March 8, 2016

Старейшие фотографии Москвы

Несколько лет назад я делал для вас подборку старейших фотографий столицы. С тех пор в открытом доступе их стало намного больше. Я выбрал самые интересные и красивые и теперь приглашаю вас как следует прогуляться по Москве XIX столетия и понять, что изменилось за полтора века, а что осталось на прежнем уровне. Почти все фотографии в посте сделаны до 1875 года, за исключением снимков, не поддающихся датировке, и видов из железнодорожных альбомов.

Итак, старейшие фотографии Москвы! Издание второе, дополненное и исправленное.

Старейшее известное фото Москвы. Представляет собой раскрашенный и отретушированный дагерротип Леребура, сделанный в 1842 году. На фотографии виден начальный этап строительства Большого Кремлевского дворца. 1842 год.

в
Первые дагерротипные снимки Москвы были сделаны ещё в 1839 году: «5 июля 1839 года в прибавлении №53 к газете "Московские ведомости" москвичи прочитали удивительное сообщение владельца магазина Карла Андреевича Беккерса: ДАГЕРРОТИП. Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб. асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации...».

Один из старейших дагерротипов с изображением Москвы. На изображении ещё нет колокольни церкви Николая Чудотворца на Берсеневке (её построят в 1854 году). На сайте французского Музея фотографии этот снимок датируется 1842 годом.

Раскрашенный дагерротип Ноэля Леребура 1842 года, первый известный снимок храма Покрова на Рву. В оригинальном издании под снимком видна подпись "Daguerreotype Lerebours".

Фотография Роджера Фентона 1852 года, на которой запечатлен Большой Каменный мост XVII века. Этот уникальный памятник архитектуры допетровской Москвы уничтожили в 1858 году со стандартной формулировкой "за ветхостью". На остатках старых опор построили новый железный мост, который в 1938 году заменили на ныне существующий.

Одна из первых фотографий Кремля, 1852 год

Одна из первых фотографий Большого театра. Фото сделано уже после пожара 1853 года и последующей реставрации.

Панорама Театральной площади перед коронацией Александра II, 1856 год. По периметру площади построены декорации по проекту Альберта Кавоса для предстоящих торжеств и иллюминации.

На Красной площади тоже иллюминационные конструкции в честь коронации.

Вознесенский монастырь (разрушен в 1929 году) и Спасская башня, тогда ещё белая.

Вид на Красную площадь, 1870-1888 годы. Спасская башня уже красного цвета.

Ильинка. Биржевая площадь в 1864 году.

Воскресенская площадь (ныне площадь Революции), 1870-1875 годы

Торговля Челнокова у Воскресенских ворот, 1874 год

Панорама Москвы из Кремля, 1856 (кликабельна!). Одна из первых видовых фотографий города.

Вид со Спасской башки, 1860-1863 годы

Вид с колокольни Ивана Великого в сторону Швивой горки, 1860 год. Стены Кремля ещё белые, а прясло ремонтируют: на этом участке стены был переделан цоколь и заново переложены 58 зубцов.

Вид на Кремль от Швивой горки. Фентон, 1852 год.

Вид с только что отстроенной колокольни церкви Николы на Берсеневке. Из комментариев: "Древние набережные палаты при церкви (с кокошниками, на переднем плане) в перестроенном виде стоят и сейчас. Справа – первоначальный Большой Каменный мост (постройки 80-х годов XVII века). В 1857-59 он будет заменён новым, который, в свою очередь, простоит до 1938. Крупные, значимые городские объекты ещё не тонут в плотной застройке. Слева направо на горизонте: портик гимназии Кирпичниковой по Знаменке, 12 (теперь – муз. школа им. Гнесиных); правее – дворовый фасад д. 9 на той же Знаменке (перестроен); ещё правее – собор и колокольня Крестовоздвиженского женского монастыря (если кто не знает – стоял напротив Военторга, Воздвиженка, 7); в центре кадра – Пашков дом и перед ним – колокольня ц. Николы Стрелецкого; затем – ц. Знамения на Шереметевом дворе; у правого края – комплекс зданий Университета – Моховая, д. 9 (ещё с боковым портиком) и Моховая, 11 (виден только купол). Пречистенская набережная застроена домишками так тесно, что даже не читается (как и соседняя Ленивка). Над парапетом моста – ныне существующий особняк по Кремлёвской наб., 1 (только с первоначальным, более приличным мезонином)".

Вид на южную часть Кремля

"Вид из-за Москвы-реки (от Устьинского моста) в сторону Таганки. На фотографии распознаны (слева направо): усадьба Тутолмина; несохранившаяся церковь Космы и Дамиана, а возле нее – усадьба Шапкиных/В.П. Щукина/М.Ф. Михайлова; затем (на переднем плане) идет Мазуринская богадельня, и за ней – церковь Св. Николая в Котельниках; несохранившаяся церковь Спаса Всемилостивого в Чигисах; несохранившаяся церковь Воскресения Христова в Гончарах; Новоспасский монастырь".

