Улицы, с которых ушёл троллейбус
За десятилетия существования московского троллейбуса его сеть стала самой большой в мире. Однако, начиная с 1990-х годов, она стремительно уменьшается. В последнее время троллейбус просто исчезает с московских улиц.
-=Текст подготовлен редакцией Живой Москвы=-
Троллейбусная сеть Москвы все еще остается крупнейшей троллейбусной сетью в мире, несмотря на потери, которая она пережила за последние годы. Она была запущена 15 ноября 1933 года и является шестой из самых старых работающих сетей в мире. До сих пор функционирует большое количество как обычных пассажирских линий, так и служебных. За советские годы троллейбусная сеть разрослась до огромных масштабов. Троллейбус тогда считался самым перспективным видом транспорта, так как считалось, что он сочетал в себе лучшие качества автобуса и трамвая: мобильность и экологичность. В то время были даже грузовые троллейбусы. Троллейбус развивался вплоть до 1990-х, а новый подвижной состав продолжал приходить до 2013 года.
Относительно недавно были планы строительства новых троллейбусных линий, включая такие вылетные магистрали, Можайское и Волоколамском шоссе, но их так и не воплотили в жизнь. Если сравнить, сколько было троллейбусных линий в конце 1980-х и в наше время, то предстанет довольно печальная картина. Увы, но в центре с конца 1980-х было закрыто действительно много линий, а значительное число маршрутов укоротили. Сейчас над московским троллейбусом повисла еще большая угроза. Сначала были разговоры в 2010-м году о ликвидации троллейбусного движения в пределах Садового кольца, когда обсуждали "План борьбы с пробками", но от этой идеи отказались. Помимо этого, отказались от строительства троллейбусного парка в Митино, а троллейбусный парк в Новокосино стал автобусно-троллейбусный. Более того, закрыли 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова на Лесной улице, и уже вряд ли возьмутся за строительство парка в Марьино, где для него в своё время была зарезервирована территория. Теперь городские власти планируют вообще убрать троллейбус из центра. Это происходит практически без экспертного и общественного обсуждения. Таким образом Москва рискует не только потерять свое первенство среди самых троллейбусных городов мира, но и остаться вообще без этого вида транспорта. Например, в 1993-м году было закрыто движение троллейбуса на Манежной улице. Сейчас он ходит только по Моховой.
По Большой Никитской от Бульварного кольца до Моховой улицы ходило три троллейбусных маршрута, которые теперь закрыты. Были троллейбусы и на Малой Никитской улице. На обеих улицах движение было закрыто 15 августа 1989 года, и лишь частично оно восстанавливалось в 2004-2007 годах между Никитскими воротами и Кудринской площадью, после этого провода оставались висеть отключёнными от сети до реконструкции улицы в 2015 году. После этого контактную сеть убрали, а проезжую часть сузили. Сейчас с общественным транспортом на улице не густо - работает только два автобусных маршрута от Кудринской площади до Бульварного кольца.
В советские годы по Большой Дмитровке ходило сразу два троллейбусных маршрута: №12 и №20. В начале 1990-х 12-й маршрут перенесли на Тверскую улицу, а 20-й сократили до Белорусского вокзала. В настоящее время общественного транспорта тут вообще нет. Во многом на это повлияла и реконструкция улицы, после которой были убраны все провода, в том числе и контактная сеть. Без нее восстановить движение троллейбуса на этом участке теперь куда сложнее.
Петровку не затрагивала кардинальная реконструкция, хотя годы тут поменяли многое. Движение троллейбуса здесь прекратилось, так же как и на Большой Дмитровке, в начале 1990-х. Теперь наземного общественного транспорта тут нет вообще.
На Неглинной линию сняли в феврале 1991-го, однако долгое время продолжал работать участок от Трубной улицы до Рахмановского переулка. Недавно закрыли и его. Оттянутый разворот у Рахмановского переулка был отключен от сети в ночь с 5 на 6 октября 2012 года. И тут наземного общественного транспорта больше нет вообще.
Проходили троллейбусные линии и у «Детского мира»: по Пушечной, Рождественке и Кузнецкому мосту. До того же «Детского мира» можно было доехать прямо с окраин, не заходя в метро, около него же они и разворачивались по перечисленным улицам.Остается только представлять, насколько мастерски водители разворачивались здесь на сочленённых троллейбусах с «гармошкой»Сейчас представить троллейбус на этом участке довольно сложно, учитывая, что эти улицы небольшие, а местами вообще пешеходные. Движение на Пушечной закрыли 1 июня 1998, а последний участок контактной сети перестал работать в январе 2003 года. Его сняли только 2012-ом при обустройстве пешеходной зоны на Рождественке. На старой фотографии можно увидеть необычную модель троллейбуса Ikarus-280T, сделанной на базе автобусного кузова, таких в Москве было всего несколько штук, последний экземпляр проработал на линии до 2008 года.
А вот и грузовой троллейбус. На Рождественке такими пользовались для подвоза товара в «Детский мир». Сейчас наземный общественный транспорт остался тут только на Театральном проезде.
На Усачевской улице расформировали 5-й троллейбусный парк. Процесс начался осенью 2003-го. Тогда была убрана большая часть маршрутов и машин, но еще около года парк продолжал свою работу, обслуживая оставшиеся троллейбусы. Территорию полностью освободили в ноябре 2004-го, а в апреле 2005 его уже снесли. Сейчас на его месте коммерческая недвижимость, офисы и музей «Автовилль», а ближайший наземный общественный транспорт ходит на Комсомольском проспекте и Большой Пироговской.
Линия на Варварке жила вплоть до 2014-го года, но работала в последнее врем в качестве служебной. Пассажирское движение было закрыто еще раньше. Тут проходили рейсы 63 маршрута из парка от Нагатинской улицы до Китай-города. Сейчас движение по ней невозможно, так как ведущая к ней линия идет по Пятницкой улице в Замоскворечье, а там контактную сеть демонтировали еще в 2014 году. С тех пор остатки контактной сети на Варварке простаивают и не используется вообще. Что интересно, в апреле 2014 года, перед закрытием троллейбуса на Пятницкой, дублирующий его автобусный маршрут № 25 продлили от Красной площади по Варварке и до Лубянской площади, хотя контактная сеть позволяли сделать тоже самое и с троллейбусом. Вместе с отменой троллейбусного движения по Пятницкой, перестал ходить и троллейбус на Большой Ордынке. Правда, на последней ещё можно было проехаться на троллейбусе ещё около года, рейсы 63 маршрута ходили через эту улицу в парк. Во время реконструкции улицы в 2015 году контактная сеть на ней была также демонтирована.
Линию на Маросейке тоже закрыли в 2014-м году. В начале 2000-х здесь даже ходили большие «гармошки». Теперь ходит только автобус «25Т», хотя еще недавно было сразу два троллейбусных маршрута. Когда демонтировали контактную сеть, обещали что здесь пустят троллейбусы с автоматическими штангами и с длинным автономным ходом, которые будут проезжать улицу без проводов, но пока этого так и не произошло. Теперь вместо троллейбуса здесь только автобусы и маршрутки.
Живая Москва работает совместно с m24.ru