Геноцид электротранспорта в России
Кладбище трамваев, Лос-Анджелес, 1952 год. Одна из известнейших фотографий прошлого века. К началу XX века в Лос-Анджелесе существовала одна из самых больших трамвайных сетей в мире. Но вскоре от общественного транспорта решили отказаться: люди думали, что за личным автомобилем – будущее. Последние трамваи исчезли из города в 1963 году.
Сегодня Лос-Анджелес может похвастаться самыми широкими в мире дорогами, самыми большими развязками и ужасными пробками.
Мы живём в удивительное время. Значительная, возможно, большая часть человечества имеет возможность пользоваться последними достижениями науки и техники. Приложение в смартфоне помогает управлять фабрикой, проектировать дома или, скажем, сочинять музыку. Томографы способны находить болезни, которые без них обнаружил бы один врач из сотни. Роботы строят электромобили и проводят сложнейшие операции, космические корабли уже научились покидать Солнечную систему и начали исследовать пространство нашей Галактики. Любой известный музей вы можете посетить виртуально и разглядеть произведение искусства лучше, чем в реальности...
Вроде бы все понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Но когда дело доходит до общественного транспорта, начинаются споры: "А не убрать ли нам трамваи? Они же так много места занимают!" или "Зачем в городе троллейбус? Это же несовременно!". Во всем развитом мире города совершили эти ошибки в середине прошлого века. Сейчас наверстывают упущенное. Но у России свой путь. Нам надо все ошибки совершить самостоятельно.
Крепкие хозяйственники с совковым менталитетом с наслаждением обрывают контактные сети, выкорчёвывают километры рельсов, а трамваи и троллейбусы отправляют на металлолом или превращают их в пивнушки для развлечения редких туристов. На место устаревших, неэффективных, но работающих ГУПов и МУПов приходят наглые частники, закупают дешёвенькие душегубки и нанимают в качестве водителей несостоявшихся гонщиков...
Думаете, такое происходит только в паре российских городов? Как бы не так!
Вот что мне пишут из Калуги:
"Илья!Наш прославленный губернатор уже вытеснил с улиц Калуги малочисленные трамвайные линии, парочка осталась.Теперь вот принялся за троллейбусы.Прошу вас принять меры, т.к. губернатор вошел в такое состояние, когда он уже действительно ощущает себя бессменным лидером-барином. А ваши идеи по поводу трамвая в частности и общественного транспорта в целом - они разумные.С трафиком в Калуге жопа, осталось ее только усугубить истреблением троллейбусов и увеличением числа маршруток".
UPD: В Калуге трамвая никогда не было. Письмо не проверил, доверился информации от читателя, который прислал мне его. Претензии по трамваю к Калуге снимаются.
Но с троллейбусами действительно всё не очень весело: губернатор Артамонов считает, что они должны быть вытеснены из Калуги "автобусами на газомоторном топливе".
"Это гораздо более экономично и удобно для граждан. Я не говорю, что мы троллейбус будем ликвидировать. Нет, пусть он ползает. Но всё-таки конкуренция у него должна появиться", – считает глава региона.
А это уже весточка из Дзержинска:
"Здравствуйте, Илья.В г. Дзержинск Нижегородской области власти приняли решение о ликвидации трамвайного движения.19 декабря жители планируют провести митинг против ликвидации трамваев.У вас много читателей, пожалуйста, напишите пост об этом".
В самом деле, власти решили просто убрать трамвай из 230-тысячного города "в связи с физическим износом трамвайных путей и подвижного состава, экономической нецелесообразностью, в целях обеспечения безопасности при пассажирских перевозках".
При этом на предложение закупить б/у-вагоны из Москвы администрация внимания не обратила. Активисты говорят, что без трамвая в городе наступит транспортный коллапс, а их самих лишат возможности добираться на работу вовремя и без пробок.
Дзержинский трамвай в ноябре отметил своё 82-летие. Несмотря на упадок, в который трамвайная система постепенно приходила с 2006 года, два маршрута, №4 и №5, всё ещё работали и пользовались у горожан популярностью. Но 17 декабря местные трамваи совершили свой последний рейс...
Работники предприятия проводили трамвай, устроив ему настоящие похороны. Администрации эта затея не понравилась, и с трамвая быстро сорвали венок.
В этой ситуации жители Дзержинска не стали делать вид, что им всё равно, а проявили чудеса самоорганизации. 19 декабря они собираются выйти на митинг против ликвидации трамвая, рассказать всем о её причинах, а заодно о том, как развивается трамвай в других городах.
Это лишь два примера. Я решил выявить другие города, власти которых занимаются вредительством и уничтожают городской электротранспорт.
Давайте посмотрим, где что происходит.
Возьмём, например, Петрозаводск. Это столица Карелии, город с почти 300-тысячным населением. Осенью город едва не остался без троллейбусного движения из-за долгов МУП "Городской транспорт" перед энергетиками. Долг в размере около 8 млн рублей, кстати, так и не погашен. Как предприятие будет жить дальше, непонятно. Новые субсидии из бюджета выделяться, скорее всего, не будут. Вполне вероятно, что жителям Петрозаводска придётся и дальше защищать свой троллейбус на митингах.