Купола церквей в Кремле. Снова Фентон и снова 1852-й. Из комментариев: "В отличие от дагерротипов Леребура 1842 г., эта фотография была сделана по новой тогда технологии – на вощеной бумаге, а не на посеребренной металлической пластине. Время выдержки существенно сокращалось, но четкость изображения была значительно хуже, чем у дагерротипов".

Фотография Фентона "Внешние стены Кремля, Москва". Храм Христа Спасителя ещё не достроен.

Строительство храма Христа Спасителя. Фентон, 1852-й.

В 1860 году наружные леса были разобраны, и храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте.

1869 год

Вид на Москву с храма Христа Спасителя, 1867 год (панорама кликабельна!)

Румянцевский музей, 1850-1880. Перед зданием, похоже, видны тачки водовозов.

Страстной монастырь, 1855. Сейчас на этом месте Пушкинская площадь. Кстати, какое-то время памятник Пушкину (он был установлен в 1880 году) стоял перед надвратной церковью. Вот что вспоминал Валентин Катаев:

"Памятник [Пушкину] в то время ещё стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, и удивительно подходил к его маленьким золотым луковкам. [Мы] привыкли также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря".

С приходом советской власти монастырь был превращён в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, а в 1937 году все постройки монастыря были снесены при реконструкции ул. Горького (Тверской) и Пушкинской площади. Со времён империи сохранилось лишь название Страстной бульвар.

Трубная площадь, 1855-1860-е. Из комментариев на Pastvu: "Если верить очень "сочному/смачному" бытописателю Москвы XIX века В.А. Гиляровскому, которому случалось, между прочим, ошибаться и в датах, и в московской географии (см. книга "Москва и москвичи", глава "На Трубе"), то тут перед нами на этом фото пока ещё т.н. "Афонькин кабак", на месте которого после реформ 1861 года Александра II был возведён ресторан "Эрмитаж Оливье" по взаимной договоренности купца Пегова и повара из Франции Люсьена Оливье".

Кулишки, 1860-1870. Рядом с храмом Всех Святых сейчас вход в метро "Китай-город".

Мэрия Москвы ) Так выглядел дворец генерал-губернатора до реконструкции и возведения надстройки в 1940-х годах.

Гостиница "Дрезден" в Столешниковом переулке

Кузнецкий мост от Большой Дмитровки

Давайте посмотрим на Москву, которую больше нигде наблюдать нельзя. На фотографии – временный Народный театр на Китай-городе, представленный Отделом попечения о нравственном улучшении рабочих. Это один из экспонатов Политехнической выставки 1872 года.

Павильон Петра Великого, построенный к Политехнической выставке 1872 года. Собственно, к юбилею первого российского императора (200 лет со дня рождения) эта выставка и была приурочена. На выставке одновременно были представлены сельскохозяйственные, промышленные, научные, военные и культурные достижения Российской империи. За три летних месяца её в общей сложности посетили 750 тыс. человек, а часть экспонатов потом разместилась в Историческом и Политехническом музеях.

Сухарева башня, 1861-1872. Башня стояла "в устье" Сретенки с 1695 года, но в 1934-м её разрушили при реконструкции Сухаревской площади (вернее, сразу двух площадей, Большой и Малой). Сейчас на её месте стоит стела в память о башне.

Триумфальные ворота Бове тогда находились на Тверской заставе, возле Брестского (сейчас Белорусского) вокзала. В 1936-м они были разобраны при реконструкции площади. На Кутузовском проспекте сейчас стоит их копия из более современных материалов.

Красные ворота, 1855-1860. В декоре присутствуют вензели Николая I с коронами, позднее заменённые на вензели Екатерины без корон. Кстати, снести ворота собирались ещё в 1854 году, но их отстоял инженер-генерал Дельвиг, двоюродный брат поэта. В итоге арка была уничтожена при расширении Садового кольца в 1927 году.

Ещё на Красной площади когда-то стояло здание Земского приказа, оно же – здание Главной аптеки и первое здание Московского университета. Но в 1874 году его разобрали, а на его месте построили Исторический музей.

"Видъ Красной площади въ 1872 г., снятый фотографически до сломки зданiя присутственных мѣст, находившагося на мѣстѣ, на которомъ построен Историческiй музей".

Начало строительства Исторического музея, 1875 год.

Много фотографий Москвы третьей четверти XIX века посвящено железной дороге. На этом снимке – станция Крюково в 1855-1864 годах. Тут была одноимённая деревня, позже образовался одноимённый посёлок железнодорожников. В 1938 году их объединили в посёлок городского типа, который затем вошёл в состав Зеленограда.

Станция Химская в 1855-1862 годах. 17,4 версты (18,56 км) от Москвы, а именно от Николаевского вокзала. Кстати, расстояние с тех пор почти не изменилось. Зато изменилось название.

Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги. Из комментариев: "Первое в Москве паровозное депо было построено в 1847-49 годах по проекту Константина Тона. Здание имеет круглую форму, в его середине располагался поворотный круг, предназначенный для разворота паровозов и направления их в нужное стойло. Всего было 20 стойл или, как их сейчас называют, канав. Вместо ещё одного стойла был устроен сквозной тоннель для проезда паровозов внутрь здания. Над поворотным кругом был устроен купол из металлических конструкций. Такая планировка паровозных зданий просуществовала относительно недолго – уже к концу XIX века стали строить прямоугольные, а затем и веерные здания. Всего было построено девять круглых депо, в Москве такое здание – единственное".

В 2011 году депо было выкуплено РЖД, а в 2013-м – частично снесено. Суд по заявлению "Архнадзора" приостановил его снос, в 2014 году представители РЖД заявляли о реконструкции Кругового депо, но что в итоге с ним будет, неизвестно.

На будущей площади Трёх вокзалов вокзал пока только один, Николаевский. Ярославский (изначально Троицкий) и Казанский (изначально Рязанский) начнут работать с 1862 года, но "таксисты" тут уже дежурят )

Полустанок "Люблино". Раскрашенная фотография из альбома видов Московско-Курской железной дороги. По одним данным, альбом вышел в 1878-м году, по другим – в 1885-м.

Полустанок "Бутово"

Железнодорожный мост через Москву-реку на месте нынешних Верхнего и Нижнего Сабуровских мостов.

Андроников виадук (железнодорожный) через реку Яузу, построенный в 1865 году.

Вокзал Курской железной дороги. Станция находилась недалеко от нынешнего Курского вокзала, но несколько севернее, в районе Путейского тупика, где сейчас стоят огромные стеклянные офисы.

Пробежимся по окраинам. Пасека на территории нынешнего Измайловского парка.

Дорогомиловский мост, 1860-1867, фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Из комментариев: "Деревянный мост, разбиравшийся на время половодья, простоял до 1864 года. Этот мост был куда ниже последующих металлического и каменного мостов, отчего левый берег ("Гора Варгуниха", "Варгунихина гора") сильно возвышается над ним. Теперь рельеф не так заметен (хотя всё же ощущается). Над мостом – храмы Иоанна Предтечи в Кречетниках (левее) и Николы на Щепах (правее)".

Строительство Перервинской плотины Первая система шлюзования на Москве-реке была сооружена в 1874-1877 годах акционерным обществом "Товарищество Москворецкого туерного пароходства". Плотины сделали Москву-реку судоходной на протяжении 154 км, от Перервинской плотины до устья.

Московский зоосад. Фотография сделана до 1890-х годов, когда Малый пруд окончательно отделился от Большого. Раньше это был единый водоём.

Вид на нынешнее Медведково из нынешних Мытищ

Вид от усадьбы Кунцево на село Крылатское, 1865-1877

"Вид Преображенского с западной стороны в настоящее время. Изображение выполнено от места бывшего Нагорного Дворца Его Императорского Высочества в Ново-Преображенском", 1879 год. Из комментариев: "Позади Генеральной (Электрозаводской) улицы видны улицы Буженинова, Суворовская, 9-й Роты. Фотограф стоял на здании мануфактуры Жан-Пьера Мусси-Жиро. Проглядывают колокольня и надвратный храм на Преображенском валу, во владении №25, и Успенская моленная, башни и дом с львиными воротами во владении №17 по валу".

Оказывается, уже тогда в Москве были маршрутки! Эта линейка например, снята в Серебряном Бору.

Из очерка Петра Богатырёва "Московская старина": "Линейки – это достопримечательность тогдашней Москвы. Никакой жестокий инквизитор не мог бы выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили ещё деньги за свою муку. Такого безобразия, как эти линейки, вряд ли где можно найти. Линейки эти были до невозможности грязные, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колёсами, с пьяными дерзкими ямщиками, часто с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу". А должно было быть, как водится, несколько иначе – из газеты "Московские ведомости" за 1847 год: "...с сентября сего 1847 года у нас открывается езда в публичных экипажах и при том на следующих основаниях; вмещая от 6-ти до 10-ти пассажиров, каждый экипаж будет возим двумя сильными, красивыми лошадьми...".

Вот выдержка из правил работы линеек: "Экипаж не дожидается полного числа пассажиров, но отправляется тотчас, если займёт место хотя бы один только человек; во время следования, по данному кондуктором знаку, экипаж тотчас останавливается и принимает пассажира. Каждый пассажир, доехав до того места, до которого ему нужно, имеет право остановить экипаж и выйти...".

Кстати, линейки катались не только по окраинам, но и в самом центре. Например, "маршрутки" парковались прямо у собора Василия Блаженного!

Большинство фотографий для этого поста взяты с сайта Pastvu, крупнейшего архива исторических снимков.