March 11, 2016

Какой будет Тверская улица после реконструкции

Как вы знаете, скоро лето, а значит по старой московской традиции опять начнут реконструировать улицы. На этот год планов много, но главное – это Тверская улица. Проектом занимается наше КБ Стрелка и голландское архитектурное бюро West 8, которое реализовало проекты в разных городах мира: Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке, Гамбурге, Шанхае и многих других. Первый этап реконструкции затронет участок от Охотного Ряда до Пушкинской площади. Второй этап будет через год. Давайте посмотрим, как к осени изменится Тверская:

ИСТОРИЯ

Тверская стала одной из главных улиц Москвы еще в XVIII веке. По ней из Санкт-Петербурга российские императоры ехали в Кремль, на ней проходили главные народные шествия и гулянья, на ней строились лучшие в Москве дома и магазины. Здесь заработала первая в городе конка, а потом появился и первый московский трамвай. Еще она стала первой улицей, на которой уложили асфальт и установили электрические фонари.

Тверская улица в 1903 году

В 1935 году советская власть постановила перепланировать неширокую и извилистую Тверскую улицу (в то время она была переименована в улицу Горького) в прямую и просторную. Тогда был составлен план социалистической реконструкции Москвы, в рамках которого Тверскую должны были расширить за счет сноса и перемещения зданий. Столице нового советского государства нужны были широкие зеленые проспекты. Тогда, как вы, возможно, знаете, снесли пол-Москвы. Вторую половину снести не успели, началась война.

Участок улицы Горького у магазина «Елисеевский» до расширения. 1939 год

Работы по расширению улицы, 1939 год

Снос зданий на улице Горького, 1937–1939 годы

В итоге по сторонам улицы снесли все церковные сооружения (раньше тут было пять храмов), историческую застройку. Какие-то здания, которые сочли ценными, просто передвинули: в их числе Моссовет и Саввинское подворье. За счет освободившегося места расширили улицу и отстроили новые дома.

Работы по передвижке здания Моссовета, 1939 год

В 1947 году в рамках того же плана по реконструкции на Тверской высадили большое количество деревьев. Так Тверская выглядела до 1990-х годов.

В 1990-х годах из-за реагентов и стремительного увеличения количества автомобилей многие деревья погибли. Другие просто вырубили. В это же время улице вернули историческое название. Получилось то, что мы имеем сейчас.

ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ

Что же будут делать с Тверской? План реконструкции Тверской улицы относится к участку от Моховой до Пушкинской площади. Он состоит в том, чтобы оптимизировать автомобильное и пешеходное движение, за счет дороги расширить тротуары, вернуть на них деревья и заменить фонари. Вот так он выглядит на бумаге: на нем обозначены 105 новых деревьев, 99 уличных светильников, пешеходные переходы и парковочные места. Кликните по картинке, если хотите все рассмотреть.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНЫ

Благоустройство пешеходной зоны состоит из трех частей: озеленения, освещения и мощения. Начнем с долгожданного озеленения, это для проектировщиков приоритетная задача.

Из-за плотно проложенных подземных коммуникаций озеленить всю улицу целиком не получится. 105 деревьев будут высажены на отдельных участках Тверской. Для высадки выбирают стойкие к морозу и другим экстремальным условиям растения. Корневая система каждого дерева будет защищена от реагентов и загрязнений бордюрным камнем и огорожена от коммуникаций защитными конструкциями типа таких.

Посадить решили липы. Их будут высаживать по краю тротуаров с шагом 9–10 метров. Это поможет деревьям хорошо разрастаться и избавит их от необходимости конкурировать за солнечный свет.

На улице и площадях планируется разместить около 90 фонарей, воссозданных по чертежам и фотографиям специалистами из музея «Огни Москвы». В новых фонарях будут LED-лампы, которые светят ярче, но потребляют меньше энергии.

Сейчас исторические фонари сохранились только на Пушкинской площади.

Кроме того, около 50 новых фонарей установят в Никитинском и Газетном переулках, дворах и скверах. Вот полная схема будущего освещения.

