"Победа": обычный лоукостер или жлобы?
Давным-давно, когда деревья были большими, а в самолетах разрешали курить, никаких лоукостеров не было. Правила авиаперевозок были весьма либеральными. Можно было проносить что попало на борт, сдавать бесплатно своё барахло в багаж, пить-курить и вообще надеяться на нормальный сервис. Например, пассажиров всегда кормили на борту, а иногда даже наливали алкоголь.
Конечно, такие услуги были условно бесплатны. Просто в стоимость каждого билета уже была включена еда, провоз багажа и другие радости. В какой-то момент экономные авиакомпании придумали сделать билеты дешевле. Они просто выкинули из стоимости билета всё лишнее, предложив пассажирам покупать необходимые радости за дополнительную плату. Хотя первый лоукостер появился ещё в 1949 году, массовое развитие такая бизнес-модель получила только в конце 90-х.
Авиакомпании экономили деньги не только на услугах, предоставляемых пассажирам, но и на обслуживании рейсов. Например, сегодня в Европе для лоукостеров строят отдельные терминалы (обычно что-то вроде ангара), где нет вообще ничего. Посадка в самолет из таких терминалов осуществляется пешком через специальные коридоры. Это позволяет экономить на телетрапах и автобусах. Если специального терминала нет, то пассажиров повезут на автобусе (не из вредности, просто так дешевле), а самолет поставят на самую дальнюю и дешевую стоянку. Опять же, аэропорты лоукостеры выбирают подешевле, что не всегда удобно пассажирам. Зато комбинация различных уловок позволяет сделать цену билета очень привлекательной для пассажиров.
В России первый лоукостер появился в 2006 году, им стал SkyExpress, потом на рынок пришла "Авианова", но, проработав несколько лет, обе авиакомпании разорились. Третьим российским лоукостером стала любимая вами "Победа"!
Из-за бизнес-модели "Победы" постоянно возникают адские скандалы. Но на всю критику "Победа" отвечает: "Я лоукостер, я так вижу!" Я много летаю, в том числе и лоукостерами, и хорошо знаю, как у кого устроены правила. Действительно ли "Победа" – классический лоукостер, или это просто жлобы с большой дороги, которые издеваются над пассажирами?
Откуда лоукостеры летают?
Как я уже писал, обычно лоукостеры стараются летать в наименее загруженные аэропорты: это помогает им экономить на аэропортовых сборах. В качестве примера можно привести лоукостер WizzAir, который летает в отдаленный польский аэропорт Катовице, Ryanair, прилетающий во французскую коммуну Брив с населением 300 жителей, и EasyJet, совершающий рейсы на отдаленный португальский островной город Понта-Делгада. Многие из используемых лоукостерами аэропортов просто находятся далеко от городов, что может быть очень неудобно для пассажиров. Например, из главного лондонского аэропорта Хитроу можно удобно и быстро добраться до города. Туда даже метро ходит, так что билет будет совсем недорогим. Но если вы в Лондон прилетите бортом EasyJet, то готовьтесь потратить на дорогу до города куда больше денег и времени.
Здесь "Победа" выглядит куда лучше своих иностранных коллег. Пока она летает из Внуково. Но, перефразируя известный гэбэшный мем: "Если вы летаете из нормального аэропорта – это не ваша заслуга, а наша недоработка". Возможно, в ближайшее время "Победа" отправится в ссылку в недавно открывшийся аэропорт в Жуковском.
Регистрация в аэропорту
Все лоукост-компании стремятся снизить расходы на содержание большого штата сотрудников. Это та причина, по которой один и тот же работник может быть одновременно и оформителем на стойке регистрации, и бортпроводником, и уборщиком. Чтобы ещё сильнее урезать траты, лоукостеры стремятся насовсем отказаться от содержания стоек регистрации в аэропорту и побудить людей регистрироваться самим в интернете. Для этого многие компании делают регистрацию на стойках платной. Другой вариант – оставить ее бесплатной, но сократить время ее работы. Для этого нужны бонусы типа того, что есть у EuroWings: при самостоятельной регистрации на рейс его клиенты получают право самим выбирать себе место.
У EasyJet, например, регистрация в аэропорту вообще не предусмотрена. А вот "Победа" позволила себе сделать ее бесплатной. Экономии от этого никакой, а все расходы, естественно, заложены в начальную стоимость билета.
Одно время у Ryanair печать посадочного талона в аэропорту стоила 70 фунтов!!!! Я так попал с ними. Приезжаю в аэропорт, иду к киоску самостоятельной регистрации, а там говорят – 70 фунтов! Просто за печать!!! При том, что билет стоил 30 фунтов. На эту тему было много скандалов, и сейчас они сделали правила не такими жесткими.
Выбор места
Возможность выбора мест в самолете – одна из основных категорий, на которых зарабатывают лоукостеры. Если при регистрации на рейс обычной авиакомпании вы можете попросить посадить вас рядом с женой или выделить место у окна, то с лоукостерами так не получится: за это придется платить. Цена будет зависеть от того, какое место вы выберете: у окна, у прохода, в хвосте самолета или в середине. Единственное исключение из тех лоукостеров, которые я сравнивал, – это немецкий EuroWings. Он дает возможность самому выбрать место при онлайн-регистрации. Так он приучает своих пассажиров регистрироваться самостоятельно и сокращает расходы на содержание стоек в аэропорту.
