечательно, — вытеснение автомобилей из города. Возьмем платную парковку в спальных районах, которая, по сути, никакого отношения к парковке не имеет. Эта инициатива призвана выдавить желание купить второй автомобиль и желание вообще иметь автомобиль, если есть возможность его не иметь. Да, это идет через неудобства и искреннее возмущение, но это самая мягкая мера, которую только можно придумать.



<...>

А этот абсурдный присоединенный кусок — Новая Москва, который оттягивает ресурсы у города совершенно не на то. Я считаю, это самое идиотское решение в мире, и сейчас мы все понимаем, насколько идиотское. Референдума никакого не было, решение приняли скоропалительно — от идеи до ее реализации прошло максимум полгода. Но, постойте, вообще-то такие вещи годами обсуждают: нужно нам это или нет, хотим или не хотим.

Район застраивается безумными квадратными метрами без нормальной социальной инфраструктуры. Предыдущие власти Московской области выдавали в этом месте разрешения на строительство пачками, зная, что там будет Москва и цена домов вырастет.

<...>

Полная версия интервью — на "Снобе", там затрагиваются и другие вопросы.

Страх и ненависть в Петербурге: Западное Мурино
Жуткий Петербург: ЖК "Новая Охта

Дом-хуй


Новые районы Питера. Хотели бы так жить?
Почему многоэтажные спальные микрорайоны – это плохо
Что делать с Парнасом и подобными жилыми комплексами?

Открытка из ада

Новые районы в Подмосковье. Хотели бы так жить?
Новые районы Китая (китайский Парнас): хотели бы так жить?

Район будущего в Пхеньяне: хотели бы так жить?
Рим: ужасные панельные районы!

Советское наследие в Праге и что с ним сделали чехи

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 150
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Все правильно написано.

Такие районы как Парнас, Мурино или Кудрово убивают города. Это тупик! И никакая армия прикормленных застройщиками пиарщиков не сможет убедить в обратном.

Настало время отказываться от будущих муравейных гетто и двигаться дальше.

Edited at 2017-02-07 15:19 (UTC)
Дебилам — дебильные микрорайоны
Что значит настало время? С чего вдруг, если 10 лет назад строили муравейники, и 50. С чего вдруг резко настало?!

Муравейные гетто — это российский образ жизни, это часть культуры и это надо принять.
"Эта инициатива призвана выдавить желание купить второй автомобиль и желание вообще иметь автомобиль, если есть возможность его не иметь."

ДОООО!!! Это самая идиотская инициатива! Проблему она не решает никак. Им просто денег хочется побольше в бюджет из воздуха
Лосиный Остров использован, там парк. А вот пустыри между панельными муравейниками - не используются и наполовину
Кто-то скажет, а зачем вообще нужны такие огромные города как Москва, если они ничего кроме отбросов не производят?

Edited at 2017-02-07 15:30 (UTC)
На фотках новостройных микрорайонов - совершенно шикарное по московским меркам количество парковочных мест. Определенно хочу так жить)
Илья, когда уже в Воронеж? Губернатор заявил об "архитектурном бандитизме" в городе, главный архитектор под подпиской о невыезде, каждая стройка последних лет сопровождается скандалами, уголовным делами и митингами, а какие у нас новые ЖК и микрорайоны!!! Пропустишь все самое интересное!
Зялт передергивает.
Чисто спальные районы - плохо, даже если они квартальные по планировки.
Микрорайоны - вполне хорошо.
Забугром никто эти ваши кварталы за пределами исторического центра особо не стремится строить. Люди не хотят жрать г-но, даже если его активно хвалят.
Сильное преобладание центра над другими районами, это очень неприятная проблема многих городов, там вся концентрация жизни, работы и досуга. Хорошо когда в городе есть альтернативные центры, а также точки притяжения в каждом из районов, вместо унылой скукатени

Edited at 2017-02-07 17:45 (UTC)
В США тоже полно спальных районов, только в силу малоэтажности застройки нет такой концентрации населения в одном месте. За исключением мегаполисов, разумеется.
США - далеко не идеал, и Зялт никогда не говорил что они идеальны. Просто они многие вещи поняли чуть раньше, чем у нас, ну просто потому что столкнулись с этим раньше. Типа автомобильного кризиса и необходимости в первую очередь ОТ развивать. А у нас машина всё еще вещь очень статусная.
пробянин уже давно дал старт незаконной, точечной застройки города.
уже палку за гаражами не кинешь. а лимита все прет и прет в белокаменную...
Есть города где районы состоящие из 9 и 16 этажек построенных в 70-80 годы, довольно хорошо благоустроены и чисты. Там большие дворы,футбольные площадки,рынки,школы,дет сады,универмаги,супермаркеты,школы и даже ВУЗЫ.
+ частные и государственные клиники,троллейбусы,трамваи,бюветы с водой,пиццерии,светофоры, нормальные тротуары без луж и разбитой дороги и много других плюсов

хотя предпочитаю жить в частных домах, за городом где тихо

Edited at 2017-02-07 16:19 (UTC)
← назад