Последняя задача в благоустройстве пешеходной зоны на Тверской — это мощение. Проектировщики подобрали материал и технику мощения таким образом, чтобы они соответствовали монументальным фасадам зданий, выполненных в стиле сталинского ампира. Пешеходные зоны будут покрыты гранитом. Края тротуаров выложат темным гранитным камнем: он обозначит буферную зону, на которой будут высаживаться деревья, устанавливаться дорожные знаки и фонари. Она визуально отделит прогулочную часть тротуара, выложенную светлым гранитом, от проезжей части.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

Да, проезжая часть тоже будет реконструирована. В первую очередь проектировщики предложили сузить полосы движения, чтобы расширить тротуары. Также они собираются организовать стоянки такси перед главными зданиями улицы и реорганизовать парковочные места в примыкающих к Тверской переулках. В рамках плана улучшат все повороты и заезды во дворы, организуют новые остановки общественного транспорта и проложат на переулках приподнятые пешеходные переходы. В будущем на Тверской планируют выделить полосу для общественного транспорта.

Вот так Тверская выглядит сейчас:

Вот так будет после реконструкции. Обратите внимание, судя по картинке уродливые гранитные саркофаги, которые тут поставили несколько лет назад, убирать не планируют. Это очень странно, они занимают кучу места, мешают проходу и в них нет никакого смысла.

Переход у Центрального телеграфа до:

и после реконструкции:

Площадь перед станцией метро «Пушкинская» до:

и после реконструкции. Здесь практически ничего не изменится.

БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ

В Газетном переулке сузят проезжую часть, высадят деревья, поставят фонари, замостят тротуары и сделают линейную парковку на 52 машины.

Вот так будет после реконструкции:

В Никитинском переулке сделают то же самое, только парковочных мест будет чуть больше. Вот так там сейчас:

И вот так скоро будет:

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Аркадий Гершман (

gre4ark), транспортный аналитик:

Основные проблемы Тверской сейчас – это шум, отсутствие нормального наземного общественного транспорта и разорванные связи. Шум достигает отметки в 85дБА, из-за чего на ней не просто невозможно разговаривать. Наземный общественный транспорт, который делает улицу доступнее для людей и в прямом смысле оживляет её, сейчас в полном упадке: маршрутов мало, да и те ходят редко, а чаще просто стоят в пробке. Разорванные связи выражаются в невозможности спокойно перейти на другую сторону пешеходам и велосипедистам – для этого необходимо спускаться и подниматься через внеуличные переходы, что является настоящим рукотворным барьером для людей (не просто так подземные и надземные пешеходные переходы на улицах не строят во всём нормальном мире уже лет 30-40). К тому же, из-за частичной бессветофорности улицы, страдают автомобилисты, которым приходится делать большие перепробеги.
Решить первую проблему могло бы успокоение трафика и снижение количества рядов, но, к сожалению, ограничились лишь сужением полос, что хоть и хорошо, но явно недостаточно для успокоения и очеловечивания Тверской. Деревья, конечно, частично решат проблему для жителей, но это борьба с последствиями, а не первопричиной. На уровне пешеходов же всё останется как сейчас.

Проблема с общественным транспортом могла решиться организацией выделенной полосы и изменением интервалов. Но этого сделано не было. Просто для сравнения: в Петербурге через Невский проспект проходит 14 маршрутов и есть выделенная полоса, в Москве же через Тверскую только 2 (точнее 4: 2 дневных и 2 ночных, но одномоментно только два).

Решить проблему разорванных связей тоже довольно легко: во многих местах нужно просто нарисовать переход, даже не меняя светофорные фазы. Это уже сделало бы улицу намного дружелюбнее. С автомобильными перепробегами было бы сложнее, ведь пришлось бы менять схему организации дорожного движения и устанавливать новые светофоры. Но это не только улучшило бы связку улиц, но и успокоило движение, а также помогло бы дозировать трафик, в результате чего пробок на улице стало бы меньше (вместо коллективного стояния, поток бы двигался от светофора к светофору).

Станет ли Тверская удобной после реконструкции? Нет, пешеходы и велосипедисты как были нежеланными гостями на ней, так и останутся. Максимум, что изменится – улица будет смотреться красивее из окна машины и мэрии, на фотографиях и со спутника.

Что мы имеем в итоге?

