Фильм «Берегись автомобиля» 50 лет спустя
Полвека назад, в мае 1966-го, вышел в свет фильм «Берегись автомобиля» – одна из известнейших картин Эльдара Рязанова. В честь юбилея киноленты «Живая Москва» решила пройтись по главным местам, ставшим декорациями для фильма, и посмотреть, как они изменились за последние 50 лет. Осторожно, спойлеры!
-=Пост подготовлен редакцией "Живой Москвы"=-
В начале 12-й минуты фильма Деточкин стоит у автомобиля клиента, к которому приезжал оформлять страховку. Дело происходит между домом №2А по Смоленской набережной и Смоленским метромостом, по которому как раз проходит поезд. Метромост сохранился до сих пор, но не в таком виде. Часть моста накрыта галереей, так что теперь поезда уже увидеть нельзя, только услышать. Справа сейчас построена тяговая подстанция, которая примыкает прямо к метромосту. Здание в стиле позднего сталинского ампира позади стоит до сих пор с одной лишь разницей: теперь на его фасаде появились кондиционеры и спутниковые тарелки.
Деточкин разговаривает с хозяином машины, которого играет Андрей Миронов. Кстати, что интересно, мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, на которую положил глаз главный герой, впоследствии стала знаменитым «такси на Дубровку» Папанова в фильме «Бриллиантовая рука» и такси героя Ефремова в фильме «Три тополя» на Плющихе». В этой сцене хозяин автомобиля радостно бегает вокруг своей «Волги» и предлагает Деточкина подвести, но тот отвечает, что им не по пути. На заднем плане ещё виден дом, сейчас его не видно из-за крытой галереи. Поезда в кадре тут тоже проезжали, но сейчас их тут уже не увидишь: всё закрыто. От светильников вдоль моста остались только вазы, в которые они были вмонтированы. Забавно, но это место сохранило свой характер и сейчас. Гаражи, попавшие в фильм, продолжали тут стоять еще долгое время. Теперь их тут уже нет, но автомобили до сих пор продолжают парковаться на этом месте и даже делают это в куда больших количествах.
Середина 13-й минуты. Хозяин «Волги» Дима Семицветов, которого играет Андрей Миронов, приезжает в комиссионный магазин, в котором он работает. Это уже снималось на Сретенских воротах, дом стоит по линии Сретенки, на пересечении с Бульварным кольцом – одно из ключевых мест в фильме. Сейчас здесь находится магазин подарков.
Двадцатая минута. Место действия то же: Сретенские ворота. Слева – храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, который при советской власти использовался сначала как музей «Советская Арктика», а затем как музей «Морской флот СССР». Виден и всё тот же легендарный троллейбус СВАРЗ-ТБЭС, движущийся в сторону центра. Сейчас храм вернули обратно верующим, а движение на улице сделали односторонним. Что касается троллейбуса, он продолжал движение вплоть до этого месяца: 2 мая его убрали.
Один из ключевых моментов фильма: спешащий прохожий подбегает к «Волге» Димы Семицветова, в которой сидит Деточкин, пытаясь её угнать. Тогда у последнего ничего не вышло из-за сигнализации, а вот прохожий подставился, так как остался сидеть в «Волге» в качестве пассажира. Место знаковое, так как Дима сюда приезжал в комиссионный магазин на Сретенских воротах и ставил сюда машину. В принципе, Диму можно понять: от его дома до Сретенских ворот в каком-то смысле удобнее добираться на личном транспорте. От Чистых прудов ещё и пешком идти надо, а тут прямо у магазина. И кто бы мог подумать тогда, что здесь на месте запаркованной машины будет велодорожка.
Полчаса киноленты позади. Вновь возвращаемся к Смоленскому метромосту. Тут Деточкин попытается угнать машину уже во второй раз, правда, опять безуспешно. В этот раз хозяин оказался предусмотрительнее и положил в машину капкан, поэтому пока все в квартире веселились под музыку, под неё же можно было видеть бедного Деточкина, попавшего ногой в капкан. В кадре все выходят из подъезда, это тот самый дом 2А на Смоленской набережной у Смоленского метромоста. Сейчас дверь в подъезд здесь стала обычной железной и без стекол. Появился козырёк, а тротуар рядом теперь имеет общий уровень с проездом. Цоколь дома покрашен и отштукатурен: всё стало гладким и сплошным, без границ отделки. Больше всего удивляет точность места съёмки. Именно в этом доме, из окна квартиры, действительно можно увидеть то место, где хозяин хранил машину до покупки гаража.
Поворачиваем голову направо, практически это же место. Цоколь дома тут уже не такой гладкий и сохранился в прежнем виде. Правда, весь тротуар теперь запаркован. Вообще, машин практически везде стало больше. Вот тебе и «Берегись автомобиля». На заднем плане – подстанция метро, примыкающая к метромосту. Раньше она находилась в 1-м Смоленском переулке, а потом её перенесли сюда. Сцена снята между этим домом и поликлиникой МИДа.
Спустя час и тринадцать минут с начала фильма Деточкин передумывает расставаться со своим комплектом угонщика автомобилей. Сцена снималась на отмели Раушской набережной, рядом с которой есть небольшой спуск и причал у моста. В 1970-е годы здесь еще купались люди, сейчас только если очень пьяные, о чем, возможно, намекает оставленная у подъема бутылка вина.
Сцена, предшествующая той, в которой Деточкин будет пытается оторваться от Любы, гонящейся за ним на троллейбусе (что еще раз подтверждает преимущества общественного электротранспорта перед автомобилем). Сразу после съемки фильма, в 1967 году, на этом месте построили Самотечную эстакаду.
Немного погодя – завершение той же сцены погони троллейбуса за «Волгой». Что интересно, по фильму они едут в одном направлении, а по факту получилось, что им бы пришлось развернуться на Садовом и поехать обратно к Сухаревской, от которой они ехали в сторону Самотёчной. На этом моменте Люба делает резкий поворот на троллейбусе, и у него слетают рога. Троллейбус не смог продолжить погоню, так как Большой Каретный переулок не оборудован контактной линией. Сейчас в кадре популярная модель троллейбуса наших дней – «Мегаполис». Правда, он едет прямо по Садовому, а не поворачивает направо. Переулок практически не поменялся, разве что отделку дома слева слегка отполировали. В остальном тут как везде, только стало больше припаркованных автомобилей. Удивительно, что сохранились и бетонные ограждения тротуара. В каком-то смысле эта сцена указывает на печальную закономерность: в гонке между автомобилем и троллейбусом последний может победить, но ему не хватает контактной линии.