Насчет недавнего скандала с "Победой": по разным частям самолета семьи рассаживает не только российский лоукостер, но и все остальные подобные компании. Но всегда есть вероятность, что добренькая стюардесса уже в салоне самолета разрешит вам сменить свое кресло на кресло такой же категории. В "Победе" добреньких нет. Я всегда себе выбирал места при регистрации и не в курсе, насколько принципиальны другие авиакомпании. Кто летал европейскими лоукостерами? Расскажите, как с этим обстоят дела.
Багаж
Самолеты лоукостеров не могут просто так стоять на стоянке – это дорого. Так что летают они постоянно, как маршрутки.
Экономия на парковке также является причиной платного провоза багажа. Чем больше пассажиры сдали багажа, тем больше времени уйдет на его погрузку, и тем больше авиакомпании придется заплатить за стоянку. Поэтому все зарубежные лоукостеры принимают багаж только за деньги. И стоимость его провоза растет в зависимости от веса и количества чемоданов.
С "Победой" в этом случае все наоборот. Опираясь на Федеральные авиационные правила, российский лоукостер дал возможность своим пассажирам провозить бесплатно сумки весом до 10 кг. Но по правилам авиакомпании бесплатно это будет только в том случае, если сумки будут сданы в багаж. То есть "Победа" даже не пытается сэкономить на пребывании в аэропорту и, более того, тратит деньги на содержание стоек для приема багажа.
Сама авиакомпания объясняет это тем, что чем меньше пассажиры возьмут с собой барахла в ручной клади, тем быстрее они будут заходить в салон и освобождать его после полета. Но мне такой аргумент кажется сомнительным.
В любом случае, 10 кг бесплатно в багаже – это большой плюс по сравнению с иностранными коллегами.
Ручная кладь
Чтобы компенсировать для своих клиентов траты на перевозку багажа, все иностранные лоукостеры, которыми я летал, сделали провоз ручной клади в самолетах бесплатным. По их нормам в салон можно взять с собой небольшой чемоданчик максимальным весом примерно от 7 до 10 кг.
Свои требования лоукостеры соблюдают буквально и очень жёстко. Показательный случай произошёл с Максом Верником, когда в 2013 году мы с ним пытались улететь из Лондона в Дублин. Ryanair запретил ему садиться в самолёт с объективом 70-200 на поясе, требуя либо убрать его в рюкзак, либо доплатить 60 фунтов как за дополнительное место ручной клади. Самое весёлое, что наличкой у нас оставалось только 50 фунтов, карты они не принимали, а идти до банкомата запретили. В Дублин мы этим рейсом так и не улетели.
"Победа" до сих пор действует схожим образом. Она жалуется, что законодательство обязывает ее бесплатно перевозить и 10 кг багажа, и ручную кладь в виде пресловутых "дамских сумочек, портфелей, папок для бумаг, зонтиков" и дальше по списку.
Чтобы хоть как-то заработать на багаже, российский лоукостер начинает интерпретировать понятия обозначенных в этом списке вещей слишком буквально. Вспомните хотя бы недавний судебный спор по поводу того, можно ли считать женский рюкзачок дамской сумочкой или нет. Если хоть один из предметов не вписывается в индивидуальное представление "Победы" о бесплатной ручной клади, то она заставляет пассажира его оплачивать или сдавать в багаж.
Тот аргумент, что погрузка багажа увеличивает время стоянки в аэропорту, тут не работает. Напротив, гендиректор "Победы" заявил, что чем больше у пассажиров ручной клади, тем дольше они высаживаются и рассаживаются, а это в свою очередь влечет дополнительные расходы на стоянку.
Но "Победа" пошла еще дальше, и теперь они требуют деньги за пакеты из дьюти-фри. Это мегажлобство, никто так не делает.
Еда
Чтобы снизить цену билета и сэкономить на расходах, лоукостеры переводят привычные для обычных авиакомпаний бортовые услуги в разряд платных. Например, они начинают зарабатывать на продаже еды. Есть авиакомпании, которые предлагают включить перекус в список оказываемых услуг сразу при бронировании билета, у других компаний купить еду можно только на борту. Доходит до того, что некоторые лоукостеры начинают продавать не только напитки и готовые обеды, но и другие товары типа духов и бутылок алкоголя.
"Победа" снова не в теме. Ее руководство считает, что продажа еды на борту приведет только к дополнительным тратам. Поэтому ее пассажиры летают голодными.
Впервые вижу лоукостер, где даже за деньги нельзя купить еды!
Так что в итоге?
У меня к "Победе" два главных вопроса: какого хрена нет еды и почему нельзя бесплатно провозить ручную кладь?! Особенно хреново это выглядит с пакетами из дьюти-фри. Из-за этого "Победа" смотрится значительно хуже других европейских лоукостеров.
В целом же, любой полет на лоукостере – это определенное унижение. Вы получаете скидку в обмен на комфорт. С лоукостерами надо быть начеку! Замешкался, не посмотрел на правила – разорят!
К счастью, всегда есть альтернатива.
Рассказывайте, какими лоукостерами вы летали, где какие правила удивили и каким было отношение к вам )