На мой взгляд, основная проблема Тверской в том, что из исторически шумной торговой улицы она в какой-то момент превратилась просто в шумную. Транзитная функция сегодня преобладает, и сколько лавочек на Тверской не ставь, ситуацию это не изменит. По Тверской не хочется гулять, здесь не хочется проводить время, вообще люди сегодня стараются обходить ее стороной. Раньше, в советское время, когда машин было мало и вдоль улицы росли деревья, она была намного приятнее. Полос движения, кстати, было меньше (вдоль тротуара была парковка, а для движения было 6 полос вместо 8). Потом деревья вырубили и улицу расширили. Сегодня Тверская совершенно мертвая. Даже аренда квартиры на Тверской стоит всегда дешевле, чем в других районах. Постоянный шум от 8-полосной магистрали, кому это может понравиться? Сравните, кстати, Тверскую и Невский. При одинаковой ширине, по Невскому гулять гораздо приятнее.

Несколько месяцев назад я был на совещании в студии West8, которая разрабатывала проект реконструкции Тверской. Тогда много обсуждали, как сделать на улице хорошее общественное пространство, чтобы она стала не для машин, а для людей. Меры тоже разные обсуждались. Например, визуально хотели выделить несколько площадей (Пушкинскую, напротив мэрии, напротив Камергерского и в конце, где Манежная площадь). Предлагалось сделать там другое мощение и восстановить наземные переходы. Хотели делать выделенную полосу для общественного транспорта и даже сузить улицу на одну полосу. Идей было много, но главное, что надо было решить — это успокоить трафик. Чтобы машины так не гоняли, чтобы было меньше шума и пыли. Только после этого имеет смысл делать вообще что-то.

В итоге из всех идей удалось реализовать только деревья и сужение полос. Это хорошо, но недостаточно. На мой взгляд, самым главным было восстановить наземные переходы. Можно было вообще ничего не делать, а просто вернуть зебры. Улица сразу стала бы намного удобнее. Но ни одну зебру вернуть не получилось. Архитекторы проиграли чиновникам, которые безумно боятся любых радикальных, на их взгляд, изменений.

Если вы посмотрите на проекты разных архитектурных студий по Тверской, которые появлялись в последние годы, то увидите одну закономерность, которая эти проекты объединяет — наземные переходы. Но чиновники боятся. «А вдруг на этом наземном переходе кого-то собьют? Нет уж, лучше мы всех людей под землю загоним!» — думает чиновник. Вопрос, что лучше — наземный или подземный переход, в городе давно закрыт. На эту тему есть масса исследований, этот вопрос уже 50 лет как решен и все города цивилизованного мира отказались от внеуличных переходов в центре. Но у нас же свой путь. Хорошо еще тоннель под Пушкинской не сделали, а ведь хотели раньше. Для наших чиновников от пешеходов на улицах вообще одни проблемы. На них падают сосульки, их сбивают машины, они ломают ноги на скользких тротуарах, а еще они много возмущаются. В идеальном городе для московского чиновника пешеходов быть не должно. Но раз уж они есть, то надо их куда-то запихнуть с глаз долой и от греха подальше. Вот и запихивают под землю.

В итоге из положительных моментов я могу отметить возвращение полноценных деревьев в грунт и исторических фонарей. Я немного следил за процессами изнутри и могу сказать, что даже это огромная победа. Да, деревьев тоже могло не быть. Закатали бы тротуары в гранит и все. Но продавили.

Надо понимать, для некоторых чиновников Тверская сегодня — это предвыборная игрушка, реконструкцию они рассматривают исключительно в контексте заработка на ней политических очков. И им плевать, что и как там будет. Сейчас нельзя сделать нормальный архитектурный конкурс, потому что на это нет времени. Потому что, если сделать нормальный архитектурный конкурс, то Тверскую не успеют сдать к выборам осенью этого года, а значит избиратель не успеет порадоваться изменениям. Избиратель должен радоваться, чиновник из мэрии должен перерезать ленточки перед телекамерами.

Нам остается надеятся, что после выборов запал не пройдет и первый этап Тверской доделают. Изменят схему организации дорожного движения, добавят наземные переходы. Это очен простые действия, которые сделают город лучше.

Как вам новая Тверская?