Небоскребы на Красной площади.
Вчера мы спорили нужны ли Москве небоскребы? Результаты проведенного опроса показали, что 82 процента моих читателей хотят видеть прекрасные современные небоскребы в Москве. Сегодня, продолжаю тему, хотелось бы обратиться к самым первым проектам московских небоскребов. Еще до строительства знаменитых сталинских высоток, Москву планировалось украсить высотными зданиями из стекла и бетона. Глядя на архитектурные проекты архитекторов конструктивизма, сложно представить, что они могли возникнуть в 30-х годах прошлого века, они настолько опередили свое время, что не утратили актуальность и сегодня. Один из самых спорных и невероятных проектов проектов стало здание Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве.
Заявленная площадь строительства в 4 гектара предполагала снос нескольких старых улиц. Площадку выбрали, примыкающую к Красной площади, как раз напротив Мавзолея, на месте, где сейчас стоит ГУМ. На его месте предполагали построить Наркомтяжпром, образец советского правительственного здания. Одним из самых ярких проектов, представленных на конкурс, был проект архитектора Ивана Леонидова.
"Я считаю, что архитектура Кремля и Василия Блаженного должна быть подчинена архитектуре Дома Наркомтяжпрома, а само здание НКТП должно занять центральное место в городе." И. Леонидов. Из пояснительной записки к проекту.
К сожалению, это прекрасное здание не было построено. Возможно, случить обратное, сейчас не было бы столько шума по поводу Сити, Охта-центра и т.д., а Москва была бы совсем другой. Или лучше ГУМ?
Исторические мотивы должны быть композиционно подчинены принципу художественного контраста этому ведущему объекту…
В проекте центром композиции являются высотные башни, выбор которых обусловлен соображениями функциональными и архитектурными (требование стройности, композиции, движения, пространственности, величины). Низкие части здания (зал, трибуны, выставки, задний корпус) по своей высоте отвечают окружающей архитектуре и композиционно строятся в ограниченном контрасте нижнего плана.
Башен три. Первая – прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции (нержавеющая сталь).
Круглая башня задумана, как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал – стеклянный кирпич, что дает возможность сохранить цельность формы используя фактурные эффекты необычайного материала… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун.
Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах.
Красная площадь делится на две террасы, находящиеся в разных уровнях, что дает возможность при военных парадов добиться новых эффектов (например, пустить в одной плоскости танки, в другой кавалерию…)
Террасообразный принцип решения площади обеспечит и хорошую видимость Мавзолея.
Три разные по высоте и силуэту башни, соединенные между собой на разных высотах переходами должны были быть видны со всей Москвы и её окраин. По вечерам одна из башен, с полностью стеклянным фасадом, создавала бы космическое зрелище.