Новый район в Ашхабаде, Туркменистан



Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Сегодня вынужден вас расстроить… Ваша любимая серия постов про Туркменистан подходит к концу, и я публикую последний отчет. Все, что удалось узнать за 4 дня пребывания в стране, я вам рассказал. Сейчас есть идея собрать все материалы в один большой пост, дополнить его комментариями жителей Туркменистана и, возможно, перевести все это на другие языки. Это будет небольшой подарок туркменской пропаганде, которая сможет выдохнуть и сказать: «Ну, теперь все понятно, кто заказчик! Раз на английский перевели, значит Госдеп все проплатил!»

Закончить серию постов про Туркменистан хочу репортажем из новых жилых районов. Огромные кварталы малоэтажных домов сейчас вырастают на окраине Ашхабада. Это жилье для тех, чьи дома сносят в центре. Квартиры здесь дают бесплатно. Район считается неплохим, несмотря на то, что находится на отшибе. Качество жилья здесь хорошее, квартиры больше, а до центра Ашхабада можно добраться за 15 минут на автобусе.

Район вызывает противоречивые чувства, как и все, что делают в Туркменистане. С одной стороны, жилье действительно качественное. Строят из дорогих материалов, все дома облицовывают белым мрамором, квартиры идут уже с отделкой. Нигде в России не строят такого жилья для переселенцев. У нас обычно всех пихают в муравейники дешевых панелек. Мне нравится, что все малоэтажное, в основном делают 4 этажа, иногда 5, это намного лучше, чем те же безумные 30-этажные панельные муравейники. Для города считаю оптимальным 6-8 этажей. С другой стороны, делают все по устаревшим градостроительным нормам середины прошлого века. Вот все эти кварталы, дворы, широкие проспекты, это все сошло с советских открыток. Все эти ошибки прошла и Европа, и Америка, и Россия. Во что потом превращаются такие дворы, мы с вами хорошо знаем. Учитывая, сколько денег туркмены тратят на строительство этих районов, они могли бы делать жилье совершенно другого уровня. Современное, комфортное, для людей. Но почему-то не делают.



01. Итак, стройка идет полным ходом. Дома монолитные, облицовка белым мрамором абсолютно всех домов. Богато.


02. Первое, что смущает – широченные проспекты в жилом районе. Типичная картинка из советских учебников по градостроительству. Сделаем шоссе, дублеры, подземные переходы. Чем это плохо? Во-первых, это шум и другой негативных эффект от машин. Широкие улицы — много машин, меньше комфорта для людей. Такую улицу труднее пересечь, нарушается связь между районами по разным сторонам улицы. Люди перестают ходить на другую сторону, так как это требует слишком много времени и сил. В настоящее время мировая практика такова, что в городской среде широкие улицы строить не принято. Магистрали городу нужны, но они должны быть полностью обособлены и не должны разрезать район на части.


03. Вот как все это добро выглядит сверху. Обратите внимание на следующую проблему. В новых районах слишком много пустырей. Все эти широченные площади и бульвары возле каждого дома и поля газонов всегда будут пустыми. Их дорого обслуживать, они как раз и создают впечатление мертвого города. Помните, я уже показывал вам пустые улицы. Здесь надо помнить, что все дома 4-этажные, и даже когда они будут полностью заселены, людей там будет жить не так много. Большие пустые пространства негативно воспринимаются человеком, их хочется быстрее покинуть.


04. Вот так это выглядит с земли. Очень низкая плотность застройки, огромные расстояния. Это плохо. Кроме того, туркмены продолжают совершать следующую ошибку советской градостроительной школы — деление районов на жилые и деловые. Опять же, вспомните города и районы, которые кажутся вам удобными. Развитые страны давно отказались от такой практики. Здесь слишком много негативных факторов. Во-первых, такие районы провоцируют массовую маятниковую миграцию внутри города, когда утром все едут в центр на работу, а вечером возвращаются к себе в гетто. Во-вторых, в таких районах невозможно развивать нормально бизнес, ведь здесь нет людей. Улицы всегда будут мертвыми, на первых этажах не откроются кафешки и магазинчики. В-третьих, в таких мертвых районах снижается уровень безопасности.


05. Именно поэтому в хорошем городе застройка должна быть смешанной (Mixed-use development). В районе все должно находиться в пешей доступности. Нельзя делать километры жилых домов. За примерами далеко ходить не надо, просто посмотрите исторический центр любого европейского города, ту же Москву. Здесь у вас будет сразу и офис, и магазин, и кафе, и жилой дом. У нас (и в Туркменистане) предпочитают не заморачиваться, а как в Сим-Сити лепить бесконечные кварталы однотипных домов с жильем. Так быстрее и проще. Потом вылезает куча проблем, но решать их будут другие поколения.


06. Следующая проблема, которая есть почти у всех новых туркменских домов — это гигантский цоколь. Зачем?! Запомните, для входа на первых этаж не надо подниматься по лестнице. Первый этаж должен быть в одном уровне с землей. Туркмены же очень любят лестницы, иногда цоколь делают несколько метров высотой, как здесь. Причем тут нет рельефа. Чем это плохо? Мы опять получаем мертвую улицу. Идя по тротуару, вы не видите витрин, не видите того, что расположено на первых этажах. Физически сложно подниматься каждый раз, а для многих жителей это становится непреодолимой преградой. Вы не зайдете случайно в магазин, так как не увидите его.


07. Абсолютно все дома с высокими цоколями. Следующая проблема в том, что первые этажи, выходящие на главную улицу, делают жилыми. В совокупности со всеми остальными проблемами, о которых я писал выше, это еще сильнее усугубляет ситуацию и делает город мертвым.