Ещё хуже пришлось Кургану. Троллейбусы не выходили на улицы города с апреля 2015 года. В ноябре, как раз к 50-летию курганского троллейбуса, стало известно о его окончательной ликвидации. Против возобновления движения проголосовало собрание кредиторов МУП "Городской электротранспорт".
При этом конкурсный управляющий МУП Андрей Плешков рассказал, что кредиторы были согласны пустить троллейбусы, если им дадут гарантии по выплате долгов и объяснят, из каких средств они будут выплачиваться в случае убыточности предприятия. Но администрация Кургана возможность возобновления диалога с кредиторами проигнорировала.
Ещё один город, который в ближайшее время может лишиться троллейбусного движения – Благовещенск. Летом в городе развернулась острая дискуссия о судьбе этого вида транспорта. Сейчас в городе работает всего один троллейбусный маршрут. Горожане пытались его спасти, создав петицию и организовав сбор подписей, но процесс идёт не очень бодро.
Мэр Благовещенска Валентина Калита рассказывает, что троллейбус не пользуется спросом у горожан, и вообще, его отсутствия они почти не замечают. На самом же деле власти города в 2013 году просто убрали троллейбус с популярного маршрута и пустили его по другой улице. В результате уже через год количество пассажиров, перевезённых троллейбусами, снизилось вдвое по сравнению с 2011-м. И после этого мэр рассказывает всему миру о том, как троллейбус непопулярен у горожан.
В Волгограде о ликвидации всей троллейбусной сети речи пока не шло, но власти собирались закрыть с нового года маршруты №6 и №18. Их удалось отстоять жителям города, которые объединились с транспортниками. Это редкий случай, когда городские власти действительно обратили внимание на общественное мнение вместо того, чтобы вновь попытаться внушить населению, что автобусы гораздо удобнее.
Жители Астрахани весной опасались, что троллейбусная сеть в городе будет закрыта из-за долгов МУП "АТП" перед энергетиками. В апреле троллейбусы даже встали на один день, а новый директор предприятия высказался за ликвидацию троллейбусного движения. Но летом настроения чиновников таинственным образом переменились, и мэр города поддержал сохранение электротранспорта. Вскоре после этого власти заговорили об увеличении парка троллейбусов и даже заморозке стоимости проезда.
Вообще, конфликты с энергетиками – одна из главных причин нынешнего кризиса предприятий, управляющих трамвайным и троллейбусным движением в российских городах. Долги ряда МУПов исчисляются десятками миллионов рублей, и энергетики вынуждены идти на крайние меры. Остановка работы электротранспорта из-за долгов за последние пару лет стала повседневным явлением. В этом году помимо Кургана, Астрахани и Петрозаводска подобные истории произошли, например, в Саратове, Тольятти.
Ситуация настолько сложная, что ликвидацией электротранспорта озаботилось даже официальное СМИ Госдумы и Совфеда – "Парламентская газета".
Власти российских городов могут сколько угодно рассуждать об убыточности трамваев и троллейбусов. Здесь важно помнить, кто довёл все эти МУПы до их нынешнего состояния, отдав все самые хлебные маршруты на откуп частникам с их маршрутками и мини-автобусами. К тому же, городской транспорт вовсе необязательно должен быть прибыльным. Пример Таллина доказывает, что проезд может быть даже бесплатным. Эта мера не только обеспечивает мобильность населения, но и привлекает в город новых жителей, что в нормальных условиях подразумевает развитие экономики.
Если за власть в наших городах будут держаться крепкие хозяйственники с их чётко выстроенной системой кумовства и взяточничества, троллейбусы и трамваи продолжат исчезать с улиц.
К слову, пока в России трамваи и троллейбусы планомерно выводятся из строя, во всём мире наблюдается бум запуска новых и возрождения старых систем электротранспорта. В Европе только с 2010 года трамвайные системы открылись в таких городах, как Бордо, Тулуза, Флоренция, Палермо, Берген, Сарагоса и Эдинбург.
Трамвай в Сарагосе
Трамвай в Эдинбурге
Может быть, вы возразите, что всё это относительно небольшие населённые пункты, и в крупном городе внедрить трамвайную систему с учётом современной загруженности улиц не получится?
Что ж, тогда придётся привести в пример Китай, где трамвайные системы недавно появились в Шанхае и Гуанчжоу с населением 24 и 14 млн человек соответственно.
Трамвай в Шанхае
Кроме того, трамваи теперь курсируют по Иерусалиму, Дубаю, американским Атланте, Далласу, Солт-Лейк-Сити, Сан-Диего и даже колумбийскому Медельину. Ещё раз: это лишь те системы, что возникли за последние 5 лет.
Трамвай в Медельине
Трамвай в Сан-Диего
Кстати, напомню вам, почему трамвай и троллейбус – это лучший общественный транспорт для города.
В развитых странах трамвайные системы массово закрывались в период с 1955 по начало 1980-х годов. В России же отдельные маршруты сокращались и уничтожались с начала 90-х, но настоящий упадок трамвая и троллейбуса наблюдается примерно с 2005 года. Наша страна отстаёт от передовых стран в развитии общественного транспорта на 40-50 лет. Если мэр вашего города уничтожает электротранспорт, то он либо некомпетентный дурак, либо вредитель.