08. Улица — это общественное пространство. Фасады должны быть активными. В Ашхабаде не хочется гулять, хочется быстрее дойти из точки А в точку Б и скрыться в своем бетонном мешке. При этом опять же, обратите внимание, как все дорого сделано. Везде газончики, все растения с индивидуальным поливом, здания из мрамора. За эти деньги можно было бы сделать шикарные районы, не хуже чем в Европе )


09.


10. Но Ашхабад, к сожалению, повторяет ошибки прошлого. Почему так происходит? Я не знаю. Возможно они не приглашают иностранных специалистов и варятся в своем соку. Может быть, все эти районы проектирует сын вождя и ему боятся сказать слово против. В любом случае, на выходе мы получаем мертвый город.


11. Зайдем во дворы. Здесь ситуация не лучше. Во-первых, в центре дворов стоят гигантские навесы для парковки. Они занимают все место. Двор смотрится жутковато. Можно же было сделать легкие красивые навесы, но нет -- повсюду уродливые массивные конструкции.


Еще раз посмотрите на спутниковый снимок. Видите внутри кварталов зеленые крыши паркингов? На все остальное остается очень мало места.


12. Здесь, опять же, слишком много пустырей, сделано все не для людей.


13. Детские площадки маленькие и явно делаются для галочки. Играть на них дети не хотят.


14. В основном все закатано в бетон. Да, дворы предпочитают бетонировать. При местной жаре бетон меньше нагревается и дольше служит.


15. В целом тут все сделано по советским учебникам.


16. Зачем они делают цоколи? (


17. Вход в подъезд.


18.


19. Лифтов нет, двери не закрывают, отделка везде камнем


20. Самое актуальное объявление — мойка ковра


21. И аренда шатра


22. Мини-дом )


23. Переход


Вот такой вот район. Конечно, по сравнению с тем социальным жильем, которое делается в России, это выглядит очень круто и наверняка вызовет восторг у большинства читателей. Мне лишь обидно, что при их возможностях они не делают хорошо, а продолжают тиражировать ошибки старой градостроительной школы.

Что мешает делать вот такие первые этажи внутри квартала?




А улицы вот такие?


Улица может быть живой


А на хорошую детскую площадку будут приходить дети со всего города






На этом все. Спасибо за внимание ;)





Туркменистан наносит ответный удар!
Туркменбаши, Туркменистан
Аваза – гордость Туркменистана!

Ашхабад: город мертвых
Ашхабад: город живых
Архитектура Ашхабада, Туркменистан

Культ личности в Туркменистане
Опасная прогулка по вечернему Ашхабаду Запретный Туркменистан

Туркменистан: обратная сторона луны

Туркменистан

Туркменистан: самое большое в мире колесо обозрения!

Туркменский коммунизм

Секретный музей подарков президента Туркменистана
Все, лавочку прикрыли...



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 151
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
В моём городе много бетонных дорог, и они в отличие от асфальтированных служат гораздо дольше и практические не разрушаются десятилетиям.
Мойка ковра и установка шатра. Скучно на этом Свете, господа...
Даже детям Бердымухаммедова.

Edited at 2016-04-24 09:23 (UTC)
Автора поставит в тупик информация, что строят Ашхабад французские и турецкие фирмы. И с их проектами.

Это, кстати, очень верно.
Вложены в людей, и для людей бесплатно.
Забота о простых туркменах налицо, хоть и весьма своеобразная.

Мир замер в ожидании.Чиновники гадают,какой город будет следующим.
Челябинск-то, оказывается, по технологии mixed-use development строили, Илюша приедет и обязательно заценит))
>Что мешает делать вот такие первые этажи внутри квартала?

Мне кажется политика царя - чтобы люди поменьше общались друг с другом, и побольше смотрели телевизор, желательно с пропагандой. А то ещё задумают его свергнуть. Лучше больше двух не собираться!
Дело еще и в менталитете. Если в Европе городская среда традиционно для всех и каждого, а улица - неотъемлемая часть культуры жизни, то в совке и постсовке каждый сидит по своим ракушкам-квартирам. Улицы - они чтобы было "богато" и "круто", а не для того, чтобы жизнью жить.
Э, слушай, что значит «по сравнению с тем социальным жильем, которое делается в России»? Ты у нас в Сосенском видел, какое социальное жильё строится? Любой туркмен обзавидуется! Ага.

Вот кстати да. На фотках этих белокаменных домов не возникает чувства "я хочу тут жить". А на последних - возникает.
Но я из Таллинна, я думала, это просто вопрос привычки и адаптации местных жителей.
Хвалят же люди Омск, значит, им там хорошо и комфортно. Мало ли, люди разные, всякое, наверное, бывает.
Так и тут - строят туркмены себе эти мраморные дворцы с пустырями - ну, может, их туркменская душа такого просит.

да не душа, а сейсмологическая опасность. Нужно наличие свободного места в случае, если надо выбежать из дома и переждать сильные толчки. Если дом развалится (а при магнитуде более 6 с половиной вполне может быть и они там довольно часто происходят) люди останутся на пустыре в безопасности, потому как их не засыпет. Это в Аместредаме не трясет, зато там другая опасность - город находится ниже уровня моря и вечно рискует быть залитым.
Опыт. Европейцы понаделали столько же ошибок в градостроении, они были первые.
Re: А теперь посмотрим на другой Ашхабад
Тот же самый Ашхабад, что и у Варламова, половина фоток вечерние с уже вкл фонарями, а на улицах никого, т.к. там не комфортно, потому что не для людей, а для фоточек сделано. Понравиться может только жителям СНГ(и то не всех) и может, некоторым азиатам.
>>Магистрали городу нужны, но они должны быть полностью обособлены и не должны разрезать район на части.

Городской автобан? Так всё равно разрезают. Мосты или подземные переходы каждые сто метров через них не строят.
← назад